Социальный аспект физического развития и  оздоровления детей

Толстикова С.Н.

 

Физическое воспитание детей дошкольного возраста приобретает все большую социальную значимость. Многочисленные исследования последних десятилетий показали, что именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье, развивается выносливость, работоспособность и другие качества, необходимые для всестороннего и гармоничного развития личности.

Одной из первых основательных работ по обоснованию социальной значимости физического развития подрастающего поколения  в нашей стране была монография Н. И. Пономарева «Социальные функции физической культуры и спорта», где раскрывается многообразный спектр ее функций, ставится ряд проблемных вопросов влияния физической культуры, спорта на формирование целостной, всесторонне развитой личности, отмечаются потребности, которые могут быть удовлетворены средствами физической культуры, затрагивается ценностный аспект в ее сфере. Впервые физическая культура была представлена в таком широком функциональном видении. Однако несколько позднее Л. П. Матвеев отмечал, что указываются такие функции, как «…формирование целостной, всесторонне развитой личности; интеграция и социализация людей; политическое, нравственное, умственное, эстетическое и трудовое воспитание; укрепление и сохранение здоровья; совершенствование физических способностей и физическое образование; подготовка и сохранение рабочей силы общества; борьба с гиподинамией и расширение адаптационных  возможностей организма; рациональное использование свободного времени; накопление и передача опыта в сфере двигательной деятельности; культурные интернациональные связи; общение и представительство; престижная развлекательная, зрелищная, «гедоническая», «катарсистская» и многие другие.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья дошкольников следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложено в детстве. Если двадцать пять лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста, как показывают статистические данные, болеет в течение года  более четырех раз. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.

По статистике, каждый четвертый больничный лист выдается по уходу за больным ребенком. Таким образом, детская заболеваемость сказывается не только на состоянии здоровья ребенка, но и наносит значительный ущерб трудовым ресурсам страны. А из больных детей вырастают взрослые, подверженные простудам и другим, более серьезным заболеваниям.

Р. Б. Стеркина отмечает, что по данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья детей дошкольного возраста ухудшилось: снизилось количество детей абсолютно здоровых – с 23,2 до 15,1% и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, - с 60,9 до 67,6%, а имеющих хронические заболевания – с 15,9 до 17,3%.

В то же время Р. Б. Стеркина обращает внимание на неожиданные данные, полученные в результате анализа государственной статистики по заболеваемости детей в дошкольных образовательных учреждениях. На фоне общего роста числа детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья или хронические заболевания, среди контингента воспитанников детских садов за последние 10 лет число заболеваний не только не возросло, но даже несколько снизилось.

Это свидетельствует о том, что в детский сад приходят дети с плохим здоровьем уже в раннем возрасте. Знаменательно, что на фоне возрастания уровня заболеваемости в течение дошкольных учреждений этой заболеваемости не отмечается. Особенно выразительно ситуация в дошкольных учреждениях выглядит в сравнении со школой: за период обучения в школе число здоровых детей снижается в 4-5 раз. Р. Б. Стеркина делает вывод, что традиции системы дошкольного образования и их развитие даже в трудных современных условиях  обеспечивают хороший уровень охраны здоровья детей, точнее, уровень стабилизации его состояния. И это не случайно – в детских садах осуществляется не только медицинское обеспечение педагогического процесса, но и само его содержание направлено на оздоровление и физическое развитие ребенка.

В. Н. Касаткин рассматривая вопросы ухудшения здоровья детей, выделяет недостаточный объем двигательной активности детей. Как возможный вариант решения этой проблемы автор предлагает внедрение современных методов функциональной диагностики физиологического состояния, введение дополнительных факультативных занятий физкультурой со специальными программами для различных возрастных групп и разных патологий и проведение уроков, направленных на формирование потребности в здоровье.

А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, О. Г. Лазарь, З. И. Ермакова отмечают, что формирование здоровья ребенка, как динамический процесс, управляемо, особенно с помощью целенаправленного воздействия средств физической культуры, так как именно физическая культура и степень упорядоченности режима дня занимают первое место по интенсивности воздействия среди многих факторов, оказывающих влияние на здоровье детей.

Совершенствование существующей системы физического развития обусловлено ростом заболеваемости в дошкольном возрасте, увеличением числа лиц с дисгармоничным развитием и низкой физической подготовленностью.

