Народное декоративно-прикладное искусство - Форум
Детский сад настоящего:

Понедельник, 24.11.2014, 16:36
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Народное декоративно-прикладное искусство - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Обзор новинок педагогической литературы » ИЗО » Народное декоративно-прикладное искусство
Народное декоративно-прикладное искусство
ОлесяДата: Суббота, 01.05.2010, 23:06 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Репутация: 0
Статус: Offline
Грибовская А.А.
Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий.- М.:"Издательство Скрипторий 2003", 2008.-152с.

В данной книге представлен опыт работы по ознакомлению с русским народным декоративно-прикладным искусством и обучению декоративному рисованию, лепке, аппликации детей 4-7 лет. Представлены перспективное планирование работы на год, циклы и конспекты занятий по разным возрастным группам.

Основные направления работы с детьми.
Первое направление: ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: уметь видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формировать потребности в прекрасном.

Второе направление: обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи, лепки.

Третье направление: формирование детского декоративного творчества.

Методы и приемы обучения декоративному рисованию, лепке, аппликации.
 Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ, что повышает интерес детей к занятиям.
 Связь рассматривания изделий народных мастеров с последующим составлением узоров, выделение тех задач, решение которых затем находит отражение в рисунке, лепке, аппликации.
 Сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа.
 Использование движения руки - очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определение расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета.
 Упражнения в начале занятия с детьми 5-7 лет при изображении новых элементов или сложных после рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность.
 Показ способов изображения новых элементов для детей 4-5 лет и наиболее сложных для детей 5-7 лет.
 Использование фланелеграфа для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения.
 Называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании, аппликации.
 Взаимосвязь видов деятельности: рисования, лепки, аппликации в решении задач по декоративной деятельности.

Формы организации работы с детьми.
1.Выставки.
Являются основной формой работы. На них могут быть представлены:
-один подлинный предмет (дымковская барышня);
-предметы одного вида (дымковские игрушки);
-предметы одного образа (животные в дымковской игрушке).

2.Занятия по ознакомлению с определенными видами декоративно-прикладного искусства.
Проводятся с детьми старшего дошкольного возраста. В процессе обучения воспитатель не только знакомит детей с конкретным видом, но подводит к общим закономерностям декоративного искусства, средствам выразительности, традициям каждого вида.

3.Экскурсии.
Имеют большое значение для эстетического развития ребенка.

4.Занятия по декоративному рисованию, лепке, апликации.

5.Занятия по замыслу.
Являются показателем развития детского декоративного творчества: яркость образов, сказочность цветов, необычность композиции.

Сообщение отредактировал Олеся - Суббота, 01.05.2010, 23:44
 
НаташенькаДата: Среда, 05.05.2010, 00:58 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
Ковалицкая Л.М. «Батик.» Методика занятий с детьми 5- 6 лет/ Лариса Ковалицкая, - М.; Айрис – пресс, 2008. – 112 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

