Детский сад настоящего:

Вторник, 16.04.2024, 07:58
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Анализ проблемных педагогических ситуаций - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » Обзор новинок педагогической литературы » Математика » Анализ проблемных педагогических ситуаций
Анализ проблемных педагогических ситуаций
461119Дата: Среда, 13.10.2010, 13:23 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline
Анализ проблемной педагогической ситуации в ДОУ, возникающей на занятиях по ФЭМП
Для примера можете посмотреть анализ ситуаций по адресу: http://pik100.ucoz.ru/forum/6-202-1
 
ТашаДата: Воскресенье, 14.11.2010, 21:29 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
За занятии по ФЭМП воспитатель вместе с детьми проводит опыт "Объём кружки и сосуда". перед опытом воспитатель говорит: "Дети, вы уже взрослые, скоро пойдёте в школу, вам надо учиться делать всё самостоятельно, поэтому слушайте меня внимательно". Воспитатель даёт словесную инструкцию детям. "Теперь приступайте к работе, работайте тихо, самостоятельно, кто выполнит задание поднимите руку, я к вам подойду и посмотрю, правильно ли выполнено задание"
После подведения итогов выяснилось, что большинство детей выполнили задание неправильно.
Анализ проблемной ситуации возникшей во время опытно - экспериментальной деятельности:
- воспитатель решила научить детей работать самостоятельно, не не подумала о том, что опытно - экспериментальная деятельность не позволяет работы детей без помощи воспитателя. Ребёнок делает открытие - значит ему необходима помощь в этом, для него это ново, удивительно, непонятно.
- воспитатель должен был сказать: Работайте самостоятельно, но если у вас возникнут какие - либо вопросы или затруднения я вам с удовольствием помогу.
- в любом детском коллективе есть более сильные и более слабые дети, соответственно работа с детьми должна проходить как фронтально, так и индивидуально.
- воспитатель просит работать молча - дети дошкольного возраста, тем более при проведении опыта чувствуют себя маленькими гениями. В такие моменты они эмоциональны и возбуждены. Дети хотят "выпустить" эмоции наружу, для этого им необходима речь, общение, обсуждение и т.д.
- педагог после окончания опыта просит поднять руку тем детям, которые закончили своё экспериментирование. нельзя забывать, что руки поднимают в школе, в детском саду можно попросить детей похлопать в ладоши или позвонить в колокольчик.

Занятие предыдущее перед ФЭМП в младшей группе затянулось, вместо положенных 10 - 15 минут воспитатель провела занятие 25 минут. Дети очень утомились и не хотели заниматься математикой. Воспитатель всё же провела занятие, где учила детей использовать в речи слова много и один,но дети были не активны, не слушали педагога, разговаривали, не могли усидеть на месте.
Анализ проблемной ситуации возникшей во время занятий по ФЭМП:
- воспитатель при проведении любого занятия должен точно планировать время проведения занятия. дети данного возраста очень утомляемы, поэтому усвоение им программы в полной мере возможен лишь при правильном планировании времени занятий.
- в связи с тем, что предыдущее занятие затянулось воспитателю следовало дать детям возможность отдохнуть.
- после отдых занятие следовало начать с весёлой игры.
- так же занятие можно было провести на прогулке.
- если занятие проводить на прогулке, можно использовать подвижные игры, такие как: "Хитрый кот", "Лохматый пёс", "У медведя во бору". В этих играх один главный персонаж, например кот и много мышей. Если воспитатель будет повторять это перед детьми, по в последствии активный словарь детей пополниться словами много и один.
- если это осенне время года можно найти один зелёный листик и много жёлтых (много и один).
- перед сном воспитатель может закрепить знания: "Вас много, а я одна"

Романова Т. Н. 09-472 з/д

 
tinaДата: Вторник, 16.11.2010, 00:34 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Студентка группы 09II/ 471- зД[b]
Пахомова Тинатина Ивановна
[/b]

Проблемные педагогические ситуации, возникшие на занятиях по ФЭМП.

Проблемная педагогическая ситуация 1.

Ситуация: в средней группе на занятиях по ФЭМП систематически мальчик Алеша не может сосредоточиться, мешает детям, роняет со стола счетные палочки, болтает сам с собой, материал занятий усваивает плохо.
Алеша и на других занятиях отличается активным поведением, неспособностью сосредоточиться и правильно выполнить указания воспитателя.

Причина: некоторая гиперактивность (в пределах нормы), дефицит положительного внимания взрослых (родители средних лет, оба работают, бабушек нет, семья то распадалась, то соединялась, что сопровождалось переездами).

Выход: в ходе педагогического наблюдения воспитатели заметили, что Алеша очень любит динозавров: всегда приносит игрушки-динозавры в садик, знает чем питаются динозавры и другие пресмыкающиеся. Для решения проблемной ситуации воспитатели выработали схему поведения с Алешей: во время свободной деятельности детей подходить к Алеше на 1-2 минуты с заинтересованными вопросами, уделяя ему положительное внимание: "Почему тебе нравятся динозавры?", "А чем питается такой динозавр?", "А что ест эта змея?", "Нравится ли тебе кубик такого цвета?", т.е. проявлять заинтересованность Алешей.
Кроме того, на уроке ФЭМП были использованы следующие пособия: набор картинок динозавров, дети считали их до 5. Алеше было разрешено поставить своих динозавриков на стол и считать их тоже. При знакомстве с треугольником дети выкладывали из палочек дом для динозавра, в качестве палочек использовались маленькие веточки деревьев.

