Материалы для круглого стола

Особенности организации работы по физическому развитию детей в ДОУ

Л.Д. Морозова к.п.н. доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования МГПИ

           Физическое развитие – естественный процесс постепенного изменения форм и функций организма человека в течение его жизни. На физическое развитие дошкольника влияют биологический (в частности, наследственный), климатогеографический и социальный факторы, причем последний существенно корректирует действия первых двух.

         Уровень физического развития определяют по антропометрическим данным – рост, вес, размер частей тела, а так же по функциональным показателям, таким как частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила мышц и др.

       Систематическая антропометрия позволяет своевременно выявлять у ребенка нарушения физического развития (отставание в росте, отсутствие прибавки в весе и др.), являющиеся, как правило, ранним признаком заболевания или свидетельствующие о нарушении режима.

        Гармоничное физическое развитие  включает и  двигательное развитие -  развитие двигательной функции организма, т.е. своевременное формирование двигательных умений, навыков и физических качеств. Их соответствие возрастным нормам обеспечивает нормальный уровень физической подготовленности. В  рамках  комплексных программ Департамента образования г. Москвы «Столичное образование 1-5» ежегодно в дошкольных образовательных учреждениях проводится общегородской мониторинг физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста. Результаты внедрения  мониторинга в детские сады не только показывает уровень физической подготовленности, но и позволяют вносить коррективы в программы физического воспитания.

    

        Первоочередной задачей  дошкольных учреждений было и остается укрепление здоровья детей средствами всестороннего физического развития и закаливания. Образовательные и воспитательные задачи физического воспитания  решаются в соответствии с состоянием здоровья воспитанников и уровнем их физического развития. Такой подход позволяет рассматривать оздоровительную деятельность и физическое воспитание как целостность. В соответствии с этим подходом принцип оздоровительной направленности физического воспитания становится ведущим. Поэтому современные системы физического воспитания в ДОУ носят  оздоровительную направленность и называться соответственно: комплексная система физкультурно-оздоровительной работы в  ДОУ .

Необходимость комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении уже ни у кого не вызывает сомнения. Актуальность такого подхода обоснована состоянием здоровья детей. Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи и органов пищеварения, 70% детей страдают кариесом зубов.

Чрезвычайно высока распространенность морфофункциональных отклонений (до 75%). Среди них ведущими являются нарушения сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.

У 19% детей дошкольного возраста диагносцируются выраженные формы психических расстройств. До 40% детей составляют группу риска по развитию психических нарушений, причем в комплексе таких нарушений преобладают различные формы неврозов.

Анализ физического развития детей выявил тенденцию снижения гармонично развитых детей и увеличения числа детей с дисгармоничным развитием. Значительно меньше детей, чем это было в прежние годы, развивается в соответствии со своим календарным возрастом: их число за последнее время снизилось с 85 до 65%. Соответственно, возросло число детей с замедленными темпами созревания.

Исследования показали, что при поступлении в детский сад от 20 до 50% детей имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств. Почти треть детей (в том числе и посещающих дошкольные учреждения) имеет неблагоприятные реакции на дозированную физическую нагрузку, а также низкую устойчивость организма к гипоксии (В.Г.Алямовская).

Основной группой здоровья в массовых детских садах стала не первая, а вторая, ее имеют в среднем 70-80% детей. Абсолютно здоровых детей единицы - 5 %. Остальную группу составляют соматически ослабленные и часто болеющие дети, у которых имеются хронические заболевания разной степени тяжести и отклонения в физическом или нервно-психическом раз­витии (Е.А.Сагайдачная).

        Система физкультурно-оздоровительной работы в  ДОУ определяется в виде  комплекса медико-педагогических мероприятий направленных на  достижение цели и задач  физического воспитания; базируется на единстве  средств, форм и методов  работы, с учетом специфики контингента дошкольников. 

      В настоящее время в дошкольных учреждениях  программы  воспитания и образования дошкольников реализуются по принципам  физкультурно-оздоровительных технологий  В.Г Алямовской,  М.Д. Маханевой и др. и социально-оздоровительной технологии  Ю.Ф. Змановского, модульной педагогической системы «Росинка» (модуль «Расту здоровым» авт. В.Н.Зимонина). А так же реализуются комплексные программы: «Радуга» (1993,1996,1997), «Детство» (1997), «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника» (1997), «Преемственность»(1998), «Из детства в отрочество»(2002), «Программа обучения и воспитания в детском саду» (2004);  по валеологии и физической культуре «Здоровье с детства» (авт. Т.С.Казаковцева), «Программа двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет» (авт. В.Т.Кудрявцев), «Здравствуй» - программа формирования здоровья (авт. М.А.Лазарев); оздоровительные программы: «Здоровый малыш» (авт. З.И.Береснева, Г.Н.Казаковцева), «Зеленый огонек здоровья» (авт. М.Ю.Картушина) и др.

          В.Н.Зимонина определяет требования к  организации оздоровительной педагогической системы в ДОУ любого вида:

·                    создать условия:

-  двигательной деятельности детей;

- эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного их    здоровья;

        -  профилактической, оздоровительной и лечебной работы;

·                    разработать систему повышения квалификации педагогов с учетом специфики ДОУ;

·                    спланировать работу по взаимодействию с родителями;

·                    определить двигательный режим для каждой возрастной группы с учётом её специфики;

·                    совместно с медицинским персоналом определить формы профилактической, оздоровительной и лечебной работы для каждой возрастной группы;

·                    организовать рациональное (при необходимости дифференцированное) питание детей.

