Образец составления комплексной программы «Здоровье»

Кузнецова Т.В.

 

Пояснительная записка

 

   Программа «Здоровье» относится к категории комплексных социально-педагогических и управленческих программ, направленных на создание организационных условий по охране и укреплению здоровья детей, посещающих ГОУ Центр развития – детский сад №…, в процессе управления развитием учреждения и налаживания взаимодействия с научно-методическим сообществом и родителями воспитанников.

  Под здоровьем еще десятилетие назад было принято понимать правильную, нормальную деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Согласно современным представлениям, отраженным в документах ВОЗ, выделяют следующие виды здоровья: физическое, психическое и душевное. В законодательстве РФ сказано, что все граждане страны имеют право на охрану и защиту здоровья – как физического, психического, так и душевного.

  Охрана физического и психического, душевного здоровья детей является на современном этапе одной из важнейших черт государственной образовательной политики РФ. Об этом свидетельствует создание специальной федеральной целевой программы, усиление внимания к укреплению материальной базы дошкольных образовательных учреждений и подготовки кадров к компетентному осуществлению профилактической и физкультурно-оздоровительной работы с детьми, внесение вопросов  разработки и использования здоровьесберегающих технологий и контроля за их внедрением в стратегию модернизации столичного образования.

Использование здоровьесберегающих технологий предполагает при этом создание таких условий для взаимодействия взрослого и ребенка, ребенка и других детей, при которых внешние факторы оказывают оптимальное воздействие на осуществление процессов охраны и укрепления здоровья дошкольников, профилактику возможных заболеваний средствами физической культуры и с помощью формирования у детей привычки к здоровому образу жизни. Важное значение при этом уделяется формированию у воспитанников представлений о том, что физическое и психическое, душевное здоровье взаимосвязаны, проведению комплекса мероприятий, направленных на выявление «точек роста» педагогического и детского коллективов с точки зрения охраны психического и душевного здоровья.

      Все мероприятия программы при этом классифицируются по следующим направлениям работы:

·        Укрепление материальной базы и создание организационной основы для реализации программы, координация деятельности участников программы.

·        Работа с кадрами, направленная на повышение педагогической компетентности в области диагностики состояния здоровья детей, мониторинга и разработки оптимальных двигательных режимов, системы оздоровления, вовлечение семьи в реализацию программы.

·        Профилактические мероприятия, направленные на улучшение охраны здоровья детей и снижение заболеваемости.

 

Перспективный план работы ГОУ … на 200___ – 200__ гг.

№ п/п

Мероприятия.

Срок.

Ответственный.

Отметка о выполнении.

1.

 

1.1

 

 

 

 

 

 

 

1.2

 

 

1.3

 

1.4

 

 

1.5

 

1.6

 

 

1.7

 

 

 

2.

2.1

 

 

2.2

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

3.1

 

 

3.2

 

 

3.3

 

 

3.4.

 

 

3.5.

 

 

 

3.6.

 

 

 

4.

4.1

 

 

 

4.2

 

 

4.3

4.4.

 

 

 

4.5.

 

 

 

Укрепление материальной базы.

Провести косметический ремонт:

а) коридоров,

б) раздевальных комнат,

в) медицинского кабинета,

г) групп,

д) заменить светильники.

 

Оборудовать спортивную площадку на участке.

 

Подобрать мебель по росту.

 

На участках установить малые игровые формы.

 

Высадка цветов на клумбах.

 

Отремонтировать: забор, веранды.

 

Переоборудовать физкультурные уголки в группах.

 

Работа с кадрами.

Курсы повышения квалификации на базе МГПИ

 

Повышать знания воспитателей по разделу «Физическое воспитание» путем самообразования и проведения консультаций сотрудниками лаборатории здоровьесбережения МГПИ

 

 

Семинары для воспитателей и молодых специалистов по нетрадиционным методам оздоровления детей.

 

 

 

 

 

Круглый стол по использованию здоровьесберегающих технологий в процессе создания системы управления качеством физкультурно-оздоровительной работы с детьми

 

Профилактические мероприятия.

Закаливание (солнце, воздух, вода).

 

Фитотерапия и аромотерапия.

 

 

Витаминотерапия.