Проблемная педагогическая ситуация 2.

Ситуация: на занятии по ФЭМП Саша сидит с Миленой. Саша уронила несколько счетных палочек, поняв, что ей недостает, взяла у Милены. Милена стала отнимать свои палочки обратно, Саша, а за ней и Милена заплакали, все дети смотрели на них, занятие невозможно было продолжать.

Причина: детская неспособность к эмпатии, неумение делиться и ждать, возбужденное состояние.

Выход: при возникновении этой проблемной ситуации воспитатель прервала занятие и рассказала короткую педагогическую сказку (выдумала по ходу рассказа ) про двух медвежат Миленчика и Сашика, которые хотели посчитать бочонки меда с помощью палочек и поделить мед. Саших случайно сломал одну палочку Миленчика, а за это Миленчик сломал палочку у Сашика, и осталось у них только по две палочки. Тогда Сашик сломал палочку у Миленчика, а медвежонок Миленчик опять сломал палочку Сашика, и у медвежат осталось только по 1 палочке. Сашик отнял последнюю палочку Миленчика и сломал ее, за это Миленчик опять сломал палочку Сашика. И у медвежат не осталось палочек. Они теперь не смогут поделить мед и поесть его. Ребята, давайте поможем Миленчику и Сашику, что им надо было сделать? (Побуждать детей отвечать. Правильные варианты ответов: медвежата должны извиниться, простить и поделиться; считать по очереди). В конце сказки воспитатель обращается к Саше и Милене: "А вы согласны, что медвежата должны не ругаться, а поделиться друг с другом, или считать по очереди?" После ответа, воспитатель дает Саше недостающую палочку и продолжает занятие по плану, предварительно заинтересовав детей, например, так: "Давайте и мы поможем медвежатам посчитать".

 
С-в-е-т-аДата: Четверг, 18.11.2010, 16:42 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
На занятии по ФЭМП воспитатель дает задание детям:"У вас на столах лежат круги, сейчас мы будем учиться делить круг на части. Возьмите в левую руку круг, в правую руку ножницы. Разрежте круг по полам, сложите две половинки в месте, разрежте по полам. Посчитайте сколько частей у вас получилось."
Количество правильных ответов было минимально. Воспитатель не могла понять в чем причина.
Анализ педагогической ситуации:
Для первого (ознакомительного) занятия не используем ножницы. Алгоритм занятия должен быть следующим:
В начале учим делить круг на две части. Берем два круга диаметром 15см, разного цвета. Один круг не тронутый, второй круг складываем пополам, получилось половина круга. Сравниваем половину круга с целым кругом, накладываем половину на целый круг (прием наложения). Говорим, что половинка меньше целого круга, а круг больше чем половинка.
Дети работают за столами. У них тоже круги диаметром 15см, разного цвета. Дети за столами делают тоже самое. Воспитатель задает вопросы:
- Что больше, целый круг или половина?
- Что меньше, целый круг или половина?
- Как это узнать, проверить?
После занятия, для закрепления воспитатель мог бы использовать сюжетно-ролевые игры:магазин, семья.
На первом занятии воспитатель знакомит только с половиной круга. С остальными частями круга знакомит на следующих занятиях.
Ножницы даем спустя не менее 5 занятий.
Приведенный выше пример говорит о педагогической безграмотности педагога.

Рубцова С.М. 09-476 з/д

 
ураДата: Четверг, 18.11.2010, 22:23 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
Дата : Четверг 18 . 11 . 2010 г.