Становится очевидным, что вопрос сохранения и укрепления здоровья ребенка в дошкольном учреждении во многом связан с качеством физкультурно-оздоровительной работы и является одним из основных медико-социальных, педагогических вопросов в научной практической педиатрии и педагогике.

Сочетание педагогических и медицинских мероприятий в процессе оздоровления дошкольников является эффективным социальным условием.

Полноценное физическое развитие и оздоровление ребенка возможно только при интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и, следовательно, тесного взаимодействия педагогов и медицинских работников.

В дошкольном учреждении медицинские работники проводят лечебно-профилактические мероприятия:

-         комплексная оценка состояния здоровья детей;

-         диетотерапия;

-         закаливающие процедуры;

-         создание оптимальных санитарно-гигиенических условий;

-         специальная  профилактика инфекционных заболеваний;

-         обеспечение экологической безопасности;

-         повышение неспецифической сопротивляемости организма;

-         стоматологическая профилактика;

-         лечебные мероприятия.

Деятельность педагогов по решению задач физкультурно-оздоровительной работы осуществляется в следующем:

-         педагогическая диагностика уровня физической подготовленности детей;

-         обеспечение условий для овладения детьми жизненно важными двигательными навыками;

-         гармоничное развитие двигательных способностей детей;

-         формирование доступных знаний в области физической культуры;

-         организация деятельности детей в системе физической рекреации;

-         закаливание в сочетании с выполнением физических упражнений;

-         педагогический контроль за состоянием здоровья детей в процессе занятий физическими упражнениями.

Совместная деятельность педагогов и медицинских работников проводится в следующих направлениях:

-         оптимизация двигательного режима детей в дошкольном учреждении;

-         предупреждение негативных влияний интенсивной образовательной деятельности;

-         организация деятельности в системе двигательной реабилитации;

-         профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы;

-         создание макросоциальной среды и положительного психологического климата;

-         формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни; взаимодействие с семьей.

Отношение родителей к физическому воспитанию детей существенным образом зависит от системы их ценностных ориентаций на различные качества и способности личности, от места, которое они в этой системе отводят ценностям физической культуры, физическим способностям человека в том числе.

Решающее влияние на приобщение детей к физическим упражнениям оказывают личный пример родителей, их ценностные ориентации, совместные занятия с детьми, физкультурно-спортивные умения и физкультурная грамотность, в том числе правильная оценка культурно-воспитательной ценности занятий физкультурой и спортом.

По данным М. И. Сергеева, А. М. Гендина, А. Н. Фалалеева и В. И. Столярова среди выделенных восемь основных групп качеств, которые родители хотят сформировать в процессе воспитания, физическое развитие занимает 3 место. Отцы оценивают физическое развитие в качестве цели воспитания несколько выше, чем матери (на первые места ставят трудолюбие и группу нравственных качеств). В среднем физическому развитию мальчиков родители придают большее значение, чем девочкам.

По мнению ученых, ведущее место среди факторов, имеющих действенное значение в физическом воспитании детей, играют личный пример родителей и совместные занятия родителей с ребенком.

Исследования подтвердили, что на двигательно-игровую активность детей в целом мало влияют уровень образования родителей, характер и состав семьи. Весьма незначительна и роль материальной базы в виде спортсооружений. Однако физкультурно-спортивная активность родителей и отношение родителей к физическому развитию детей оказывают заметное влияние.

Функциональные возможности организма дошкольников достаточно велики. Если до недавнего времени они недооценивались, то теперь произошел известный поворот во взглядах, и родителей приходится предостерегать против другой крайности – переоценки возможностей малыша.

По мнению Т. А. Тарасовой повышению уровня физической подготовленности детей и сохранению их здоровья способствует комплекс педагогических условий физического воспитания детей в детском саду и семье:

1.     Педагогический контроль физической подготовленности детей;

2.     Повышение двигательной активности детей в течение дня в условиях дошкольного учреждения и семьи;

3.     Тренирующий эффект физических упражнений;

4.     Индивидуализация всех форм физического воспитания;

5.     Акцент на развитие двигательных качеств;

6.     Координация деятельности воспитателя, преподавателя физической культуры и родителей;

7.     Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения.

Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе.