Детский сад настоящего:

Пятница, 29.03.2024, 09:46
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная ранний возраст - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Обзор новинок педагогической литературы » Педагогика » ранний возраст
ранний возраст
alyaДата: Воскресенье, 21.03.2010, 17:19 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 1
Статус: Offline
Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления - важные задачи педагогики раннего детства. В раннем возрасте ведущим видом деятельности становится непосредственное эмоциональное общение со взрослыми.
Пособие Котовой Н.П., Сергеевой Д.В., Григорьевой Г.Г. «Педагогика раннего возраста» подготовлен к печати издательским центром «Академия» в 1998 году на336 станицах и предназначено для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. В пособии систематизировано представлены вопросы воспитания и развития детей раннего возраста (от рождения до 3 лет) в разных видах деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. В основу пособия положена программа воспитания детей раннего возраста «Кроха».
Пособие состоит из 7 глав которые в полной мере раскрывают достижения отечественной науки и передовых методик нашего времени.
Глава 1 раскрывает общие вопросы развития личности и предпосылки развития личности ребёнка в младенческом и раннем возрасте. Особое внимание хочется обратить на предпосылки развития личности ребёнка в младенческом и раннем возрасте. Ласковый разговор с малышом, улыбки взрослого, физический контакт – все эти способы воздействия на ребёнка предвосхищают, програмируют подобный же. человеческий отклик малыша на общение. Во втором полугодии меняется характер общения ребёнка и взрослого. Оно становится предметно опосредованным. т.е. на смену отношений «ребёнок – взрослый» приходит отношение «ребёнок – предмет – взрослый» Изменение характера общения связано с появлением у детей предметных действий –манипуляций. Так заканчивается младенческий возраст после которого наступает ранний возраст (с1 до 3 лет). С появлением ходьбы изменяется отношение ребёнка к миру. также меняется отношение к взрослому которое строится на предметно (орудийных) действиях. В этот период малыш начинает оценивать себя в зависимости от успеха или неуспеха в деятельности. Возможно возникновение кризисных реакций ребёнка (четыре симптома: негативизм, строптивость, упрямство, своеволие).Таким образом, в процессе становления предметной деятельности ребёнок достигает нового уровня личностного развития.
Глава 2 раскрывает вопросы анатомо – физиологических особенностей ребёнка и особенности его высшей нервной деятельности. Ребёнок- это не уменьшенная копия взрослого. Он отличается тем, что непрерывно растёт и развивается. Высшая нервная деятельность ребёнка раннего возраста имеет свои особенности знание которых помогает избежать многих ошибок в воспитании малыша, так как многие условные рефлексы .умения и привычки даже к 3 годам не являются устойчивыми.
Глава 3 раскрывает вопросы воспитания и развития ребёнка первого года жизни в семье. Только в условиях индивидуального общения крохи с близкими людьми возможно надёжное удовлетворение его основных потребностей. До года дети воспитываются в основном в семье, после года посещают детский сад, в целях обеспечения преемственности педагогу необходимо знать особенности развития ребёнка 1-го года жизни. Задачи, содержание и методы воспитания изложены в программе «Кроха)».
Глава 4 раскрывает вопросы организации жизни детей в детском саду и семье. Основным условием правильного развития детей является чёткий, соответствующий возрасту режим дня. Даются рекомендации по организации режима дня в условиях детского учреждения для детей от1 года до 3 лет, а также организация сна ,общие требования к кормлению, одеванию и умыванию. Не маловажное внимание уделяется организации занятий.
Глава 5 раскрывает вопросы воспитания и развития детей раннего возраста в разных видах деятельности. Даётся характеристика ребёнка к началу 2-го года жизни. Темпы физического развития ребёнка 2-го года жизни снижается по сравнению с 1-м.У ребёнка совершенствуется нервная система, работоспособность увеличивается. Определяются основные задачи воспитания ребёнка 2-3 года жизни:
1.Продолжать укреплять здоровье ребёнка, закаливать его, повышать работоспособность нервной системы.
2. Развивать основные виды движений.
3. Обогощать связи ребёнка с окружающим миром, способствовать развитию изобразительной, музыкальной и другой деятельности.
4. Расширять запас понимаемых слов и обогащать активный словарь.
5.Обогащатьпредметную деятельность ребёнка.
6.Содействовать развитию личности ребёнка.
7Побуждать к соблюдению опрятности и чистоты.
8.Побуждать ребёнка к доброжелательным отношениям с взрослыми и сверстниками.
9.Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и к миру вещей.
Глава 6 раскрывает вопросы экологического воспитания детей в детском саду и семье. Даёт понятие, как правильно формировать сознание детей по отношению к объектам природы.
Глава 7 раскрывает вопросы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, как фактор развития личности ребёнка. Раскрываются этапы общения педагога и родителей:
1 Этап-педагог создаёт положительный образ ребёнка и транслирует его родителям.
2 Этап- педагог сообщает родителям специальные знания по психологии и педагогике.
3 Этап- воспитатель знакомится с проблемами семьи в воспитании ребёнка.
4.Этап- развивается совместная деятельность педагога и родителей, направленная на совместное исследование наблюдение развитие личности ребёнка.
Данное учебное пособие позволяет родителям и воспитателям групп раннего возраста дошкольных образовательных учреждений более качественно и поэтапно осуществлять развитие, воспитание ребёнка в первые годы жизни до 3 лет.
 