Проблемные педагогические ситуации делятся на 3 группы :
Первая группа проблемных ситуаций включает в себе условия , в которых задается необходимость усвоения действий , влияющих на эффективность осуществления педагогического взаимодействия воспитателя и детей.
Вторая группа проблемных ситуаций направлена на овладение действиями , обобщающими знакомые или хорошо известные воспитателю практические и теоретические действия . Они касаются выбора технологий воспитания и обучения детей. При этом технологии могут быть предметно орентированные и личностно орентированные.
Третья группа проблемных ситуаций побуждает самостоятельно ставить задачи воспитания и обучения детей, затем планировать их выполнения.
При анализе ситуации необходимо определить , к какому виду она относится.
Затем определяется область решения рассматриваемой ситуации. Она может касаться одного или нескольких компонентов педагогического процесса:
Дидактического – соглосования целей , принципов , содержания , методов , видов и форм обучения ;
Гносеологического – учета факторов эффективности воспитания и обучения , последовательности формирования умственных действий , планирования уровней усвоения учебного материала ( на уровне знания , понимания , применения , обобщения и систематизации , оценки значения данного знания для людей , контроля ) , отражения в педагогическом процессе работы над качеством знаний : системностью . действенностью ( мобильностью ) , прочностью ;
Психологического - преоблодания индивидуального , типологического или топологического подходов к формированию мотивации обучения у детей ; учета базовой и развивающейся психической функции ; учета ведущего вида деятельности и формы общения; соотношения воспроизводящей и творческой деятельности детей ) ;
Кибернетического – учета закономерностей управления усвоением информации : например , того , что эффективность обучения пропорциональна частоте и объему обратной связи с детьми и родителями ; качество знаний зависит от эффективности контроля и качества управления педагогическим процессом ; соблюдение принципов формирования межпредметных связей ( равнозначности понятий , последовательности и системности , компенсаторности их формирования и т . д. ) ;
Социологического – применения коммуникативно – деятельностного и предметно – практического принципов организации совместной деятельности детей ; соотношения индивидуальных , подгрупповых и коллективных форм работы с детьми ; использования << эмоциональных потенциалов >> коллектива сверстников при организации педагогического процесса ; учета эмоционально – импровизационного , эмоционально – методичного , рассуждающе – импровизационного , рассуждающе-методичного стилей педагогической деятельности ; вовлечения семьи в педагогический процесс ;
Организационного – анализа гигиенических условий , обеспеченности материально – техническим оснащением , соотношения методов стимулирования и принуждения к обучению , учета разных типов работоспособности детей ( следовательно , разного уровня проблемности учебного материала , мер обучающей помощи , оценки результатов учебных действий и т.д. ), планирования времени , полагающегося на достижение поставленных целей обучения.
1 ситуация
При работе с рисунком в тетради , после анализа двух рисунков педагог проводит « графический диктант « такого вида:
- Елку на рисунке справа закрасьте зеленом цветом , на рисунке слева – синим цветом.
Один ребенок говорит : «Что синих елок не бывает».
Решение.
Педагог должен объяснить ребенку , что бывают ели , которые называются « голубыми» , они имеют голубой оттенок.
После занятия всем детям показать иллюстрацию «голубой» ели.
Если на участке детского сада есть « голубая» ель , том можно провести наблюдения за елью.
Педагог при таких проблемных ситуациях должен опираться на достоверные источники.
2 ситуация
Перед занятием педагог готовит рабочие места для начала занятий. Он раскладывает на столы для каждого ребенка математические кассы.
Все дети рассаживаются на свои места. Начинаются занятия. Но неожиданно приходит один ребенок после болезни. Для него педагог не приготовил пособие.
Решение.
У педагога должен быть приготовлен лишний набор для занятий.
Если такого нет ,то педагог ребенка сажает с другим ребенком за один общий стол и продолжает занятие.
А родителям ребенка нужно объяснить , что нужно позвонить в детский сад и предупреждать зарание , что они выходят после болезни .
Попросить родителей , чтобы они больше не опаздывали в детский сад.
3 ситуация.
Педагог показывает детям затемненную бутылку с водой и пол- литровую банку.
Педагог говорит детям:
- На прошлом занятии мы с вами научились отмерять крупу , а сегодня у меня не крупа , а вода.
-Как вы думаете , где воды больше? Можно это как-то проверить?
Решение.
Следует использовать прозрачные емкости, так как , сравнивая видимые уровни воды в сосудах, дети обычно делают неправильные выводы о ее количестве. Например, часто им кажется , что в бутылке воды больше.
4 ситуация.
Педагог говорит детям:
-Вы видели , сколько стаканчиков я насыпала на блюдце , а теперь поиграем :я насыплю крупу так ,чтобы вы не видели ,как это я делаю. Сможете вы тогда насыпать ровно столько же? Дети говорят, что смогут .
Решение.
Следует полностью провести опыт , причем горку крупы перед показом детям надо встряхнуть , чтобы она осела (3 стаканчика) и неказалость ,что ее меньше.
Затем дети отмеряют столько крупы , сколько им кажется нужным. Чтобы не забыть сколько они насыпали , можно поставить две кружки рядом с блюдцем (кружок будет отмечатся один насыпанный стаканчик крупы).
Измеряется количество крупы на блюдце у педагога.
Дети убеждаются в том , что оно другое.
Вывод.
Количество крупы трудно сравнивать на глаз. Если не видишь , как крупу насыпали , трудно точно угадать ее количество.

Зоткина Татьяна 09 / 477 з д

 
мамашка2Дата: Пятница, 26.11.2010, 12:04 | Сообщение # 6
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Репутация: 0
Статус: Offline
МГПИ, студентка гр. 09/471 – II – ЗД Пшеченко Т.С.
Анализ проблемной ситуации.
Занятие проводилось в старшей группе с использование рабочей тетради Е. В. Колесниковой. (занятие 7).
Тема занятия: Числа и цифры 3, 4, 5, 6, знаки < , >, =, независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник.
Цель занятия: - учить отгадывать математические загадки;
- закреплять умение писать цифры 3, 4, 5, 6;
- учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
- познакомить со знаками <, >.
Анализ : Трудности возникли при ознакомлении со знаками < ,>. Вся подгруппа детей с испугом в глазах смотрела на эти знаки и было видно, что никто ничего не понял. А уж просьба записать правильно знаки в квадраты между карточками – вообще у некоторых вызвала слезы.
Я решила как –то обыграть ситуацию: сказала:
- А давайте представим, что это не математические знаки, а птички! Мы пришли их зимой подкормить. Если мы им много насыпем семечек в кормушку, они обрадуются и ротик раскроют (на что похож раскрытый ротик у птички? – правильно –на галочку! – а галочка на что похожа? – на математический знак > ! А если мы мало им насыпем – то птички обидятся и отвернуться – поворачиваем нашу птичку в др. сторону –на какой матем. Знак стала теперь похожа наша птичка? – правильно! – на математический знак < !
На след. Занятии мы закрепляли полученные знания.
Занимались без тетрадок. Дети выходили к доске и рисовали на терелочках семечки (кружочками), а потом сравнивали количество семечек на тарелочках – ставили матем знаки между ними: птичка открывает ротик где больше и наоборот . Все дети были в восторге от такого занятия – игры, все все запомнили, и некоторые даже огорчились, что им не удалось побывать у
 
TanchaДата: Понедельник, 29.11.2010, 17:58 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Ситуация. Ребенку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын – 2. Сколько они съели конфет?»
Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает.

