Материалы для круглого стола
Особенности организации работы по физическому развитию детей в ДОУ
Л.Д. Морозова к.п.н. доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования МГПИ
Физическое развитие – естественный процесс постепенного изменения форм и функций организма человека в течение его жизни. На физическое развитие дошкольника влияют биологический (в частности, наследственный), климатогеографический и социальный факторы, причем последний существенно корректирует действия первых двух.
Уровень физического развития определяют по антропометрическим данным – рост, вес, размер частей тела, а так же по функциональным показателям, таким как частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила мышц и др.
Систематическая антропометрия позволяет своевременно выявлять у ребенка нарушения физического развития (отставание в росте, отсутствие прибавки в весе и др.), являющиеся, как правило, ранним признаком заболевания или свидетельствующие о нарушении режима.
Гармоничное физическое развитие включает и двигательное развитие - развитие двигательной функции организма, т.е. своевременное формирование двигательных умений, навыков и физических качеств. Их соответствие возрастным нормам обеспечивает нормальный уровень физической подготовленности. В рамках комплексных программ Департамента образования г. Москвы «Столичное образование 1-5» ежегодно в дошкольных образовательных учреждениях проводится общегородской мониторинг физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста. Результаты внедрения мониторинга в детские сады не только показывает уровень физической подготовленности, но и позволяют вносить коррективы в программы физического воспитания.
Первоочередной задачей дошкольных учреждений было и остается укрепление здоровья детей средствами всестороннего физического развития и закаливания. Образовательные и воспитательные задачи физического воспитания решаются в соответствии с состоянием здоровья воспитанников и уровнем их физического развития. Такой подход позволяет рассматривать оздоровительную деятельность и физическое воспитание как целостность. В соответствии с этим подходом принцип оздоровительной направленности физического воспитания становится ведущим. Поэтому современные системы физического воспитания в ДОУ носят оздоровительную направленность и называться соответственно: комплексная система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ .
Необходимость комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении уже ни у кого не вызывает сомнения. Актуальность такого подхода обоснована состоянием здоровья детей. Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи и органов пищеварения, 70% детей страдают кариесом зубов.
Чрезвычайно высока распространенность морфофункциональных отклонений (до 75%). Среди них ведущими являются нарушения сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.
У 19% детей дошкольного возраста диагносцируются выраженные формы психических расстройств. До 40% детей составляют группу риска по развитию психических нарушений, причем в комплексе таких нарушений преобладают различные формы неврозов.
Анализ физического развития детей выявил тенденцию снижения гармонично развитых детей и увеличения числа детей с дисгармоничным развитием. Значительно меньше детей, чем это было в прежние годы, развивается в соответствии со своим календарным возрастом: их число за последнее время снизилось с 85 до 65%. Соответственно, возросло число детей с замедленными темпами созревания.
Исследования показали, что при поступлении в детский сад от 20 до 50% детей имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств. Почти треть детей (в том числе и посещающих дошкольные учреждения) имеет неблагоприятные реакции на дозированную физическую нагрузку, а также низкую устойчивость организма к гипоксии (В.Г.Алямовская).
Основной группой здоровья в массовых детских садах стала не первая, а вторая, ее имеют в среднем 70-80% детей. Абсолютно здоровых детей единицы - 5 %. Остальную группу составляют соматически ослабленные и часто болеющие дети, у которых имеются хронические заболевания разной степени тяжести и отклонения в физическом или нервно-психическом развитии (Е.А.Сагайдачная).
Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ определяется в виде комплекса медико-педагогических мероприятий направленных на достижение цели и задач физического воспитания; базируется на единстве средств, форм и методов работы, с учетом специфики контингента дошкольников.
В настоящее время в дошкольных учреждениях программы воспитания и образования дошкольников реализуются по принципам физкультурно-оздоровительных технологий В.Г Алямовской, М.Д. Маханевой и др. и социально-оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского, модульной педагогической системы «Росинка» (модуль «Расту здоровым» авт. В.Н.Зимонина). А так же реализуются комплексные программы: «Радуга» (1993,1996,1997), «Детство» (1997), «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника» (1997), «Преемственность»(1998), «Из детства в отрочество»(2002), «Программа обучения и воспитания в детском саду» (2004); по валеологии и физической культуре «Здоровье с детства» (авт. Т.С.Казаковцева), «Программа двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет» (авт. В.Т.Кудрявцев), «Здравствуй» - программа формирования здоровья (авт. М.А.Лазарев); оздоровительные программы: «Здоровый малыш» (авт. З.И.Береснева, Г.Н.Казаковцева), «Зеленый огонек здоровья» (авт. М.Ю.Картушина) и др.
В.Н.Зимонина определяет требования к организации оздоровительной педагогической системы в ДОУ любого вида:
· создать условия:
- двигательной деятельности детей;
- эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного их здоровья;
- профилактической, оздоровительной и лечебной работы;
· разработать систему повышения квалификации педагогов с учетом специфики ДОУ;
· спланировать работу по взаимодействию с родителями;
· определить двигательный режим для каждой возрастной группы с учётом её специфики;
· совместно с медицинским персоналом определить формы профилактической, оздоровительной и лечебной работы для каждой возрастной группы;
· организовать рациональное (при необходимости дифференцированное) питание детей.