 

 

Точечный массаж по профилактике гриппа и ОРВИ

 

Цветотерапия

 

 

 

Тренинг по формированию положительной самооценки и эмоциональной устойчивости

 

Контроль.

Ежедневный контроль за выполнением установленного режима в детском саду.

 

Выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей.

Питание детей.

Проведение физкультурных занятий, валеологический анализ

 

Мониторинг эффективности здоровьесберегающих технологий в работе с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заведующая.

Заведующая.

Заведующая.

Заведующая.

Завхоз.

 

 

Заведующая.

 

Заведующая.

 

Заведующая-

Завхоз.

 

Воспитатели.

 

Управа

 

Воспитатель физкультуры.

 

 

 

 

Заведующая

 

 

Заведующая, воспитатель физкультуры, лаборатория здровьесбережения МГПИ

 

 

 

Заведующая, воспитатель физкультуры, преподаватель по «Теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста» МГПИ

Заведующая, преподаватели кафедр физического воспитания и педагогики и методики дошкольного образования МГПИ

 

Воспитатель физкультуры, медсестра.

Воспитатель физкультуры, медсестра.

Воспитатель физкультуры, медсестра.

Мед. сестра

 

 

Педагог-психолог, воспитатель физической культуры

Педагог-психолог, социальный педагог

 

 

Заведующая.

 

 

Заведующая.

 

 

Мед. сестра

Воспитатель физкультуры, методист  студентов (во время практики)

 

Заведующая, руководитель лаборатории здоровьесбережения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарный план работы по улучшению охраны здоровья детей и снижения заболеваемости в ГОУ …

 

Цель.

Направление деятельности.

Срок.

Ответственный

Сентябрь – декабрь 200__ г.

1.                  Создание организационной основы реализации программы, координация деятельности участников программы.

 

 

 

 

1.1.Провести организационное совещание с целью определения содержания и форм деятельности всех участников программы.

 

1.2.Провести совещание в д/с на тему «Координация деятельности сотрудников д/с и МГПИ по реализации программы «Здоровье»».

 

1.3.Провести родительское собрание на тему «Совместная деятельность д\с и семьи по реализации программы «Здоровье»».

 

1.4.Подготовить предложения по изменению штатного расписания.

 

1.5.Составить план подготовки специалистов, а так же их повышения квалификации и переподготовки.

 

1.6.Продумать графики консультирования родителей специалистами учреждения.

 

IX

 

Заведующая.

 

 

 

 

Заведующая.

 

 

 

 

Заведующая.

Январь – август 200___ г.

1.                 Диагностика состояния здоровья детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.                 Разработка системы оздоровления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.                 Кадровое обеспечение программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.                 Вовлечение семьи в реализацию программы.

 

 

 

 

 

 

1.1. Разработать систему комплексной оценки состояния здоровья детей.

1.2.Составить паспорт здоровья ребенка. Выявить влияние социально-психологического аспекта воспитания детей в семье на эффективность сотрудничества с Центром развития по вопросам охраны и укрепления здоровья.

 

2.1. Разработать комплекс             лечебно-оздоровительных мероприятий с учетом состояния здоровья каждого ребенка и составить траекторию его развития

 

2.2.Разработать программу оздоровления на летний период.

 

2.3. Обеспечить поэтапное внедрение программы оздоровления и контроль.

 

 

3.1. Составить карту образовательных запросов педагогов и специалистов Центра развития в области повышения квалификации по вопросам здоровьесбережения

 

3.2. Ввести традицию проведения Дней здоровья в Центре развития

 

3.3. Организовать проведение круглого стола по вопросу формирования системы управления качеством физкультурно-оздоровительной работы в Центре развития

 

4.1.            Информировать родителей о ходе реализации программы.

 

4.2.            Определить содержание оздоровительной работы в условиях семьи.

 

4.3.            Выявить потребность в оздоровительных услугах для детей, не посещающих д/с.

 

  Ι-ΙΙ

 

 

    ΙΙΙ

 

Сентябрь – декабрь 200___ г.

1.       Выявление «точек» роста в программе.

 

2.       Организация платных услуг для детей, не посещающих д/с.

 

 

 

 

 

 

 

3.  Определение перспектив дальнейшей работы (с января по август).