У ребенка не сформирована учебная деятельность: умение отличить учебную задачу от жизненной ситуации.

Ситуация. В процессе обучения 5-летних детей математике было обнаружено, что чрезвычайно трудно ознакомить детей с отношением частей и целого.
Положительный результат не был получен ни при словесных формах объяснения, ни при организации действий детей с предметами, состоящими из нескольких частей (например, матрешками). Словесные объяснения дети не понимают, а, действуя с составленными предметами, устанавливают названия «часть» и «целое» только применительно к данному конкретному материалу, не переносят их на другие случаи. Тогда решили знакомить детей с этим отношением при помощи схематического изображения деления целого на части и его восстановления из частей. На этом материале дети поняли, что любой целый предмет может быть разделен на части и восстановлен из частей.

У детей 5 лет развито наглядно-образное мышление. На основе только его не все задачи можно решать успешно. Так, в образном мышлении нельзя увидеть количество, представить его отдельно от воспринимаемой величины.
В обучении дошкольников началам математики, грамоты и другим видам знаний эффективным является использование наглядных моделей. Построение модельных образов дает возможность усваивать и использовать обобщенные знания.
Модельно-образные формы мышления достигают высокого уровня обобщенности и могут приводить детей к пониманию связей и взаимозависимости вещей.

Соловьева Татьяна гр. 09/475-зд

 
MellanyДата: Вторник, 30.11.2010, 00:47 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Занятие по ФЭМП для детей от 5 до 7 лет
Создание игровой ситуации

Предложить детям посетить игрушечный магазин- пусть дети пробуют себя в роли покупателей. Задание такое :выдать детям определенную сумму «денег», на которую они самостоятельно делают покупки. При этом дети считают вслух. В начале занятия в роли продавца- воспитатель. Когда дети будут справляться с ролью покупателя, они по очереди будут в роли продавца.
Это очень полезное занятие. Кроме развития математических способностей, оно учит делать покупки, считать деньги, сдачу. А также развивает положительные взаимоотношения между детьми.
Проблемная ситуация
Оля П. плохо считает. На занятии она начинает стесняться этого и старается отойти в сторонку. А Сереже З. – неинтересно. Он вообще отказывается играть, ему хочется поиграть в машинку.
В данных случаях воспитателю необходимо снять внутреннее напряжение Оли П., а Сережу П. заинтересовать игрой.
Воспитатель должен предложить Оле П. главную роль – продавца. И обязательно предупредить ее: «Не волнуйся, у нас все получится!» А ребятам сказать : « У нас сегодня продавец новичок, давайте будем терпеливы и не будем спешить». Необходимо дать возможность Оле П. самой посчитать правильную сдачу. И конечно, похвалить ее за правильные ответы. Если ребенок ошибся, то предложить не торопиться и посчитать еще раз. Если возникнет необходимость , должен быть задан наводящий вопрос.
В ситуации с Сережей З. необходимо развить игровую ситуацию. Можно предложить ему быть водителем при магазине. Здесь совпадают интересы и ребенка и воспитателя. Конечно, Сереже З. нужно предложить что-то купить в магазине и посчитать. А в конце занятия, Сережа З. всех покупателей и продавцов разместит в своем « автобусе» и повезет по домам ( на места).
Таким образом, проблемная ситуация будет решена.

Курс 4, группа 09/476/ЗД
Ф.И.О.: Храмова Елена Рудольфовна

 
орликДата: Среда, 01.12.2010, 00:20 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Анализ проблемной ситуации
Проблемная ситуация.
В группу пришла девочка 4 – х лет, не знающая основных цветов, названий геометрических фигур.
В разговоре воспитателя с мамой девочки выяснилось , что это ее тоже беспокоит. В то же время мама рассказывает, что дома девочка просит то краски, то фломастеры, то пластилин.Но она только пачкается, у нее ничего не получается, а после таких занятий много уборки. Мама перестала давать девочке изобразительные материалы, она считает, что в детском саду проводятся специальные занятия с детьми и этого достаточно.
Вопросы:
1. Замечали ли Вы неточности в определении цветов, формы у своего ребенка?
2. Нужно ли ребенку давать краски, фломастеры, карандаши?
3. Что развивают такие занятия?
4. Нужно ли , на ваш взгляд, беспокоиться маме? Почему?
5. Что ей порекомендовать?
Ответы (решение проблемной ситуации):
Дети 3 – 4 лет зачастую путают цвета, геометрические формы, например, синий и зеленый цвета, квадрат и прямоугольник. В этом нет ничего страшенного, овладение детьми сенсорными эталонами цвета, формы, величины происходит постепенно. Вместе с тем нужно создавать определенные условия для сенсорного развития ребенка дома. В основе сенсорного развития детей лежат два психических процесса – ощущение и восприятие. С помощью ощущений воспитанники учатся распознавать цвет предметов, их форму, величину, характер поверхности и др.
Восприятие позволяет увидеть предмет в целом и целиком. Хорошо развитое восприятие может наблюдаться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали черточки. Следовательно, если в процессе воспитания ребенок не получит благоприятных условий для развития восприятия, то связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного возраста под влиянием разнообразной деятельности, поэтому необходимы все занятия с ребенком: рисование, лепка, конструирование, физическая культура, чтение книг, слушание музыки, прогулки. Все эти виды деятельности пронизаны игрой, в ходе которой ребенок активно познает свойства предметов и явлений, их связи и отношения, направленные прежде всего. На развитие восприятия и мышления. Следует отметить, что все дети без исключения любят рисовать, лепить, конструировать.И в домашних условиях необходимо давать детям возможность заниматься любимым занятием.
Орлова Галина Группа 09/471 - З
 
ОлесяДата: Пятница, 03.12.2010, 20:56 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Репутация: 0
Статус: Offline
Закрепление знания детьми формы, цвета.