В этой книге автор знакомит читателя с замечательным видом декоративно – прикладного искусства – батиком.
Он рассказывает о том, как можно увлечь детей дошкольного возраста этим видом прикладного искусства, о методах работы с нетрадиционным материалом. Эта книга поможет преподавателям детских дошкольных учреждений, студий освоить разные техники, приёмы этого вида искусства, познакомиться с подручным материалом.
Далее описываются обзорные занятия: «Волшебный сундучок», где автор , включая игровой приём, знакомит детей с новым видом декоративно – прикладного искусства – батиком, рассказывает, где и когда появился этот вид искусства.
Затем, описывается занятие «Удивительные узоры», где автор знакомит детей с различными техниками батика, учит сравнивать их, находить сходства и различия.
Далее описываются конкретизирующие занятия, на которых уточняются понятия, закрепляется пройденный материал.
Применяя приём «Художественное слово» автор возбуждает фантазию ребёнка, знакомит с конкретным материалом – техникой узелкового батика. Темы занятий: «Волшебный узелок и Волшебная ниточка», «Секреты Волшебного узелка (освоение техники узелкового батика)», «Секреты Волшебной ниточки», «Сказочный узор», «Мраморные узоры», «Волшебные квадратики».
Далее описывается занятие №7 – «Как ниточка подружилась с иголочкой(прошивание ткани нитками по прямой или по косой)».
Далее описываются занятия по освоению техники холодного и горячего батика, свободной росписи, кляксографии в таких темах как: «Как свеча помогла художнику(освоение техники холодного батика) », «Волшебные линии», «Солнышко», «О кошках и котах», « На арене цирка», «Сказочный платок для мамы», «Портрет сказочного героя», «Цветной мир природы», «Сказочное путешествие», «Новые друзья Художника», «Фантазия и воображение», «Радуга – дуга», «Морской пейзаж», «Космическое путешествие».
Затем описываются итоговые занятия, где автор учит детей оформлять выставку своих работ, расписанными в технике Батик, публикуется сценарий Дефиле «Театр мод ”Времена года”».
В книге есть цветная вкладка, читателю предлагается познакомиться с работами детей, выполненными в разных техниках этого вида искусства.
Также в книге много схематических рисунков, облегчающих усвоение материала. Есть приложение с образцами для шаблонов.

Клюквина Наталья 09/372з

 
sve1035Дата: Среда, 05.05.2010, 23:51 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Репутация: 0
Статус: Offline
«Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации»
Грибовская А. А., Москва, 2008 г.

