Диагностика как условие разработки экспериментальной программы

 по развитию детей в процессе организации двигательной и музыкально-ритмической деятельности

 Педагогический коллектив

ГОУ ЦРР- детский сад №2508

 

Основанием для разработки экспериментальной программы является включение ГОУ ЦРР-детского сада №2508 СОУО в ГЭП на тему: «Научно-методическое обеспечение развития креативных способностей в условиях непрерывного образования», - и приказ об открытии экспериментальной площадки, а также участие педагогического коллектива в парциальной программе «Развитие креативных качеств личности в процессе развития способностей  у детей дошкольного возраста в условиях детского сада», разработанной преподавателями кафедры педагогики и методики дошкольного образования МГПИ. В соответствии с этими документами строится индивидуальная модель научно-методической поддержки формирования креативных качеств личности воспитанников в процессе развития коммуникативной и языковой способностей, адаптированная к условиям нашего ЦРР-детского сада, т.е. в условиях развития двигательно-игровой деятельности дошкольников и оптимизации работы по данному направлению.

        Ее целью является разработка научно-методических условий и содержания воспитательно-образовательного процесса по формированию креативных качеств личности в процессе развития коммуникативной и языковой способностей личности ребенка дошкольного возраста в ходе организации музыкально-ритмической деятельности воспитанников.

       Выбор организованных форм двигательной активности и музыкально-ритмической деятельности в качестве условия и средства формирования креативных качеств личности в процессе развития коммуникативной и языковой способности обусловлен результатами корреляционного анализа, проведенного на основе выявления взаимосвязи между уровнем развития способностей воспитанников детского сада (использовались «Методики изучения интеллектуальной, коммуникативной и двигательной активности» Т.И. Чирковой и «Компьютерная диагностическая программа по выявлению корреляции между развитием способностей воспитанников детского сада», разработанная Н.В. Микляевой). Так, результаты диагностики выявили недостаточность развития языковой (1,1925 баллов из 3) и коммуникативной (1,24 баллов из 3) способностей воспитанников.

    При этом наличие корреляционных связей между развитием двигательной и языковой способностей (коэффициент корреляции составляет 0,997114038, т.е. приближается к 100%), художественной и языковой способностей (коэффициент корреляции 0,996949943) дают возможность использовать художественные образы, чувство ритма и двигательную активность в качестве средства компенсации недостаточности развития языковой способности. Для  компенсации развития коммуникативной способности может быть использован тот же механизм: это позволяют корреляционные связи между развитием коммуникативной и двигательной, коммуникативной и художественной способностей (соответственно, 0,972568117 и 0,977963741). Это подчеркивает возможность разработки авторской методики, которая позволит создать и наладить механизмы управления качеством данной работы в ЦРР-детском саду.

Задачами разработки данной методики являются:

1. выявление психолого-педагогических условий развития коммуникативной и языковой способностей у детей дошкольного возраста;

2. определение методов и приемов развития данных способностей средствами развития выразительных движений у детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности;

3. разработка содержания педагогического воздействия на каждом этапе работы и конспектов занятий с детьми.

       Этапы реализации данных задач  в каждой возрастной группе:

I этап: создание условий  для формирования мотивационной основы к развитию способностей и креативных качеств личности в процессе двигательной деятельности и проведения физкультурных занятий сюжетного характера.

II этап: развитие воображения детей в процессе принятия игровой роли и развёртывания сюжета в двигательной и музыкально-ритмической деятельности. Формирование взаимосвязей между развитием коммуникативной и языковой способности в процессе развития выразительных движений и включения функции планирования и речевого комментирования.

III этап: формирование у детей внутреннего плана действий, лежащих в основе развития творческого мышления и воображения, и механизмов упреждающего синтеза, лежащих в основе развития языковой способности, через использование игрового правила в процессе организации музыкально-ритмической деятельности.