В старшую группу детского сада в возрасте 5,5лет пришел Никита К. Раньше детский сад он не посещал. На занятиях по ФЭМП выяснилось, Никита плохо знает геометрические формы и счет, совсем не играет в игры математического содержания.
Создавая игровую проблемную ситуацию, педагог раскладывает в «Магазине» блоки Дьенеша.
Воспитатель: Сегодня у нас открылся необычный магазин. В нем вы можете купить для своих любимых игрушек печенье. Вместо денег требуется назвать то, что хочешь купить по цвету, размеру, форме. Дима, чтобы ты хотел купить для своего мишки?
Дима: Я бы хотел купить три больших синих квадратных печенья и одно маленькое круглое, желтое.
Воспитатель: Вот, пожалуйста, твоя покупка.
Дима: Спасибо. Катя, а чтобы ты хотела купить?
Катя: Дайте мне, пожалуйста, четыре больших красных круглых печенья и два больших желтых треугольных.
Воспитатель: Получите вашу покупку. Приятного аппетита.
Смотря и слушая детей, Никита сделал робкую попытку «купить печенье» для своего Лунтика. Ребята его поддержали, подсказали. Когда все дети «сделали покупки» было устроено «чаепитие» для игрушек, где дети обменивались покупками называя цвет, форму, размер. В последствии Никита с ребятами не раз играл в эту игру и вообще очень заинтересовался формами предметов.

09/472-з
Парамонова (Калачева) О.М.

Сообщение отредактировал Олеся - Пятница, 03.12.2010, 20:57
 
knopka15Дата: Вторник, 14.12.2010, 22:37 | Сообщение # 11
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Анализ проблемной педагогической ситуации в ДОУ, возникающей на занятиях по ФЭМП.

Дочисловая деятельность
Детей увлекают множества из одинаковых элементов Сначала учим составлять множества из одинаковых элементов, затем из разных, потом из подмножеств
Не видят границы множества Сначала ограничиваем рассматриваемое пространство или плоскость (подставками, карточками, круговыми жестами и др.), рассматриваем множества, расположенные в виде фигур (по кругу и др.), затем в свободной обстановке.
Затрудняются в выделении отдельных элементов множества Рассматриваем элементы множества, расположенные линейно. При составлении множества учим проговаривать: «один кубик, один кубик…»
Замечают уменьшение множества, когда остаются два или один элемент Сравниваем множества резко контрастные по количеству («много – мало»).
Трудно определяют «один» и «много» в свободной обстановке Учим понятиям «один» и «много» сначала в подготовленной обстановке (в коробочках, на стульчиках и т.п.), затем в свободной обстановке.
Детей увлекают сравнение множеств по количеству Учим устанавливать правильно взаимно однозначные соответствия («один к одному»).
Легче сравнивают множества из одинаковых элементов Начинаем обучение сравнению множеств из одинаковых элементов (различающихся, например, цветом), затем из разных, но связанных логически («зайцы – морковки» и т.п.)
Раскладывают предметы обеими руками, от середины к краям, от края к середине, справа на лево и пр. Учим раскладывать предметы ведущей рукой слева на право, беря по одному предмету.
Наблюдается тенденция к уравниванию множеств по количеству Сначала рассматриваем равночисленные множества («поровну», «столько – сколько», «одинаково»), затем не равночисленные («больше – меньше»), потом учим их уравнивать по количеству («как сделать поровну?»).

