Детский сад настоящего:

Четверг, 17.08.2017, 12:51
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Игровая терапия: искусство отношений - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Обзор новинок педагогической литературы » Педагогика » Игровая терапия: искусство отношений
Игровая терапия: искусство отношений
tati--79Дата: Воскресенье, 21.03.2010, 17:12 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Игровая терапия: искусство отношений
Лэндрет Г.Л.
Пер. с англ. / Предисл. А.Я. Варга. — М.: Институт практической психологии, 1998. — 368 с.

Книга Гарри Лэндрета – это подробное руководство по игровой терапии в рамках недирективного клиент-центрированного подхода, разработанного Карлом Роджерсом. В ней удивительным образом сочетаются, казалось бы, несовместимые вещи: теоретические основы и описание практических занятий, и, в то же время, плавный рассказ о мире ребенка, о его душе.

В книге 17 глав. И каждая представляет собой особую ценность. В первой, Лэндрет рассказывает немного о себе и о своих принципах отношений с детьми, так как считает, что это может помочь лучше понять смысл того, о чем он пишет. Этой главой автор удовлетворяет любопытство читателей, которым необходимо знать хоть чуть-чуть о самом авторе, чтобы составить о нем свое мнение.

Вторая глава посвящена игре, как неотъемлемой части детской жизни. В ней говорится о функциях игры, о том, что игра является языком ребенка, необходимой составляющей его здорового развития. Она придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка. В жизни дети могут столкнуться с проблемами, которые покажутся им неразрешимыми, но, проигрывая их так, как им хочется, они могут научиться справляться с ними. Ребенок часто не может вербально выразить свои чувства и мысли, но, в присутствии заинтересованного, тонко чувствующего, эмпатически настроенного взрослого они могут показать, что они переживают, выбрав соответствующие игрушки и игровой материал, действуя с ним определенным образом.

Также в этой главе автор рассказывает о стадиях процесса игровой терапии. Лэндрет приводит несколько исследований, которые позволяют выделить четкие модели установления терапевтических отношений в игровой комнате. Автор выделил также различия в игре приспособленных и неприспособленных детей.

Третья глава посвящена непосредственно истории и развитию игровой терапии. В возникновении игровой терапии как способа помощи детям, можно выделить пять основных направлений. Первое направление берет свое начало в психоанализе. В этом случае использование игры в терапии восходит к клиническому случаю маленького Ганса, описанному Зигмундом Фрейдом. М. Клейн стала использовать игровую технику как средство анализа при работе с детьми моложе 6 лет. В то же самое время Анна Фрейд стала использовать игру для установления контакта с ребенком. Второе направление возникло в 30-х годах с появлением работы Дэвида Леви, в которой развивались идеи отреагирования. В рамках этого подхода терапевт воссоздает такую обстановку, чтобы специально отобранные игрушки помогли ребенку восстановить тот опыт, который вызвал у него реакцию тревоги. Философским основанием для третьего значительного направления стала работа Отто Ранка, который перенес акцент с исследования истории жизни ребенка и его бессознательного на развитие отношений в системе «терапевт-клиент», поставив в центр внимания то, что происходит «здесь и теперь», в кабинете терапевта. В игровой терапии отношений основное внимание уделяется лечебной силе эмоциональных отношений между терапевтом и клиентом. В рамках этого подхода ребенку приходится принять на себя ответственность за процесс роста, а терапевт концентрирует внимание на трудностях ребенка, а не на своих собственных.
Четвертым направлением, в русле которого написана эта книга, является недирективная игровая терапия. Цели недирективной игровой терапии состоят в самопознании и самоуправлении ребенка. У терапевта есть хорошо оснащенная игровая комната, и ребенок получает возможность играть так, как ему захочется или просто ничего не делать. Игровая терапия в условиях школы – это пятое направление. Главная задача использования терапии с детьми в начальной школе состоит в том, чтобы помочь детям подготовиться к тому, чтобы усвоить предлагаемые знания наилучшим образом. Даже замечательные педагоги не могут научить детей, которые еще не готовы учиться. В таком случае игровая терапия является дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.

