Доцент кафедры ЕМД МГПИ,
Ст. научный сотрудник НИЛ
«Развитие ребенка и здоровьесберегающая деятельность в образовании»
Черепанова Е.И.
Физическое развитие детей дошкольного возраста и роль рационального режима в нормативном развитии ребенка
Физическое развитие – это биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма человека.
Судить о физическом развитии ребенка можно по изменению окружности грудной клетки, жизненной емкости легких. Выносливость, гибкость, ловкость, сила, быстрота – тоже характеристики физического развития. К тому же с возрастом у ребенка изменяется рост, вес.
Физическое развитие ребенка – процесс неравномерный. Бывают этапы, когда ребенок «раздается в ширину», и рост вверх несколько замедляется. Все дети в возрасте от года до четырех кажутся приземистыми и пухленькими. А потом приходит пора, когда ребенок «вытягивается» - случается это примерно в возрасте от пяти до семи лет. Этот период принято называть «полуростовым скачком», причем конечности в это время растут быстрее, чем туловище. На этом основан так называемый «филиппинский тест»: ребенка просят провести руку над головой и коснуться противоположного уха. Завершение полуростового скачка проявляется в том, что ребенок свободно дотягивается до верхнего края ушной раковины или даже до ее середины на уровне козелка.
У ребенка дошкольного возраста достаточно быстро развивается утомление. Это связано с тем, что ребенок весьма неэкономично (с точки зрения физиологии) реагирует на нагрузку – генерализованно активизируются различные физиологические системы, и резервы организма быстро истощаются. Поэтому взрослый человек может выдержать нагрузку (например, езда на велосипеде) в течение часа, а ребенок дошкольного возраста получит ту же «дозу утомления» за 5-7 минут.
Ребенок – развивающийся, растущий организм, а не уменьшенная копия взрослого человека. Его физиологические возможности меньше, чем у взрослого человека, и, предъявляя к нему завышенные требования, с которыми его физиология справиться не в состоянии, мы целенаправленно ведем его к задержке развития.
Физическое развитие в известной мере обусловливается законами наследственности. Но приведенные выше показатели физического развития можно (в достаточно широком диапазоне) изменять. Помогут в этом:
- физические упражнения,
- рациональное питание,
- рациональный режим.
Часто успешность физического развития ребенка связывают только с применением физических упражнений и массажа («ленивая гимнастика»). Но это не единственные двигатели физического развития. Большую роль в нормативном развитии человека играет режим.
В природе абсолютно все подчиняется законам ритмов. Природный ритм или цикл «день-ночь» задает биологический ритм человека «сон-бодрствование». Все протекающие в организме процессы так или иначе связаны с 24-часовым циклом смены дня и ночи. Ритмично работают почки: в ночное время они замедляют свою активность, днем повышают ее. Это облегчает нашу жизнедеятельность. Если бы почки не работали в таком ритме, человеку пришлось бы посещать туалет ночью столько же раз, сколько и днем.
В течение 24-часового цикла непостоянна температура человеческого тела: на рассвете она опускается ниже среднего показателя (36,6), к полудню постепенно повышается. Между температурой и работоспособностью имеется заметная связь: чем бодрее чувствует себя человек, тем выше (в рамках нормы, конечно же) температура его тела.
24-часовому ритму подчиняется много других факторов: в течение суток изменяется давление крови, активность мозга, уровень гормонов в крови и т.п.
Естественный биологический ритм помогает нам организовать свою жизнь с меньшим напряжением. И, если мы не противопоставляем себя ему, а живем в соответствии с этим природой данным нам ритмом, развитие организма (в том числе и физическое) проходит нормативно. Пренебрежение же ритмами часто ведет к дисгармонии развития.
Соответствие природным ритмам человека реализуется через организацию режима дня. Режим дня – это точно установленный порядок жизни – чередование различных видов деятельности и отдыха. С точки зрения физиологии, режим – это динамический стереотип. Четкое повторение режимных моментов в определенной последовательности заблаговременно подготавливает организм к следующему виду деятельности. При соблюдении режима само приближение времени принятия пищи (завтрак, полдник, обед, ужин) приводит в функциональную готовность систему пищеварения, а значит, пища будет усвоена полноценно. Режим дня устанавливают с первых дней после рождения и поддерживают его, модифицируя в зависимости от возрастных потребностей ребенка.
Режим дня дошкольника – это порядок чередования времени сна, кормления, бодрствования, прогулок, игр. При беспорядочном режиме «расшатывается » нервная система ребенка, он становится капризным, плохо ест, а, в конечном счете, хуже растет и развивается.
Чрезвычайно важно соблюдать соотношение времени сна и бодрствования. И.П.Павлов полагал, что во время сна происходит полное торможение клеток коры больших полушарий головного мозга и ближайшей подкорки. Однако новые исследования показали, что во время сна работа мозга не затормаживается, а перестраивается. Сон – сложное физиологическое явление, состоящее из нескольких фаз («медленный» и «быстрый» сон). Эти фазы циклически повторяются.
Биологическое значение этих фаз трудно переоценить. В фазе «медленного сна» происходят восстановительные процессы, устраняется информационная перегрузка, «медленный» сон играет большую роль в процессе запоминания. «Быстрый» сон повышает сопротивляемость организма, сохраняет психическую устойчивость организма, создает базу для успешного обучения и овладения новыми навыками.
Чем ребенок младше, тем в большем количестве сна он нуждается.
Продолжительность сна (в часах) детей разного дошкольного возраста
Возраст детей |
Дневной сон |
Ночной сон |
Общая продолжительность сна |
4 года |
2 |
11 |
13 |
5 лет |
2 |
10 - 11 |
12 - 13 |
6-7 лет |
1,5 - 2 |
9,5 - 10 |
11,5 - 12 |
Требования к организации сна
1. Время, предшествующее сну, не заполнять возбуждающей деятельностью.
2. Организовать сон в хорошо проветренном помещении.
3. Не укутывать ребенка.
4. Спальное место не должно иметь наклона и быть слишком мягким.
К рекомендациям по режиму не следует относиться слепо. Индивидуальность нервной системы ребенка может вносить коррекцию в распорядок дня.
Таким образом, полноценное физическое развитие ребенка зависит от воздействия множества факторов, одним из важнейших среди них является режим дня, который должен соответствовать возрастным и психофизиологическим особенностям ребенка и находиться под контролем взрослых, т.к. ребенок не имеет достаточных навыков самоконтроля и часто не способен правильно оценить свои физиологические потребности на данный момент.
Вопросы к семинару:
1) Что такое физическое развитие?
2) Каковы показатели физического развития ребенка?
3) Какие факторы способствуют правильному физическому развитию ребенка?
4) Какова роль режима в нормативном физическом развитии ребенка? Поясните на примере соответствия природных биоритмов и биологических ритмов человека.
5) Опишите режимные моменты ребенка дошкольного возраста.
6) Что представляет собой режим с точки зрения физиологии?
7) Чем определяется различие режимов для детей разного возраста?
8) В чем состоит биологическое значение сна?
9) Каковы требования к организации сна ребенка?