При сравнении двух множеств по количеству предпочитают способ наложения Начинаем обучение сравнению множеств по количеству со способа наложения, затем учим приложению.
При сравнении множеств путём приложения дети заполняют интервалы между предметами, обкладывают со всех сторон, подкладывают один предмет под другой и пр. Сначала показываем образец действий на вертикальной плоскости. Разъясняем смысл слов «наложить», «приложить», «подложить». Учим выкладывать и проговаривать: «один цветок – одна бабочка, один цветок – одна бабочка…». Раздаточные карточки сначала можно разделить на квадраты, затем на полосы, потом переходим к работе на столе.
Счётная деятельность
Легче считают предметы в линейном расположении Начинаем обучение со счёта одинаковых предметов, расположенных в ряд горизонтально, затем вертикально, наискосок, потом по кругу, хаотично (как усложнение).
Не соотносят слова-числительные с элементами множества, считают свои движения, а не предметы и пр. Учим называть число с одновременным прикасанием к предмету, показывая образец выполнения.
Не понимают значение итогового числа («безытоговый счёт») Вводим обобщающий жест и объясняем, что последнее число обозначает, сколько всего предметов.
Наблюдается взаимозаменяемость двух чисел (например, 3 и 4, 7 и 8) Применяем наглядность на нескольких примерах и упражняемся в сравнении.
Восприятие величины мешает восприятию количества (феномен Пиаже) Упражняем в сравнении множеств предметов разной величины по количеству и обсуждаем это.
Тяжело воспринимается независимость количества от расстояния между предметами и их пространственного расположения Упражняем в сравнении по количеству множеств предметов, расположенных на разном расстоянии (далеко – близко), в разной конфигурации (в ряд, по кругу и пр.) и обсуждаем это.
Трудно даётся счёт на слух, на ощупь, счёт движений Вводим упражнения в счёте на слух, на ощупь, в счёте движений только после усвоения счёта предметов.
Путают количественные и порядковые числительные Мотивируем применение тех или иных числительных, учим различать вопросы «сколько?» и «который?».
Не используют счёт для сравнения множеств по количеству, предпочитая способы наложения и приложения Учим связям между числами, затем сравнению множеств на основе счёта. Взаимно обратные отношения рассматриваем одновременно (больше – меньше).
Вычислительная деятельность
Дети могут не понимать связей между числами Учим сначала образованию соседних чисел друг из друга (n+-1), затем их отношениям («больше на 1», «меньше на 1») на наглядной основе.
При выполнении вычислений предпочитают способ присчитывания по единице и отсчитывают по единице После освоения состава числа из единиц изучаем состав чисел из двух меньших. Добиваемся запоминания «таблицы сложения» при многократных упражнениях с наглядным материалом и потребности его использования при решении задач.
Воспринимают арифметические задачи как рассказ или загадку Проводим специальное обучение составлению и решению арифметических задач, начиная с её структуры (условие, вопрос).
Затрудняются в письме цифр Сначала используем цифровые карточки, запись цифр вводим только при достаточно развитой моторике (в подготовительной группе).
Не различают понятия «количество», «число», «цифра» Сначала идёт работа с количественной характеристикой множества, затем с числами, но на наглядной основе. Понятие «цифра» (знак для записи числа) доступно старшим дошкольникам, в более младшем возрасте возможно только запоминание образа.
Затрудняются в использовании знаков « + », « - », « = », « < », « > » Лучше вводить знаки на карточках в процессе решения арифметических задач на наглядной основе.
Соотносят единицу только с отдельным элементом Необходимо научить детей считать группами (для усвоения в будущем десятичной системы счисления).

Добавлено 14.12.10.

Глебова Ю.А. группа 09/471-з

Сообщение отредактировал knopka15 - Вторник, 14.12.2010, 22:39
 
irenДата: Воскресенье, 24.04.2011, 22:21 | Сообщение # 12
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Салахетдинова Ирина
группа 08-472зД
Анализ проблемных ситуаций.
Разбор проблемной ситуации
В старшей группе во время игры «Наведи порядок» ребёнок неправильно назвал трапецию. Между детьми начался спор (какая это фигура). Воспитатель помог в этой ситуации объяснением.
Разбор проблемной ситуации.
Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.
Анализ ситуации:
Воспитатель сам начинает медленно убирать игрушки и привлекает к своей работе детей (помогите пожалуйста, я без вашей помощи одна не справлюсь). Можно поделить детей на две команды и устроить соревнования (кто быстрее). Можно предложить детям найти каждой игрушке своё место (свой домик).

Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет.
Анализ ситуации: Проблема состоит в том, что ребёнок не умеет играть. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка интерес к игре. Надо организовать ребёнка и вовлечь его в игру. Для этого воспитатель начинает играть с детьми и предлагает ребёнку к ним присоединиться. Можно использовать ролевые игры, отведя ребёнку главную роль.

Игровая проблемная ситуация, направленная на развитие мышления, понимания смысла.
Несколько детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в «войну».
Анализ ситуации: Воспитатель может организовать и поменять правила игры. Для этого он вступает в игру и начинает её преобразовывать. Можно предложить детям поделиться на две команды. Предлагаем создать командный штаб, где будет разработан план наступления на предполагаемого врага. Так же можно предложить детям создать группу разведчиков. Или предложить сделать оборонительное сооружение от наступающих врагов (танков (лучше проводить в зимнее время года)).Можно предложить принести каждому игроку команды по камушку или веточке, а потом их посчитать.

Педагогические ситуации.
Дети повторяют в игре «некрасивое» поведение взрослых.
Анализ ситуации: Создаём игровую ситуацию где «некрасивое» поведение будет представлено нормальным – правильным поведением. Или переключаем детей на другую игру и распределяем роли.

Девочка пришла в группу. Ребята приглашают её поучаствовать в игре. Но она от всех приглашений отказывается.
Анализ ситуации: Воспитатель предлагает поиграть в игру «волшебный стульчик». У неё главная роль – она сидит на стульчике, а дети делают ей комплименты. Она поймёт, что дети её уважают и хотят с ней играть, у неё повысится самооценка, проблема будет решена.

 
ksusha1968Дата: Понедельник, 25.04.2011, 17:44 | Сообщение # 13
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Репутация: 0
Статус: Offline
Анализ проблемной педагогической ситуации в ДОУ, возникающей на занятиях по ФЭМП.

