Организация работы семейного клуба

Зав. ГОУ детским садом №2374, Н.Ф. Лагутина,

К.п.н., проф. Н.В. Микляева

Создание семейного клуба для родителей, объединенных проблемой патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста – это возможность в дружеской атмосфере взаимопонимания и взаимопомощи разобраться в проблемах формирования семейного быта и взаимоотношений, основываясь на традициях народной культуры, комплексного решения задач формирования патриотических представлений, воспитания патриотических чувств и поведения в процессе активного взаимодействия детей и взрослых – родителей и педагогов. Кроме того, семейный клуб позволяет поделиться собственным опытом общения с детьми и их воспитания вообще, расширить социальные контакты семьи с помощью ее включения в совместные игры и чаепития детей и взрослых, детско-родительских занятий, «издание» семейных газет, разновозрастные творческие мастерские, конкурсы, семейные викторины и соревнования и др.

    При этом следует учесть, что сами по себе данные мероприятия не могут решить всех задач, ради которых создается Семейный клуб. Для того, чтобы данные задачи решались комплексно, их нужно сначала выстроить в определенную последовательность, подобрать эффективные формы работы с родителями и детьми. В качестве примера обратимся к опыту работы МДОУ №10 г. Красногорска.

Таблица 20.

 

Этапы

Задачи и

содержание

Формы

Участники

1 этап

Изучение традиций семейного воспитания (исторических и современных).

Анкетирование. Опросники.

Вечера «Вопросов и ответов».

Творческая группа педагогов ДОУ.

2 этап

Повышение педагогической компетенции родителей по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей в семье.

«Мир дома твоего», «Семейная гостиная» - цикл годовых встреч.

Родительский актив.

Творческая группа педагогов ДОУ.

3 этап

Организация совместной детско-родительской деятельности.

Совместные праздники.

Ярмарки.

Трудовые и спортивные акции.

Экскурсии, поездки.

Родительский актив.

Творческая группа педагогов ДОУ.

4 этап

Родительские общественные объединения

Самоорганизация родителей на основе добровольности и творчества.

Родительский клуб.

Родительский актив.

 

5 этап

Решение задач патриотического воспитания в процессе активного взаимодействия детей и взрослых – родителей и педагогов

Семейный клуб

Детский коллектив.

Родительский актив.

Творческая группа педагогов ДОУ.

Общественные организации

 

    Как видно из таблицы, семейный клуб возникает не сразу.

    На наш взгляд, начинать его создавать нужно с коллективных игр, в которых участвуют и дети, и взрослые. Например, с игры  "Давай познакомимся". Дети и взрослые (родители) садятся в круг. Каждый называет себя по имени. Затем один из участников встаёт в центр круга и по очереди бросает мяч каждому, называя его по имени. Упражнение можно повторять несколько раз.

  Затем содержание совместных игр усложняется. При этом важно, чтобы подобранные педагогом игры воспитывали чувство соборности, единства одних детей с другими детьми, одних семей – с другими. Приведем пример такой игры – игры «Золотые ворота».

   Одна пара играющих (обычно, родитель и ребенок) берется за руки и поднимает их вверх, образуя ворота, остальные дети и взрослые,  взявшись за руки, цепочкой проходят через ворота и напевают:

Идет матушка-Весна,

Отворяй-ка ворота.

Первый март пришел-

Всех детей провел.

А за ним и апрель-

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май-

Сколько хошь теперь гуляй!

    Пропустив всех, «ворота» каждого из игроков спрашивают, какую он выбирает сторону: «правую или левую»? Разделившись на две «стороны», дети и взрослые становятся в ряд  за «воротами» и таким образом составляют новые пары, которые берутся за руки и поднимают их вверх. После этого игрок, не имеющий пары, входит в «ворота», и ему поют:

Ходит матушка-Весна

По полям, лесам одна.

Первый раз прощается,

Другой раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим Вас!

Ходит матушка-Весна,

Ищет детушек одна.

 Первый раз прощается,

Другой раз запрещается,

На третий раз не найдете-

Сами в клетку попадете!

         Затем игрок ребром ладони разъединяет руки стоящих пар. Образовавшиеся две команды меряются силой, перетягивая жгут.