Также в этой главе Лэндрет кратко касается некоторых результатов, полученных в игровой терапии. Он приводит список детских проблем, которые могут быть решены с помощью этого метода: помощь при выдергивании волос, коррекция элективного мутизма, снижение агрессивного поведения, улучшение эмоционального состояния детей после развода родителей, улучшение эмоционального состояния детей, подвергающихся насилию, и заброшенных детей, снижение стресса и тревожности у госпитализированных детей, коррекция затруднений в чтении, повышение успеваемости детей с затруднениями в обучении, коррекция отставаний в речевом развитии, коррекция интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей, коррекция заикания, облегчение состояния при психосоматических заболеваниях, астме, колите, аллергиях, улучшение Я-концепции, снижение тревоги при расставании с близкими и др. Игровая терапия, указывает Лэндрет, оказалась эффективной при работе с детьми всех диагностических категорий, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении.

Четвертая глава не очень большая по объему, но она очень важна для книги, так как в ней автор рассказывает о ребенке. Он рассматривает ребенка как личность со своими собственными правами и говорит, что нам еще многому предстоит научиться у наших детей. Лэндрет говорит: «Мир ребенка – это день сегодняшний. Мы не можем сказать ребенку: «Подожди!», потому что его мир – это мир сегодняшних ощущений, пронизанный ураганной активностью. Дети ценят простые вещи. Они не пытаются усложнять их. Дети непрерывно растут и меняются, как внутренне, так и внешне, и этот динамический процесс должен органично сочетаться с динамичным терапевтическим подходом».

Пятая глава рассказывает про саму игровую терапию, центрированную на ребенке. Каждый ребенок обладает видением собственного Я; мир, являющийся реальностью для ребенка, и его Я – вот что составляет основу его функционирования как личности в его повседневных переживаниях. Этот взгляд на самостоятельность ребенка и его безграничные возможности является основой теории структуры личности, на которой базируется подход к игровой терапии, центрированной на ребенке. Эта теория основывается на трех понятиях: личность, феноменальное поле и самость. Личность – это все, что есть ребенок: мысли, поведение, чувства и физическое бытие. Феноменальное поле – весь опыт ребенка, независимо от тог, существует он на сознательном или бессознательном уровне, внутри или вне его. Самость – это совокупность восприятий ребенком самого себя.

В этой главе автор раскрывает ключевые концепции игровой терапии, центрированной на ребенке, а также принципы и ее цели. Он рассказывает, что дети в этой психотерапии научаются самоконтролю и свободе самовыражения в сочетании с ответственностью. После этих занятий при столкновении с проблемами дети начинают использовать весь свой внутренний потенциал и творчески подходят к их решению. Ребенок постепенно научается принимать себя на эмоциональном уровне, делать выбор и отвечать за него.

Шестая глава посвящена личности игрового терапевта. Дело в том, что это совершенно уникальный взрослый в жизни ребенка. Он не учит, не вмешивается, а вместо этого реагирует таким образом, чтобы освободить естественное стремление ребенка к управлению собственной деятельностью. И, конечно, такое поведение требует самой тщательной подготовки. Поэтому Гарри Лэндрет и посвятил целую главу своей книги вопросу о том, каким должен быть игровой терапевт. Автор объясняет, в чем заключается его роль, дает личностные характеристики, рекомендует программы подготовки. Он также приводит в пример несколько отчетов студентов, обучающихся игровой терапии, чтобы дать представление об импульсах и озарениях, возникающих в процессе практики.

7-…8-…9-…10-…11-…12-…13-…14-…15-… 16-…17-…
Итак, как понимать эмоциональные состояния ребенка, как «возвращать» их ему, в каких случаях как реагировать, как не проецировать свои взрослые взгляды и ценности, свою личность и потребности на понимание поведения ребенка, посвящена эта книга.

В ней нет практически ни одного вопроса, который автор оставил бы без ответа.
Эта книга будет полезна педагогам, психологам, социальным работникам, а также все, кто увлечен удивительным миром детства.
Савина Татьяна 371-з

Сообщение отредактировал tati--79 - Воскресенье, 21.03.2010, 17:16
 
Форум » Обзор новинок педагогической литературы » Педагогика » Игровая терапия: искусство отношений
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.