Студентка 4-го курса
Степанова О.М.
Группа 08/472-зд
Игровая проблемная ситуация, направленная на развитие мышления, понимание смысла.
Игровая ситуация: к кукле пришли гости.
Воспитатель разыгрывает сценку: кукла Катя садится ужинать; на тарелке перед нею – один бутерброд, одно яблоко, одна конфета. Когда Катя хочет приступить к ужину, раздается стук в дверь. Катя идет открывать дверь: в гости пришла кукла Наташа. Катя усаживает ее за стол, дает ей тарелку, чашку, ложечку. Но оказывается, что у нее только один бутерброд, и одно яблоко, и одна конфета. Что же делать? Перед ребенком – проблемная ситуация. Предложения принести еще один бутерброд, еще одно яблоко отвергаются («Ни бутерброда, ни яблок, ни конфет больше нет»), предложение пойти в магазин также отвергается («Магазин закрыт»). Воспитатель выслушивает все варианты ответов детей, не сдерживая их инициативы. Ребенок сам находит правильное решение: предлагает разделить все угощение. Как разделить? Ведь разделить можно и на две неравные части. Поэтому ребенок сам (с помощью воспитателя) приходит к выводу, что разделить надо поровну, на две равные части или пополам. Только после этого все угощение делится на две равные части (о том, чтобы части были действительно равные, должен позаботиться взрослый – помочь ребенку при делении). После того как деление произведено, можно задать вопросы: «Покажи одну из частей, как она называется? (Половина, одна из двух, одна вторая.) Что больше: целое яблоко или половина? Покажи половины яблока (бутерброда, конфеты), сколько их? (Две.) Что получится, если две половины сложить вместе?» (Целое яблоко.) Затем воспитатель может продолжить инсценировку, заканчивая игру: куклы ужинают, потом Наташа благодарит за угощение и прощается.
Есть дети, которые в данной ситуации не могут ответить на некоторые вопросы. С такими детьми надо заниматься индивидуально. Им подробно нужно объяснить правила игры, проводится пробная игра, чтобы определить, поняли ли они ее условия. Если необходимо использовать одну и ту же игру продолжительное время, то надо менять наглядный материал. Индивидуальная работа с детьми разбивается на несколько этапов. Каждый этап обеспечивает повторение и усложнение математических представлений.

 
sveta8550Дата: Четверг, 12.05.2011, 22:06 | Сообщение # 14
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
Прыгает ловко, любит морковку» Кто это? Анализ конспекта занятия по РЭМП во 2-ой младшей группе
«У зайчика в гостях»
Программное содержание:
Закрепить понятия много, один, по одному, ни одного; понимать вопрос «Сколько?» Закрепить понятие о величине, ширине, длине, высоте. Уточнить в речи употребление слов: широкий, узкий, длинный, короткий, высокий, низкий. Закрепить умение сравнивать две группы предметов на основе взаимного сопоставления (больше, меньше, поровну, сколько, столько же). Закреплять умение сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте путем наложения и приложения друг к другу.
Материалы:
Игрушка- заяц, ленточки разной длины по 2 на ребенка, полоски - разные по ширине, грибочки 5 штук, елочки 5 штук, плоскостные - мешки 3 штуки, разные по размеру, зайчики, морковки (по 5 штук), чашки разные по размеру - 3 штуки, картинки с группами предметов (1, много), геометрические фигуры.
Ход занятия:
Дети стоят полукругом.
Воспитатель – Дети, сегодня мы пойдем в гости, хотите?
Угадайте-ка, к кому?
«Комочек пуха, длинное ухо,