         Данная игра, как и все остальные народные игры, знакомит детей и взрослых с историей народа, его традициями и укладом жизни, ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, действия организованы. Это связано с сильным образным началом таких игр и динамичностью создаваемого образа. Так, игре «Гуси-лебеди» волку нужно поймать гусей, а гусям — убежать от него, а в игре «Коршун и наседка» требуется действовать наоборот: коршуну нужно утащить цыпленка, а курице — защищать своего цыпленка. Это сближает народные игры с творческой детской игрой, где дети и взрослые, участвующие в их воспитании, могут моделировать такие же ситуации, но там они быстро исчезают под наплывом новых впечатлений, а в описываемых нами играх события принимают устойчивую форму, способствуя формированию определенной жизненной позиции и стратегии детского поведения в соответствии с ценностями, свойственными для традиционной культуры: ценностями Добра, Истины и Красоты. Поэтому не удивительно, что народные подвижные и, особенно, хороводные, игры любят использовать в своей работе как воспитатели и учителя, так и специалисты: педагоги дополнительного образования, социальные педагоги и педагоги-психологи. Особенный интерес к ним испытывают музыкальные и физкультурные руководители. Часто именно они выступают инициаторами создания коллекции народных подвижных игр в детском саду и их активному внедрению в практику физического, музыкального воспитания детей, в работу всего педагогического коллектива по подготовке и организации детских праздников. С другой стороны, эта активность физкультурного и музыкального работников приводит к тому, что родители, принимавшие участие в обыгрывании данных игр, легко включаются в сотрудничество с педагогами, принимают активное, а не пассивное участие в проведении фольклорных праздников и досугов.

      Кроме совместных игр и досугов, родителей в рамках работы семейного клуба активно привлекают к совместной продуктивной и творческой деятельности вместе с детьми. При этом сначала используются разнообразные игровые упражнения, способствующие формированию эмоциональной направленности детей и родителей друг на друга, умений, связанным с активным слушанием и налаживанием взаимопонимания в процессе совместной деятельности. Например, для этого проводится игра "Рукавички". Для нее нужны вырезанные из бумаги «рукавички» с не закрашенным узором, количество которых должно соответствовать количеству пар детей и их родителей. Каждому ребёнку даётся рукавичка и предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с таким же узором.  Когда каждая пара рукавичек встретится, дети и взрослые должны как можно быстрее договориться и раскрасить одинаково рукавички, причём им даётся только три карандаша или краски разного цвета.

       Пример другой похожей игры – игра "Мастер и подмастерья". Дети и взрослые делятся на подгруппы по три-четыре человека, где один – мастер (чаще всего, ребенок), остальные - подмастерья. Ведущий говорит: "В нашем городе объявлен конкурс на самую лучшую декоративную аппликацию, посвященную народам разных стран. В нем принимают участие самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Аппликация должна быть создана как можно быстрее. Мастер выбирает образец декоративной аппликации и распределяет обязанности: один должен порезать детали нужной формы, другой - искать нужные цвета, третий - намазывать клей. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги". После того как работы готовы, устраивается выставка.

      Кроме того, способствовать объединению детей и родителей будет ежемесячное планирование в рамках работы Семейного клуба таких мероприятий, как

·        «вечера встреч», на которые приглашаются мамы, папы, бабушки и дедушки, где они рассказывают о своём детстве, о своих родителях, предках, Родине;

·        занятия в кружке по составлению родословной и семейных фотоальбомов, коллекций;

·        блиц-игры для семей воспитанников, включающие знакомство с обрядами и традициями своего народа;

·        досуговые  вечера  для детей и родителей, посвященные празднованию народных праздников и т.п.

      Постепенно, приобретая опыт совместного времяпровождения и деятельности, дети и взрослые включаются в проведение специальных занятий в рамках заседаний семейного клуба.  Программа проведения таких занятий разработана народным мастером России, педагогом-психологом Г.А. Лебедевой, и педагогом дополнительного образования О.Ю. Тихомировой и успешно внедряется в деятельность ПМСЦ «Феникс» г. Москвы.

 В основе программы лежит приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей к традиционному для отечественной культуры укладу, формирование семейной культуры в процессе проведения цикла занятий по знакомству и освоению народных ремесел. Как родилась эта идея?

      Занятия традиционными народными ремеслами - ткачеством, вышивкой, лепкой из глины, изготовлением кукол, работой с различным природным материалом – предъявляют  особенные требования к взаимодействию детей и родителей, к процессу формирования и коррекции детско-родительских отношений: соблюдение выработанных веками норм и  правил поведения, существовавших в традиционном обществе, обращение к народной традиции.

       Обращение к народной традиции ставит необходимым условием эмоциональное воплощение, вживание в образ и поток той эпохи, для которой используемые виды творчества были обыденными, традиционными. Необходимое перевоплощение является важным элементом психолого-педагогической и психотерапевтической  работы и несет в себе богатые возможности для расширения не только эмоционального спектра родителя и ребёнка, но и расширяет их знания о многообразии социальных ролей и типов взаимоотношений между людьми,  помогает  решать проблемы в поведении ребёнка, способствует гармонизации отношений между всеми членами семьи, осознания себя как представителей одной семьи, одного рода, что, несомненно, оказывает положительное влияние на процесс патриотического воспитания подрастающего поколения.