1.1. Выявить динамику в состоянии здоровья детей.

 

2.1. Организовать на хозрасчетной основе:

-         адаптационные группы для детей раннего возраста,

-         группы развития для детей старшего дошкольного возраста.

-         комплексные образовательные услуги с учетом состояния здоровья детей.

 

3.1. Определить направления развития учреждения на основе:

-         итогов реализации программы «Здоровье»,

-         скоординированности действий всех участников программы,

-         результативности оздоровительных и профилактических программ.

 

 

 

Сентябрь 200__ – август 200__

1.      Мониторинг состояния здоровья детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Отработка оптимальных режимов.

 

 

 

 

3.      Профилактика заболеваемости.

 

1.1.        Выявить состояние здоровья детей, эффективность системы оздоровления.

 

1.2.        Подвести промежуточные итоги реализации программы «Здоровье» за истекший период (совещание участников программы, родительские собрания).

 

1.3.        Обеспечить корректировку оздоровительных программ.

 

 

 

2.1. Отрабатывать оптимальные режимы организации жизнедеятельности детей.

 

2.2. Отрабатывать дифференцированные двигательные режимы.

 

 

3.1. Разрабатывать программы профилактики заболеваемости на основе паспорта здоровья ребенка.

 

3.2.Обеспечить поэтапное внедрение данных программ.

 

 

 

 

   Спецификой реализации обозначенных направлений программы «Здоровье» выступает тесное научно-методическое и организационное сотрудничество с Московским гуманитарным педагогическим институтом. Оно выражается в участии профессорско-преподавательского состава института в разработке психолого-педагогических условий, направленных на здоровьесбережение воспитанников …, в курировании деятельности коллектива сотрудниками лаборатории здоровьесбережения (рук. – д.п.н. М.М. Безруких) МГПИ, в привлечении студентов факультета педагогики и методики дошкольного образования к внедрению принципов валеологии и здоровьесберегающих технологий в работу с детьми.

   Уже на первой практике («Психолого-педагогическая практика») студентам предлагается выполнить ряд заданий, связанных с валеологическим анализом. В частности, к ним относится определение степени соответствия условий жизни детей санитарно-гигиеническим требованиям к осуществлению педагогического процесса и принципам построения развивающей среды в ДОУ (принципу активности, стабильности-динамичности, комплексирования и гибкого зонирования и т.д.).

      На «Производственной практике в группах раннего возраста»  большое значение уделяется формированию у детей привычки к здоровому образу жизни, культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Для этого рекомендуется  на основе изучения федеральных стандартов по физическому воспитанию, результатов обследования врачом физического состояния ребенка определить, насколько гармонично осуществляется его психофизическое развитие. Затем на основе анализа данных делается вывод о том, правильно ли воспитатель регулирует длительность сна детей, количество пищи, темп игр и физических упражнений, объем информации, даваемой на занятиях.

      Проведение следующих видов практик – «Педагогической практики в ДОУ» и «Методической практики в ДОУ» - сочетается с обучением валеологическому анализу занятий с детьми дошкольного возраста.

       Одним из важных критериев валеологического анализа занятия является интегрированная оценка его двигательной, речевой и познавательной плотности. При этом следует учитывать временные нормативы его проведения: в младшей и средней группе ДОУ – 10-15 минут, в старшей – 20-25 минут, в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.

      Следующая практика – «Управленческая практика» - с точки зрения валеологического анализа позволяет оценить, например,  необходимость и эффективность оказания в ДОУ дополнительных (платных) услуг. При этом  методистам  практики рекомендуется обратить внимание студентов на степень глубины подобного анализа в зависимости от видов подобных услуг (организационных, развивающих, медицинских, оздоровительных и др.) и реализации их по отношению к детям или их родителям (в частности, для родителей групп кратковременного пребывания тоже возможно оказание физкультурно-двигательных услуг).

   Это позволяет обеспечить практикоориентированный подход к формированию системы управления качеством профилактической и физкультурно-оздоровительной работы в Центре развития ребенка, быстрое внедрения инновационных технологий в воспитательно-образовательный процесс, своевременную научно-методическую поддержку нововведений и объективный контроль качества реализации программы «Здоровья».