Дети: Зайчик!
Воспитатель : Какое угощение мы приготовили ему?
Дети: Морковку, капусту, яблоки.
Воспитатель достает морковки: Сколько у нас морковок
одна или много? Таня, сколько морковок?
Вызванный ребенок отвечает.
Воспитатель: Правильно, много. А теперь пойдем к зайчику
(подходим к столу). Рядом со столом на стульчике
сидит зайчик.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с зайчиком!
Дети здороваются, садятся за столы.
На столе разложены тарелочки по 5 штук, в каждой из которой по 4 морковки.
Воспитатель: У зайчика есть друзья. Давайте каждому зайчику по морковке.
Катя раздай зайчикам по тарелочки с морковкой. (Катя раскладывает).
Сколько, Катя, не хватает морковок?
Девочка: Одной!
Воспитатель: Один зайчик ушел погулять, зайчиков стало больше или меньше?
Дети: Зайчиков стало меньше.
Воспитатель: А сколько морковок?
Дети: Столько же.
Воспитатель: Зайчиков и морковок поровну или нет?
Дети: Зайчиков и морковок поровну.
Воспитатель: Все зайчики съели морковку. Сколько осталось морковок?
Дети: Ни одной.
Физминутка «Вот какие зайки»
Вот какие зайки
раз, два, три, четыре, пять
Вышли зайки погулять.
Вот какие зайки, зайки-побегайки.
Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок.
Вот какие лапки, острые царапки.
Вот бежит лисичка, хитрая сестричка
Прячтесь, прячтесь зайки, зайки-побегайки.
Воспитатель: Дети посмотрите, к зайчику пришли гости - медведи.
Вы узнали сказку из которой они пришли?
Дети: Медведи из сказки «Три медведя».
Воспитатель: У каждого медведя своя чашка. Все ли чашки одинаковые?
Дети: У каждого медведя своя чашка. Чашки разные.
Воспитатель: Лиза, какая чашка у Михаила Ивановича?
Ребенок: У Михаила Ивановича большая чашка.
Воспитатель: Таня, какая чашка у Марии Ивановны?
Ребенок: У Марии Ивановны средняя чашка, поменьше.
Воспитатель: Саша, какая чашка у Мишутки?
Ребенок: У Мишутки маленькая чашка.
Воспитатель: Пришла Маша и все чашки перепутала.
Кто правильно расставит чашки?
(По желанию). Леша, расставь правильно чашки и объясни.
Ответ Леши.
Воспитатель: Дети, правильно Леша расставил чашки?
Воспитатель: Посмотрите, что принесли в подарок зайчику медведи:
ленточки.
Какие они? (разные) По цвету? А по длине? (длинные и короткие)
А как проверить?
Дети: Нужно наложить одну ленточку на другую.
Один ребенок накладывает ленточку одну на другую, совмещая по одному концу.
Воспитатель: Какая ленточка по цвету длиннее? А какая короче?
Дети отвечают.
Детям раздаются по две ленточки каждому. Они путем наложения определяют длинные и короткие.
Воспитатель: А сейчас мишки и зайчики поиграют. Они будут соревноваться,
кто быстрее бегает.
Воспитатель: Ребята, в лесу много разных дорожек. Одна - широкая,
а другая — узкая. Саша, - это какая дорожка?
Ребенок отвечает.
Воспитатель: А как ты узнал(а)?
Ребенок: Я наложила одну дорожку на другую. Одна выглядывает,
значит, она широкая. А другая — узкая.
Воспитатель: Правильно, нужно наложить одну дорожку на другую.
По какой дорожке побежит Мишка?
Дети: Мишка побежит по широкой дорожке.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что большой.
Воспитатель: А зайка по какой дорожке побежит?
Дети: Зайка побежит по узкой дорожке.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что зайка маленький.
Воспитатель: Леша, вот тебе зайка. По какой дорожке ты побежишь?
Ребенок: Я побегу по узкой дорожке.
Воспитатель: Саша, а тебе мишка. По какой дорожке ты побежишь?
Ребенок: Мишка побежит по широкой дорожке.
Воспитатель: Побежали. Зайка прибежал первым. Почему?
Дети: Потому что быстрее бежал.
Воспитатель: А мишка прибежал последним. Почему?
Дети отвечают.
Воспитатель: Зайке - победителю мы повяжем бантик.
(Завязывает короткую ленточку. Бантик не получается.)
Почему у меня никак не получается завязать бант?
Дети: Потому что ленточка короткая.
Воспитатель: Подскажите, какую нужно взять ленточку?
Дети: Нужно взять длинную ленточку.
Воспитатель: Бантик завязался. Подарим зайке коврик из геометрических фигур.
(Предлагает детям разноцветные фигурки и макет коврика.
Дети по очереди накладывают фигуры, называя их форму и цвет).
Воспитатель: Вот какой красивый коврик получился! Зайка будет очень доволен!
Молодцы, ребята!
Анализ занятия
Положительные моменты
1. Характеристика программного содержания.
Программное содержание полностью соответствует уровню развития детей данной возрастной группы. Здесь полностью соблюден и выдержан объем программного содержания, формулировки цели и задач четки и конкретны.
2.Характеристика деятельности воспитателя.
Воспитатель действовал грамотно и профессионально: были выделены и задействованы все приемы для решения поставленных задач. Все приемы, применяемые воспитателем на занятии, были правильны и точны.
3.Характеристика деятельности детей.
Все задачи программного содержания были освоены детьми полностью, на занятии дети проявляли активность, были внимательны. Детьми было продемонстрированно высокое знание материала.
4.Данное занятие является итоговым. Педагог использует игровые приёмы на занятии. Для лучшего усвоения и закрепления материала воспитатель интегрирует в область математики аппликацию—дети изготавливают коврики в подарок, тем самым закрепляя и совершенствуя полученные на занятии знания и навыки.
Отрицательные моменты
Это занятие лучше использовать в конце года, когда у детей появятся знания и навыки, т.к. оно подходит лишь для закрепления материала. Такой вывод я сделала, когда обнаружила очень много задач. Ребёнку не имеющего достаточно знаний будет сложно участвовать в занятии, тем самым можно сказать, что это и есть небольшой минус этого занятия. Воспитатель поставила перед детьми слишком большой объём учебного материала, поэтому, я считаю, педагог может не «уложиться» в отведённое время данной возрастной группы.
АБРАШКИНА С.И. ГР-08-472ЗД

 
varava(wzw)Дата: Пятница, 13.05.2011, 17:30 | Сообщение # 15
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Репутация: 0
Статус: Offline
Проблемная ситуация на занятии по ФЭМП во 2 младшей группе.
«Закрепление знаний геометрических фигур».
На занятии воспитатель предложил детям игровое упражнение на закрепление знаний геометрических фигур.
На столе перед детьми на подносе лежат фигуры от геометрической пирамиды.
Воспитатель предложил детям нанизывать фигуры на палочки пирамиды (на первую - круги, на вторую - треугольники, на третью - квадраты).
В процессе выполнения упражнения дети, сидящие за столиком не поделили фигуры. Так как за столом сидело четыре ребенка, а на пирамиде всего три палочки, поэтому Оля, Артем и Аня быстро разобрали фигуры, а Настя осталась без фигур и расплакалась.
Причина: неумение делиться, ярко выраженное чувство соперничества, разный подход детей к выполнению задания.
Вывод: воспитатель прервала выполнения упражнения и напомнила детям, что дружные ребята берут фигуры с подноса поочередно и не ссорятся. Дети согласились воспитателем и повторили упражнение еще раз.
Ошибка воспитателя заключалась в том, что изначально нужно было рассадить детей по три человека за стол, так как у пирамиды три палочки для нанизывания фигур.

Генельт М. Г.
группа 08-472 ЗД.
 
Форум » Обзор новинок педагогической литературы » Математика » Анализ проблемных педагогических ситуаций
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.