     Все формы работы с детьми и родителями могут быть при этом разделены

·        на индивидуальную работу с родителем или с его ребенком,

·        индивидуальную работу с родителем и его ребенком (мини-группа),

·        групповую работу с родителями,

·        групповую работу с родителями и их детьми.

    Предпочтение отдается коллективным формам работы.

    Во-первых, при выборе совместной, коллективной трудовой деятельности открываются большие возможности. Доступность техник и материалов, прикладной характер получаемых изделий, позволяет полноценно использовать их в жизни по прямому назначению, что повышает значимость самой трудовой деятельности, увеличивает радость созидания, доставляет удовлетворение результатами.

     Например, можно заняться вышивкой. Вышивка - традиционное занятие женщин, которое сейчас переосмысливается по-новому. В прежние времена вышивка присутствовала во время зимних посиделок женщин и девушек. Узоры на одежде были призваны не только украсить ее, но имели символических смысл. Цвет и форма узора означали жизненно важные объекты: зерно, поле, воду и солнце. Образ мира входил в жизнь семьи через узор на рубашке или рушнике. И свое назначение женщина принимала как «берегиню» семьи и благополучия.

     Детей к данному рукоделию можно приобщать с 5 лет. В качестве пропедевтического периода или как оригинальный способ изготовления открыток для всей семьи можно предложить вышивку на бумаге.

    Другой пример – ткачество. Ремесло ткачества практически ушло из бытового рукоделия. Однако наполнение колоритом народной культуры интерьера современного дома происходит по внутреннему тяготению к красоте цвета и высокой эстетической ценности, экологичности изделий, выполненных в технике ручного ткачества.

     Психотерапевтичекое воздействие ручного ткачества отмечено многими исследователями в практической работе с детьми и взрослыми, имеющими трудности в семейных отношениях и регуляции своего поведения, с детьми, которые не хотят быть «своими» в родной семье и культуре. Между тем, именно с идентификации ребенка с  членами своей семьи и представителями своего рода, родной культуры начинается любовь к родине.

    Кроме вышеперечисленных, из большого количества видов трудовой деятельности для совместного детско-родительского труда специалистами могут быть отобраны

·        плетение из природных материалов,

·        роспись по дереву (декоративное рисование),

·        роспись яиц,

·        бисероплетение,

·        вязание,

·        изготовление кукол в народной традиции,

·        изготовление расписных пряников,

·        изготовление глиняной  игрушки,

·        создание народного  костюма,

·        работа с соломой (оригинальная техника),

·        изготовление изделий из соленого теста.

   Эти виды деятельности полностью отвечают принципам доступности техники и материалов, эстетичности (привлекательности), и прикладному характеру изделий, широкому использованию в бытовой деятельности как предметов домашнего окружения. При обучении техникам предлагаемых ремесел используются адаптированные методы и приемы обучения для смешанного коллектива взрослых и детей:

   В лекционной части занятий семейного клуба используется  метод сравнения и анализа всех аспектов развития и существования семьи в традиционном и современном обществе. При этом производится первичная и текущая диагностика детско-родительских отношений и патриотической воспитанности детей с помощью метода наблюдения. Особый акцент делается на анализе форм и методов воспитания уважения и любви к родителям, семье и предкам, родине.

  В практической части занятий педагог дополнительного образования помогает сделать выбор соответствующего вида творческой деятельности (ремесла) в зависимости от индивидуальных особенностей родителя и ребенка. При этом происходит обучение детей и взрослых конкретным видам труда: освоение специальных умений и навыков в работе с инструментами, использования методов работы по подражанию, по образцу и по памяти, объяснение алгоритма работы и ее смысла, а также смысла отдельных ее операций для  формирования идентификации с членами своей семьи, представителями рода и народа, гармонизации взаимоотношений каждого члена семьи друг с другом[1] и внешним миром.

   В процессе ознакомления с народными ремеслами и связанной с ними философией, миропониманием, характерным для родной культуры, детям и взрослым становится легче обращаться в проблемных жизненных ситуациях к родовой этнической памяти, связанной с традиционными для данного народа способами разрешения внутренних и внешних конфликтов, а также с традиционным мировоззрением, что обуславливает иное, более гармоничное восприятие мира и помогает определению своего места и места своей семьи в нём, формированию у родителей правильных и четких педагогических установок на процесс патриотического воспитания сына или дочери. 