nellyДата: Вторник, 20.04.2010, 18:11 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Книга Башаевой Т.В. « Развитие и Восприятие у детей . В нее включены 376 игр для развития восприятия, которые организованы в Игровую Систему Сенсорного Обучения (ИССО). В обучающей системе Т.В. Башаевой предлагаются образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятия. Для развития каждого вида восприятия разработана система игр, которые постепенно усложняются в соответствии с этапами формирования перцептивных действий. Система имеет два уровня сложности: первый включает в себя игры на восприятие свойств предметов (цвета, формы и др.), восприятие пространства, времени движений и целостных предметов; второй включает в себя восприятие природы. ИССО позволяет не только целенаправленно и ускоренно формировать восприятие, но и определить примерный уровень развития восприятия. Если ребенок самостоятельно выполняет игровые задания, то по характеру игры можно определить, какой уровень перцептивных действий развит у ребенка, какие сенсорные эталоны он освоил. Данная система обучения может помочь в обнаружении каких-то пробелов в восприятии ребенка: неумение воспринимать отдельные свойства или их разновидности, неумение пользоваться каким-либо перцептивным приемом, неполноту системы эталонов. Эти недоработки в воспринимающей системе ребенка могут быть обнаружены и утроены с помощью игр. Своевременное выявление отставания поможет избежать неудач на первых этапах школьного обучения.
Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребенка и создает прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимый для успешного освоения школьной программы и социальной адаптации в детском коллективе. ИССО обеспечивает поэтапное формирование процесса восприятия с учетом возрастных особенностей детей. ИССО поможет определить уровень развития восприятия, обнаружить проблемы в восприятии ребенка и пути их устранения. В ИССО используются приемы обучающего эксперимента, которые применялись в ходе научных исследований, и закономерности развития восприятия, исследованные выдающимися советскими психологами под руководством А. В. Запорожца.
Книга имеет введение, два раздела:
1.Восприятие свойств предметов и явлений.
2. восприятие сложных явлений окружающего мира.
Каждый раздел подразделяется еще на главы, каждая глава делится на темы.
Очень интересны описанные занятия по развитию восприятия у детей.
Т.В. Башаева пишет дошкольное детство – важная и неповторимая страница в жизни человека, поэтому особое значение придается педагогами всему, что будет приобретено ребенком за этот период.
Основной целью дошкольного образования должно являться всестороннее общее развитие ребенка, соответствующее его потенциальным возможностям.
Содержание изучаемого материала преподносится с опорой на ведущую деятельность дошкольника и организуется в таких формах как игра-занятие, игра-урок с сохранением структурных составляющих плана-программы,а также дидактическая игра. Использование этих организационных форм способствует не только решению обучающих и коррекционных задач, но и является дополнительным средством развития мотивационно-потребностной сферы ребенка и способствует удержанию познавательной активности и устойчивого познавательного интереса дошкольника, более интенсивному эмоционально-личностному развитию, формированию произвольности поведения и самоконтроля как важнейшей базы для начала систематического обучения в школе.
I период - подготовительный.
Задачи: развитие сенсорных способностей детей; формирование и уточнение сенсорных эталонов (цвет, форма, величина); развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации; развитие слухового внимания; развитие графо-моторных навыков.
Таким образом, сенсорное развитие ребенка имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем мире. И одновременно с этим составляет фундамент общего умственного развития дошкольника, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие Работа по сенсорному развитию планируется и проводится параллельно развитию зрительного и слухового восприятия, что дает детям возможность более полноценно воспринимать окружающую действительность и обучающий материал.
Работа по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентации подразделяется на следующие фрагменты:
• работа на плоскости стола
- выделение заданных предметов из группы разнородных,
- выделение заданных предметов из группы однородных,
- группировка предметов по основным признакам (цвет, форма, величина) в различных вариациях,
- нахождение в заданном окружении предметов, похожих на геометрические фигуры,
- определение геометрических фигур приблизительно соответствующих формам заданных предметов,
- конструирование из счетных палочек – а) по образцу педагога, б) по словесной инструкции; и др.
• ориентация в ограниченном пространстве – 1) в игрушечном домике, 2) в групповой комнате, 3) в групповом блоке, 4) в помещении детского сада;
• ориентация в открытом пространстве – 1) на прогулочном участке группы, 2) на территории детского сада.
Сначала дети ориентируются на модель-стрелку, расположенную на плоскости рабочего стола каждого ребенка, выполняя задания, дидактические упражнения и т.п. по формированию зрительного восприятия. Учатся определять направление с ориентацией «от себя» на плоскости , затем в пространстве, в движении опять же с использованием модели-стрелки.
Развитое слуховое внимание и память являются обязательной базой для формирования правильного фонематического восприятия дошкольника. Для этого необходимо развивать у детей:
- умение слышать и различать неречевые звуки,
- умение различать высоту, силу, тембр голоса;
- умение различать слова, близкие по звуковому составу.
На этапе введения понятия «слово» сначала проводится работа по соотношению предмета и слова, его обозначающего у детей сформированны сенсорные эталоны цвета, формы, величины;
дети ориентируются на плоскости, в пространстве относительно себя;
у детей развиты сенсомоторные навыки;
дети выделяют слова-предметы как отдельную единицу речи, делят слово-предмет на части, определяют количество слогов и их последовательность в слове;
дети умеют составлять предложения из двух, трех частей.
II период.
Задачи: формирование правильного звукопроизношения и уточнения артикуляции изучаемого звука; развитие фонематического слуха, соотношение звука с образом буквы; формирование грамматического строя речи; овладение детьми навыком чтения по слогам совершенствование зрительного восприятия и пространственной ориентации; развитие графомоторных навыков.
Одновременно в процессе знакомства со звуками и буквами происходит ненавязчивое освоение ребенком по слогового чтения. Для совершенствования этого навыка возможно использование материала, изготовленного самим ребенком – книжек-«самописок» с напечатанными словами и рисунками

Маркова Н.Р. гр.373-3Д

 
Форум » Обзор новинок педагогической литературы » Педагогика » ранний возраст
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.