В книге Грибовской А. А. представлен развернутый материал для занятий по обучению народно – прикладным искусством, лепке, аппликации, декоративному рисованию с детьми дошкольного возраста от 4-7 лет.
В ней отражен большой педагогический опыт работы с детьми дошкольниками, который представлен в виде планов – конспектов занятий, перспективного планирования занятий, так же выделены задачи и методические рекомендации.
В данном пособии очень подробно описывается значение методических рекомендаций. «Народно – прикладное искусство – одно из средств художественного воспитания дошкольников. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы народа. Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколение в поколение.»
Книга Грибовской А. А. полна множеством ярких, цветных иллюстраций, фотографий, слайдов из художественных календарей, пособий, которые в полной мере позволяют передать ребенку полноту образа, деталей изображения предметов декоративного творчества. Это помогает ребенку развивать как воображение, так и эмоциональную сферу.
На занятиях с детьми отбираются предметы, узоры, доступные для восприятия определенного возраста. Для начала выбирают знакомые образы, изделия, украшенные геометрическими узорами. Эти виды народного – прикладного искусства проходят через все возрастные группы, но расширяет с каждым годом содержание, усложняя элементы.
Книга Грибовской А. А. состоит из 3 основных возрастных глав, по обучению детей народно – прикладным искусством:
1.Средняя группа;
2.Старшая группа;
3.Подготовительная группа.
В книге хорошо представлено описание занятий для каждой группы отдельного плана – конспекта с учетом возрастных особенностей детей.
1.План – конспект занятия с детьми средней группы.
На занятиях с детьми проводятся знакомства с рисованием дымковской игрушки, лепкой. Учат различать глиняные игрушки, выделять материал – глину, яркость игрушки. Воспитывать интерес к искусству.
Пример занятия: «Дорожка для коня» рисование.
Программное содержание: знакомить с дымковской игрушкой, учить выделять один из элементов узора – круг, составлять узор на полосе из кругов, украшать их черными точками, выбирать цвет для кругов.
Материал: дымковский конь, кукла Петрушка, бумага белая 5х25 см, гуашь красная, оранжевая, желтая, зеленая и черная.
Ход занятия: Петрушка: Здравствуйте, дети, помните, мы с Вами ходили на ярмарку?
- Только забыл, какие игрушки мы там видели? (дымковские игрушки.)
- Из чего они сделаны? (из глины.)
Спасибо, что напомнили. Но сегодня я пришел к Вам не один. (Показываем дымковского коня.)
Вот конь да конь,
Он копытом бьет,
Удила грызет!
Нет свободы, не простора,
Негде ему скакать!
Воспитатель:
- Это конь не простой, а сказочный. Он украшен ярким узором.
Воспитатель выбирает элемент узора - круг. Предлагает найти его на игрушке, определить цвет. Затем предлагает нарисовать дорожку для коня и украсить его кругами, показывая, как рисовать одинаковые круги. Уточняет, что цвет для круга каждый выбирает самостоятельно. В ходе занятии с Петрушкой помогая деткам. В конце занятия разложить все работы, и посмотреть их вместе с Петрушкой.
- Какие дорожки самые красивые?
- У кого кружочки одинаковые?
- По каким дорожкам хочется побегать?
- Какие дорожки выберет конь?
Итог: Петрушка говорит, что конь поскачет по все дорожкам; что все они красивые и яркие.
2.В старшей группе описывается знакомство с гончарным промыслом, дымковской игрушкой, тверской игрушкой, Городецкой росписью, гжельской росписью. Развивать интерес к труду гончара, народным традициям, обычаям.
Пример проведения занятия. Роспись посуды.
Программное содержание: побуждать видеть украшения на керамической посуде. Учить расписывать посуду геометрическими узорами (точки, линия, круг, выбирая цвет).
Материал: керамические изделия – скопинские, гжельские; посуда, вылепленная детьми, гуашь.
Ход занятия: Рассмотреть изделия, показать, как по-разному в каждом промысле украшают посуду. Дети расписывают свою посуду. В конце занятия рассмотреть все работы, выбрать самые интересные работы.
Вопросы: - Почему расписывали глиняную посуду?
- Как можно украсить посуду?
- Какая посуда Вам нравится?
3.В подготовительной группе описываются занятия с филимоновской игрушкой, дымковской игрушкой, городецкой росписью, каргопольской игрушкой, вологодским кружевом, гжельской росписью. Хохломской роспись и др.
С детьми закрепляют ранее умение создавать узоры на полоске, круге, квадрате, используя характерные элементы и колорит, а так же развивать эстетическое восприятие.
Пример занятия «Кокошник для Царевны лебедя»
Программное содержание: Закрепить знания детей о гжельской росписи , ее особенностях, элементах, колорите; учить составлять узор на кокошнике, выделяя середину большим цветком, по краям поменьше и одинаковыми; учить дополнять узор мелкими деталями – завитками, усиками.
Материал: гжельские изделия, фрагменты записи музыки из балета п. Чайковского «Лебединое озеро», репродукция картины М. Врубеля «Царевна Лебедь», бумага белая в форме кокошника, акварель.
Ход занятия: Выставка гжельских изделий: посуда, шкатулки и др.
Воспитатель:
- Как называется эта роспись?
- Кто и где делает такие красивые изделия?
- Чем они украшены?
-Какие цвета используют мастера?
Чтение отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»во время чтения звучит музыка. Затем рассмотреть с детьми репродукцию картины М. Врубеля «Царевна Лебедь», ее наряд, головной убор.
Предложить детям выбрать форму для кокошника и нарисовать для царевны Лебедя гжельский узор. Расписать кокошник – по середине большим цветком, по бокам поменьше, по краю – каймой. В конце занятия рассмотреть все кокошники. Выбрать самые красивые цветы, кайму, кокошник.
Книга Грибовской А. А. многогранная своим содержанием многолетнего педагогического опыта. Она является хорошим методическим материалом для занятий с детьми дошкольного возраста педагогам.

Харенкова Светлана Юрьевна группа 09/375 Зд.


Светл@ночка@!)))
 
Форум » Обзор новинок педагогической литературы » ИЗО » Народное декоративно-прикладное искусство
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.
Создать сайт бесплатно