    Приведем пример одного из таких занятий, разработанных педагогом по народной культуре ГОУ детского сада №2374 ЮОУО г. Москвы, Л.А. Поляковой.

Конспект занятия «Кукла - кормилица»  для «Семейного клуба» 

по изготовлению народной куклы для детей

 

Программные задачи:

- продолжать знакомить родителей с традиционной народной игрушкой.

- дать представление об особенностях изготовления традиционных народных кукол;

- учить работать с тканью, развивать мышцы рук, пальцев;

- прививать любовь к традициям русского народа и его культуре, интерес к народной игрушке;

- развивать чувство патриотизма, желание творить, создавать народную игрушку;

- смастерить игровую куклу «Кормилица» вместе с детьми.

Материалы и оборудование: игровые тряпичные куклы; коллекционные куклы в народных костюмах; цветные лоскуты для изготовления куклы; мягкий материал (вата, фланель); нитки цветные и белые; разноцветные узкие ленты; плетеные корзинки; лоскуты для косынки и передника.

  Предварительная работа:

- просмотр слайдов по «Народоведению» М.Ю.Новицкой;

- знакомство с разнообразными  видами  – кукол;

- сравнение современной и традиционной куклы. 

   Литература:

1.     Дайн Г.  «Игрушечных дел мастера». - М., 1994.

2.     Славянская традиционная культура и современный мир. Сборник научно-практической конференции. Выпуск 2. - М., 1997.

3.     «Детский сад: от А до Я». Научно-методический журнал.– 2003. -  № 3.

4.     Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиционная народная кукла». – СПб, 2005.

5.     Технология «Как одеть рукотворную куклу».  Пособия Росучприбор. - М., 2005.

Ход проведения:

«Семейный клуб» - родители, бабушки и дети приходят в музей «Родничок» на экспозицию «Родной дом». Их встречает хозяйка в традиционном русском костюме, приглашает сесть за стол, где кому нравится.

Хозяйка: Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь. Всем удобно? Вот и хорошо. Сегодня по вашей просьбе мы продолжим тему «Во что играют наши дети», эта  проблема  волнует многих  родителей. Поговорим сегодня о куклах. Игра в куклы имеет особое значение в жизни ребенка. Посмотрите сколько разных кукол в моей корзинке. И выполнены они все в традициях народной куклы.

Хозяйка раздает гостям куклы: Что общего у всех этих кукол?

Ольга Леонидовна (бабушка): Все куклы тряпичные, но не похожи друг на друга.

Хозяйка: В соответствии с  народным  календарем,  мастерились самые разные куклы. У «Зольной» куклы голова набивалась золой, такую куклу брали с собой воины и путешественники. Она служила оберегом и была связующим звеном с родным домом. В период Рождественского поста мастерилась вот такая куколка «младенчик». К вербному воскресенью – «вербный ангелочек».

Хозяйка показывает этих кукол: Скажите, а современному ребенку нужна народная кукла? (обращается к детям) Вам нравятся эти куклы?

Антон, Юля, Костя: Нравятся, а как их делать?

Хозяйка: Такая кукла не только забава, она развивает, помогает обучать детей трудовым навыкам. Создавая такую куклу, ребенок приобщается к обычаям и традициям своего народа.

Давайте сегодня смастерим  куклу-кормилицу (показывает куклу).

С технологией изготовления народных кукол для маленьких детей, т.е. когда  кукла не шьется иглой, а перевязывается только нитью, я познакомилась в г. Туле у народной мастерицы И.В. Агаевой. Для куклы-кормилицы нам нужно пять лоскутов – квадратов. Один – белый, это будет голова и туловище. Два лоскута одинакового цвета, это – руки, два лоскута тоже одинакового цвета, это будут грудь и часть туловища. Выбирайте для своих кукол лоскуты из корзинки (дети с родителями и бабушками выбирают материал для изготовления куклы).

Хозяйка: Сначала берем белый лоскуток для изготовления головы, в середину белого квадрата кладем любой мягкий материал (вата, фланель), формируем голову и перевязываем нитью по линии шеи. Из двух одинаковых лоскутов мастерим по принципу головы, только поменьше, груди и туловище, а из двух других лоскутов делаем руки (вместе с хозяйкой дети и родители мастерят детали). Теперь соберем куклу. Сначала к форме головы прикладываем детали груди и туловище и перевязываем нитью под грудью. Затем с боков прикладываем трубочки-детали рук и перевязываем снова под грудью (дети помогают мамам завязывать узелки).

