Детский сад настоящего:

Пятница, 15.12.2017, 22:41
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Основные подходы к воспитанию и развитию - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Наш форум » Дошкольное образование » Основные подходы к воспитанию и развитию
Основные подходы к воспитанию и развитию
461119Дата: Пятница, 22.10.2010, 16:22 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline
Доклады
 
titinaДата: Суббота, 09.04.2011, 19:40 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
Департамент образования города Москвы
Московский гуманитарный педагогический институт

Доклад

по Дошкольной педагогике

на тему: «Создание условий для складывания детского коллектива»

Выполнила:
Дрокова Кристина Анатольевна

Студентка группы 10/376зД

Преподаватель:
Микляева Юлия Викторовна

Москва, 2011г

Коллектив - это группа людей, объединенных общественно значимыми целями, деятельностью, направленной на осуществление этих целей, общими интересами, переживаниями, организацией, традициями, ответственностью друг перед другом.
Коллективизм - нравственное качество, проявляющееся в чувстве товарищества, принадлежности к коллективу, долга перед ним, умении при необходимости подчинять личные интересы общественным. Быть коллективистом значит осознавать себя частью коллектива, жить его интересами, вносить свой вклад в его успехи и достижения, радуясь им.
Детский воспитательный коллектив отличается богатством и разнообразием содержания жизни, многообразием видов, форм общественно полезной деятельности и общения.
В процессе общественной жизни люди вступают в такие взаимоотношения, которые требуют от каждого проявления коллективистических качеств. Чтобы воспитывать коллективизм, надо систематически упражнять ребенка в коллективной жизни и деятельности. Педагогический процесс необходимо сделать процессом глубоко содержательной гуманистической организации всей детской жизни в коллективе.
Коллектив необходим и как среда взаимодействия, средство эффективного влияния на детей. Он является формой целостной организации детской жизни, дает возможность оказывать одновременно воспитательное влияние на всех детей вместе и на каждую личность в отдельности. Он обладает полезными традициями, развитым общественным мнением, возможностью активного воспитательного влияния детей друг на друга.
Главной функцией детского воспитательного коллектива является введение детей в систему общественных отношений и организация накопления ими опыта этих отношений. Детский коллектив аккумулирует основные черты и требования жизни общества. Он дает детям практический опыт «присвоения» существующих в обществе многообразных общественных отношений, особенно за счет их взаимодействия с коллективами взрослых. Трудовые коллективы являются основной общественной питательной средой развития общественной и нравственной жизни детского коллектива.
Коллектив- это не какая- то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей. И если воспитатель надеется, что воспитывающая сила коллектива, прежде всего в организационных зависимостях, в подчинении и руководстве, его надежды не оправдаются. Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди. Но богатство каждой личности - это только основа полноценной, содержательной жизни коллектива. Коллектив становится воспитывающей силой в такой совместной деятельности, в которой раскрывается высокая идейная одухотворенность труда благородными моральными целями.
Да, детский коллектив- опора воспитателя. Но каким бы сильным инструментом, ни было воздействие его на личность, он не всемогущ. Более того, именно потому, что этот инструмент сильный, зачастую он оказывается довольно опасным в руках не только невежды, но и мастера.
Коллектив, в котором ребенок не находит ничего для своей духовной жизни, который не приобщает к высшим интересам, для ребенка теряет всякий авторитет.
Задача воспитателя создать условия для складывания детского коллектива.
Условиями возникновения и становления детского коллектива являются совместная деятельность и общие переживания детей.
Сложное нравственное качество - коллективизм зарождается у дошкольников из отдельных проявлений социальных чувств к сверстникам, основанных на потребности общения с ними: симпатии, дружелюбия, сочувствия, стремления поделиться чем-либо, желания вместе поиграть, общими усилиями решить ту или иную задачу.
В процессе совместной деятельности появляется умение договориться, согласовать свои действия, справедливо разрешить спор. Так, постепенно, по мере накопления опыта, в результате целенаправленных воздействий воспитателя социальные проявления у детей развиваются, усложняются, перерастают в коллективизм.
Каждый ребенок чувствует себя участником жизни всей группы; периодически он выполняет поручения и обязанности, имеющие значение для всех (дежурство, уход за животными и растениями, украшение групповой комнаты к празднику). На этом этапе позиция воспитателя изменяется: вместо прямых воздействий он чаще использует косвенные, выступает в качестве советчика, старшего товарища, всячески поддерживает хороших организаторов коллективных дел и затей, добивается, чтобы в этой роли побывало, возможно, больше детей, ведет разъяснительную работу с теми, кто постоянно претендует на ведущую роль в коллективной игре, труде, подавляет своей активностью других.
Формирование детского коллектива связано с задачей воспитания у детей чувства коллективизма; они все чаще слышат оценку их поведения, мотивированную интересами всего коллектива. Например: «Как хорошо работали наши дежурные, они обо всех позаботились, детям приятно сесть за стол». Дети могут услышать и замечания от лица группы: «Ты нас всех задерживаешь, из-за тебя мы опаздываем» и т. д. Определенным показателем сформированности коллектива являются и совместные переживания детей за одного из своих товарищей.
Если воспитатель видит, что дети считаются с мнением и оценкой коллектива, испытывают чувство гордости за него, стремятся сделать общую жизнь приятной и радостной – значит, коллектив в достаточной степени сформирован.
Изо дня в день учит воспитатель детей совместной деятельности, вызывая у них радость от самого ее процесса, удовлетворение от полученных результатов: «Вот как красиво и чисто стало в нашей групповой комнате! Это потому, что все дружно работали!» В воспитании у детей товарищеских отношений помогут такие литературные произведения, как басня «Лебедь, рак да щука» И. Крылова, «Два товарища» Л. Толстого, «Когда в опасности жизнь» из книги «Самый лучший пароход».
Совместная деятельность является ведущим условием и средством формирования детского коллектива. Когда детей объединяет общая цель, на достижение которой они направляют свои усилия, когда они должны согласовывать свои действия, а результаты их труда оцениваются как общая работа, для них становится осознаваемой принадлежность к коллективу. Сближают детей и сплачивают их в коллектив совместные переживания, вызывающие положительные эмоции. Яркие впечатления, полученные во время спектакля кукольного театра, праздничные утренники в детском саду, слушание интересной сказки, музыки, совместное исполнение песен - все это вызывает глубокий эмоциональный отклик, усиливающийся тем, что одновременно проявляется у группы детей.
Формирование детского коллектива и коллективистического поведения детей успешнее осуществляется в тех детских садах, где есть дружный коллектив взрослых.
Если дети осознают себя как единое целое, коллектив становится большой воспитывающей силой. Эта сила проявляется не только в том, что коллектив осуждает и наказывает, сколько в том, что он берет на свой счет и хорошее и плохое, принимает на себя ответственность за предосудительные поступки.
Духовный мир коллектива и духовный мир личности формируются благодаря взаимному влиянию. Человек многое черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного, духовного богатого мира составляющих его людей.