            Организацию физического воспитания в ДОУ можно считать эффективной, если за учебно-воспитательный период отмечается:

·                   гармонизация физического и нервно-психического развития детей;

·                   улучшение функционирования органов и систем организма: хороший аппетит и сон, совершенствование процессов торможения и возбуждения центральной нервной системы, положительный эмоциональный настрой;

·                   положительная динамика развития двигательных навыков и качеств, повышение уровня физической подготовленности;

·                   формирование правильной осанки и нормального свода стопы;

·                   расширение функциональных возможностей организма;

·                   снижение заболеваемости (уровень здоровья  определяется по формуле

                                      Число детей, ни разу не болевших в году

индекса здоровья  = -------------------------------------------------  х 100% )

                                                    Списочный состав

Норма составляет 15-40%

 

·                   устойчивое желание заниматься физкультурой.

 

Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Создание условий для двигательной

активности

Мониторинг здоровья и физического развития

Организация двигательной деятельности

     Система

закаливания

Лечебно-профилактические мероприятия

Питание

Совместная работа с семьей

Оборудование мест занятий физическими упражнениями

(спортивный и тренажерный  залы, спортивная площадка мини-стадион в группе, бассейн, групповые помещения и участки)

Гибкий режим жизни

Рациональный двигательный режим

Кадровая обеспеченность

 

Диспансеризация

Диагностика физического состояния и определение групп  здоровья

Обследование уровня физической подготовленности

Анализ процесса адаптации

Диагностика и коррекция эмоциональной сферы

Обследование уровня двигательной деятельности

Ведение индивидуальной «Карты здоровья»

 

 

 

 

Игры и физические упражнения в режиме дня

Утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения

Физкультминутки

Двигательные паузы

Физкультурные занятия (в зале, в бассейне, на воздухе, на тренажерах и др.)

Активный отдых

Самостоятельная двигательная деятельность

Фитнес

Прием детей на свежем воздухе (в теплый период года)

Контрастные воздушные ванна

Босохождение

Обширное умывание

Солнечные ванны (летом)

Занятия физическими упражнениями в облегченной спортивной форме

Витаминотерапия

Полоскание рта и горла

УФО

Кварцевание

ЛФК

Профилактический и лечебный массаж

Поддержание обстановки психологического комфорта

Организация рационального питания

Индивидуальный подход к детям  и замена меню  аллергикам

Питьевой режим

Сокотерапия

 

Круглый стол

Консультации

Анкетирование

Фотовыставки

Папки-передвижки

Журнал здоровья

Стенды и ширмы

Дни открытых дверей

Совместные физкультурные занятия и спортивные досуги: в зале, на  воздухе, занятия-походы

 

Нетрадиционные методы

оздоровления

Ионизация и увлажнение воздуха  (Мерамед)

Точечный массаж

Самомассаж

Гидромассаж стоп

Сауна

Фитобар

Фитонцидотерапия (лук, чеснок)

Глазодвинательная гимнастика

Оздоровительный бег

Психогим­настика

 Дыхательные упражнения

Оздоровительное плавание

Упражнения на релаксацию

Игротерапия

Цветотерапия

Музыкотерапия

 

 

       

Для определения эффективности системы физкультурно-оздоровительной работы в  ДОУ используют следующие  показатели:

 

Показатель здоровья детей (ПЗ)

число детей I группы здоровья

ПЗ =          -----------------------------------------------      х  100 %.

                                 число детей II, III,IV группы здоровья

 

 

Средний показатель здоровья (СПЗ)

           СПЗ = (1 n 1 + 2 n 2 + 3 n 3 + 4 n 4 ) : Sn,

где  индексами 1…4 обозначены номера групп здоровья;

n 1…n 4 – число детей соответствующей группы здоровья;

Sn – общее число детей всех групп  здоровья.

 

Показатель эффективности диспансеризации детей (ПЭД)

             ПЭД = [(n1 – n2) : n]  х  100 %,

где:  n1  - число детей, переведенных из группы менее высокого уровня здоровья в группы более высокого уровня;

        n2 - число детей, переведенных из групп более высокого уровня здоровья в группы менее высокого уровня;

         n - общее число детей данной возрастной группы.

Положительное  число ПЭД получается при эффективной диспансеризации и эффективном её результате; отрицательное – при неэффективной работе и отрицательном результате.

 

Показатель эффективности оздоровления часто болеющих детей (ПЭО)

            ПЭО =  [(n1 – n2) : n 1]  х  100 %,

где:  n1  - число часто болеющих детей, взятых на учет;

        n2 -  их число через год после оздоровления.

 

Показатель динамики здоровья детей (ПДЗ)

                                X - Y

           ПДЗ =    ---------------   x  100 %

                                   n

где:  X – число детей с положительной динамикой здоровья (по группам здоровья);

         Y - число детей с отрицательной динамикой (изменение групп здоровья);

         n – число детей стоящих под наблюдением.

 

 

Комплексный показатель динамики здоровья (КПДЗ)

 

               (1X1+  2X2 +  3X3 + 4X4) – (1Y1+ 2Y2+ 3Y3+ 4Y4)

КПДЗ =  ------------------------------------------------------------------    х  100 %,

                                                        N

 

где:  X 1…4– число детей с улучшением  здоровья на 1…4 группы;

 

         Y1…4 - число детей с  ухудшением здоровья на 1…4 группы;

 

         n – число детей стоящих под наблюдением.

 

 

Показатель динамичности здоровья (ПДЗ)

 

       ПДЗ = (СПЗ 1 -  СПЗ 2) : СПЗ 1,

где:  СПЗ 1 – средний показатель здоровья определенной группы детей;

         СПЗ 2 – средний показатель  той же группы детей через год

          наблюдения.