Кукла готова, но нужно повязать ей платок и передник. Сначала смастерим цветной пояс из двух нитей разного цвета (хозяйка показывает, привлекая на помощь ребенка, как переплетать нити). И закрепить узлом концы. Все выполняют работу.

Выберите в корзинке себе треугольные лоскуты – косынки и прямоугольники для передника (все выбирают).

Поясок закрепляем на ткани передника, перегнув ткань вокруг пояса, и подвязываем передник кукле (показывает).

Завершаем работу подвязыванием платка-косынки. Из-под подбородка концы крепим узлом сзади. Наши куклы готовы.  Нравятся  вам ваши куклы? Покажите их друг другу.  А теперь мы устроим  кукольный хоровод под веселую русскую народную песню «Ах, вы сени, мои сени» (дети играют).

Ну что, понравилось вам мастерить  самим кукол? Возьмите с собой своих кукол,  поиграйте с ними дома. Как можно с такой куклой поиграть дома? (ответы детей). Да, и понянчить ее, и песенку колыбельную ей спеть, и погулять с ней  радостно и приятно.

Приходите в следующий раз. Я вас еще чему-нибудь научу. До свидания. До встречи в нашем «Семейном клубе».

Все прощаются.

     Это занятие можно проводить и с младшими школьниками. Однако обычно здесь выбирается более сложное содержание. Приведем пример творческой мастерской, разработанный тем же автором.

Творческая мастерская  по росписи Пасхальных яиц

    Задачи:

- дать детям и взрослым понятие традиционной росписи Пасхальных  яиц -  «Писанки» и «Крашенки»;

- познакомить  с  традиционными и современными орнаментами оформления Пасхальных яиц;

- показать технологию  нанесения узора  на яйцо  с помощью инструмента (писачки).

    Материалы: вареные яйца, пищевые красители, уксус, спички, воск,  посуда для разведения красок, сосуд с  растительным  маслом; инструменты – писачки (12 шт.),  простые  карандаши; иллюстративный материал: эскизы  орнаментов украшения яиц, образцы расписных «крашенок» и «писанок»,  выполненных из  разных материалов:  деревянных,  фарфоровых,  глиняных; книги «Пасхальные яйца», «Орнаменты», «Пасха».

    Литература для подготовки к проведению мастер-класса:

1.     Афанасьев А.Н. «Поэтические воззрения славян на природу». - М., 1994. - Т.2

2.     Забелин М. «Русский народ» (обычаи, обряды). -  М., 1992.

3.     Иваницкая В.Н. «Писанка». -  М.: «Мир», 2001.

4.     Новицкая М.Ю. «Введение в народоведение». -  М., 1998.

5.     Соколова В.К. «Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов». - М.: «Наука», 1979.

Ход проведения творческой мастерской:

1.     Краткий исторический обзор  традиции росписи  Пасхальных яиц.

2.     Рассматривание образцов орнаментов яиц, иллюстраций, инструментов для росписи.

3.     Показ  технологии  нанесения орнамента   на яйцо.

4.     Самостоятельная работа слушателей: приготовление красителей и рабочего места, выбор рисунка по желанию, окрашивание, закрепление цвета.

Кроме того, вслед за организацией подобных творческих мастерских в опыте работы семейного клуба может быть использована практика осуществления КТД – коллективных творческих дел. Ее достоинствами являются осознание целей патриотического воспитания как единых для всего коллектива, требующих объединения усилий всех его членов и сотрудничества с родителями воспитанников (учеников), организация заинтересованного делового общения коллег, которое является важной предпосылкой для личного, игрового и  духовного общения, разделение труда в процессе выполнения коллективного дела, делегирование полномочий и осуществление самоконтроля процесса и результатов индивидуальной и коллективной деятельности. Например, в качестве такого коллективного дела может быть организация благотворительной ярмарки, кукольного спектакля для воспитанников детского дома, конкурса народной песни для дома престарелых и т.д. И дело тут даже не в том, чтобы нашелся повод для объединения педагогов, а в том, чтобы этот повод был нравственным, ведь патриотическое воспитание, которому посвятили себя педагоги – категория нравственного порядка. Она не терпит лжи. Поэтому нельзя воспитать детей нравственными людьми, патриотами, любящими свою семью, людей и природу, если сам не придерживаешься такой же линии поведения. Особенно это касается школьников.

 

 

 



[1] Так, совместная трудовая деятельность позволяет родителям лучше понять и увидеть возможности ребенка, не завышать свои требования к нему (как это нередко встречается в семьях). Совместный труд уберегает и от другой крайности в стилях воспитания: от недооценки сил ребенка, когда дети отстают в развитии самостоятельности и инициативы.