       Реализация содержания работы на данных этапах опирается на методические разработки Запорожца А.В., Кудрявцева В.Т., Боровик О.В., Ефименко Н.Н., Кореневой Т.Ф., Горшковой Е, Егорова Б.Б. и др., которые исходят их представлений о том, что формирование креативных качеств личности и развитие способностей детей может успешно осуществляться через развитие двигательного и творческого воображения, в том числе, в процессе организации музыкально-ритмической деятельности дошкольников. При этом в рамках работы по экспериментальной программе всех воспитанников мы делим на 3 дифференцированные группы (при этом мы опираемся на результаты исследования Я.В.Борисовой).

Результаты ее эксперимента показали, что на детей с низким уровнем развития двигательного и творческого воображения большее значение имеет игровая ситуация. Поэтому воспитанникам предлагаются двигательные и музыкально-двигательные задания, но в игровой форме. Дети с радостью выполняют задания, повышая тем самым уровень развития основных видов движений. В процессе игры дети не утомляются, физкультурные занятия не кажутся им скучными и однообразными. У детей повышается благодаря этому и уровень общения со сверстниками. Использование на занятиях заданий с введением игровой ситуации вызывает у детей положительные эмоции  и значительно облегчает работу  по развитию двигательного и творческого воображения, развитию коммуникативной и языковой способностей в процессе  становления двигательной и музыкально-ритмической деятельности.

Для детей со средним уровнем двигательного и творческого воображения большее значение имеет игровая роль. Дети понимают, что на них лежит определённая ответственность в процессе выполнения движений в рамках определенной роли и они стремятся выполнять задание как можно лучше.  Использование приёмов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию творческих способностей.  Введение игровой роли достаточно эффективно и вызывает достоверное улучшение показателей, характеризующих уровень развития двигательного и творческого воображения в процессе  развития двигательной и музыкально-ритмической деятельности.

        Для детей c высоким уровнем развития  двигательного и творческого воображения наибольшее значение имеет игровое правило. Это объясняется тем, тем, что у детей уже сформировалась способность к  саморегуляции поведения, действия детей становятся мотивированными и организованными. Большую роль в воспитании организованного поведения принадлежит именно правилам.  В коллективных играх часто от поведения одного ребёнка зависит положение другого, успех все участников.  Если использовать это в процессе организации работы по совершенствованию двигательной и музыкально-ритмической деятельности, то это позволяет стать детям данной группы хорошими организаторами, партнерами педагогов по развитию коммуникативной и языковой способностей в процессе совершенствования двигательной способности.

Все содержание программы можно представить в виде 3 этапов работы с детьми.

 I этап: создание условий  для формирования мотивационной основы к развитию способностей и креативных качеств личности в процессе двигательной деятельности и проведения физкультурных занятий сюжетного характера.

II этап: развитие воображения детей в процессе принятия игровой роли и развёртывания сюжета в двигательной и музыкально-ритмической деятельности. Формирование взаимосвязей между развитием коммуникативной и языковой способности в процессе развития выразительных движений и включения функции планирования и речевого комментирования.

III этап: формирование у детей внутреннего плана действий, лежащих в основе развития творческого мышления и воображения, и механизмов упреждающего синтеза, лежащих в основе развития языковой способности, через использование игрового правила в процессе организации двигательной и музыкально-ритмической деятельности.

      Ожидаемые результаты реализации: увеличение активности, любознательности, инициативности и самостоятельности детей, оптимизация развития языковой и коммуникативной способностей и формирования интеграционных связей между ними, увеличение показателей их развития на 20-25%, количества творческих действий в процессе двигательной и музыкально-ритмической деятельности. Кроме того, ожидаемым результатом реализации методики и программы является создание следующих продуктов:

·        учебно-тематический план проведения сюжетных занятий по физической культуре и ритмике в детском саду;

·        цикл конспектов занятий с детьми всех возрастных групп по развитию способностей в процессе  двигательной и музыкально-ритмической деятельности воспитанников;

·        цикл консультаций для родителей;

·        дайджест-журналы для родителей.