Организацию физического воспитания в ДОУ можно считать эффективной, если за учебно-воспитательный период отмечается:
· гармонизация физического и нервно-психического развития детей;
· улучшение функционирования органов и систем организма: хороший аппетит и сон, совершенствование процессов торможения и возбуждения центральной нервной системы, положительный эмоциональный настрой;
· положительная динамика развития двигательных навыков и качеств, повышение уровня физической подготовленности;
· формирование правильной осанки и нормального свода стопы;
· расширение функциональных возможностей организма;
· снижение заболеваемости (уровень здоровья определяется по формуле
Число детей, ни разу не болевших в году
индекса здоровья = ------------------------------------------------- х 100% )
Списочный состав
Норма составляет 15-40%
· устойчивое желание заниматься физкультурой.
Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Создание условий для двигательной активности |
Мониторинг здоровья и физического развития |
Организация двигательной деятельности |
Система закаливания |
Лечебно-профилактические мероприятия |
Питание |
Совместная работа с семьей |
Оборудование мест занятий физическими упражнениями (спортивный и тренажерный залы, спортивная площадка мини-стадион в группе, бассейн, групповые помещения и участки) Гибкий режим жизни Рациональный двигательный режим Кадровая обеспеченность
|
Диспансеризация Диагностика физического состояния и определение групп здоровья Обследование уровня физической подготовленности Анализ процесса адаптации Диагностика и коррекция эмоциональной сферы Обследование уровня двигательной деятельности Ведение индивидуальной «Карты здоровья»
|
Игры и физические упражнения в режиме дня Утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения Физкультминутки Двигательные паузы Физкультурные занятия (в зале, в бассейне, на воздухе, на тренажерах и др.) Активный отдых Самостоятельная двигательная деятельность Фитнес |
Прием детей на свежем воздухе (в теплый период года) Контрастные воздушные ванна Босохождение Обширное умывание Солнечные ванны (летом) Занятия физическими упражнениями в облегченной спортивной форме |
Витаминотерапия Полоскание рта и горла УФО Кварцевание ЛФК Профилактический и лечебный массаж Поддержание обстановки психологического комфорта |
Организация рационального питания Индивидуальный подход к детям и замена меню аллергикам Питьевой режим Сокотерапия
|
Круглый стол Консультации Анкетирование Фотовыставки Папки-передвижки Журнал здоровья Стенды и ширмы Дни открытых дверей Совместные физкультурные занятия и спортивные досуги: в зале, на воздухе, занятия-походы
|
Нетрадиционные методы оздоровления Ионизация и увлажнение воздуха (Мерамед) Точечный массаж Самомассаж Гидромассаж стоп Сауна Фитобар Фитонцидотерапия (лук, чеснок) Глазодвинательная гимнастика Оздоровительный бег Психогимнастика Дыхательные упражнения Оздоровительное плавание Упражнения на релаксацию Игротерапия Цветотерапия Музыкотерапия |
Для определения эффективности системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ используют следующие показатели:
Показатель здоровья детей (ПЗ)
число детей I группы здоровья
ПЗ = ----------------------------------------------- х 100 %.
число детей II, III,IV группы здоровья
Средний показатель здоровья (СПЗ)
СПЗ = (1 n 1 + 2 n 2 + 3 n 3 + 4 n 4 ) : Sn,
где индексами 1…4 обозначены номера групп здоровья;
n 1…n 4 – число детей соответствующей группы здоровья;
Sn – общее число детей всех групп здоровья.
Показатель эффективности диспансеризации детей (ПЭД)
ПЭД = [(n1 – n2) : n] х 100 %,
где: n1 - число детей, переведенных из группы менее высокого уровня здоровья в группы более высокого уровня;
n2 - число детей, переведенных из групп более высокого уровня здоровья в группы менее высокого уровня;
n - общее число детей данной возрастной группы.
Положительное число ПЭД получается при эффективной диспансеризации и эффективном её результате; отрицательное – при неэффективной работе и отрицательном результате.
Показатель эффективности оздоровления часто болеющих детей (ПЭО)
ПЭО = [(n1 – n2) : n 1] х 100 %,
где: n1 - число часто болеющих детей, взятых на учет;
n2 - их число через год после оздоровления.
Показатель динамики здоровья детей (ПДЗ)
X - Y
ПДЗ = --------------- x 100 %
n
где: X – число детей с положительной динамикой здоровья (по группам здоровья);
Y - число детей с отрицательной динамикой (изменение групп здоровья);
n – число детей стоящих под наблюдением.
Комплексный показатель динамики здоровья (КПДЗ)
(1X1+ 2X2 + 3X3 + 4X4) – (1Y1+ 2Y2+ 3Y3+ 4Y4)
КПДЗ = ------------------------------------------------------------------ х 100 %,
N
где: X 1…4– число детей с улучшением здоровья на 1…4 группы;
Y1…4 - число детей с ухудшением здоровья на 1…4 группы;
n – число детей стоящих под наблюдением.
Показатель динамичности здоровья (ПДЗ)
ПДЗ = (СПЗ 1 - СПЗ 2) : СПЗ 1,
где: СПЗ 1 – средний показатель здоровья определенной группы детей;
СПЗ 2 – средний показатель той же группы детей через год
наблюдения.