Список литературы
1. В.А. Сухомлинский «О воспитании» / Политиздат,1975г.
2. Б.Т. Лихачев «Педагогика»/Юрайт,М-2001г.

 
aikaДата: Воскресенье, 08.05.2011, 10:41 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
ДОКЛАД
Тема: Воспитание как культурный процесс, основанный на ценностях общечеловеческой и национальной культуры.
Выполнила: студентка гр10-374ЗД
Курочкина Татьяна Валерьевна
Преподаватель: Микляева Юлия Викторовна
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Современная семья переживает серьезный кризис, который выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении к духовным ценностям. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к их роли, снижение социальной установки на воспитание, противоречивость представлений о целях и задачах воспитания отрицательно влияет на становление личности ребенка. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, другое - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. Человек складывается всегда как член определенной общности людей, он воспринимает материальные и духовные ценности, характерные для этой культуры. Так что становление человека, если отвлечься от биологических особенностей личности,— это всегда социализация, т. е. формирование его внутреннего мира под воздействием норм и ценностей, характерных для определенного социального коллектива. Детей мы сознательно и бессознательно наставляем — всем образом жизни, всем окружением, делами и словами. Как же важно, чтобы эти дела и слова были достойными подражания! «Воспитание ребенка проходит через воздействие национальной культуры, носителями которой являются окружающие ребенка люди. Этот процесс социализации заключается, говоря упрощенно, в том, что взрослые желали бы видеть ребенка таким, какими они являются сами, поэтому воспитание — это процесс уподобления. Он состоит в формировании личности ребенка и приспособлении его к жизни в данном обществе, в результате чего ребенок постигает культуру, в рамки которой он поставлен, и научается действовать, не нарушая общепринятых правил поведения». С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется в детских садах на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. Человеческая личность во всем богатстве формируется, прежде всего, национальной культурой своей родной страны. Воспитание как специальная, отличная от обучения деятельность, направленная на духовно-нравственное развитие личности, является чисто российским феноменом, имеющим корни в православной культурной традиции, согласно которой высшая цель жизни человека – спасение души – является и целью его воспитания. Советская социалистическая мораль в главных своих принципах хорошо известна взрослому населению страны. Воспитание в детских садах рассматривалось как средство борьбы с пережитками мещанского воспитания. В семье видели помеху общественному воспитанию. Семей делили на плохие и хорошие. Подобный взгляд на семью определялся тем, что будущие строители коммунизма должны были быть унифицированными, а индивидуальные различия не приветствовались. Актуальность национальной культуры воспитания в настоящее время обусловлена, с одной стороны, изменениями в общественном сознании, пониманием того, что все свои кризисные проблемы российское общество может решить только через воспитанного (социализированного, культурного) человека, с другой – углубляющимся кризисом гуманитарности (человечности), утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе. Воспитания обусловлено и особенностями социально-педагогической ситуации современного детства: распространение явлений беспризорности, правонарушений, наркомании в детской и молодежной среде, ограничением возможностей получения образования, трудоустройства, отдыха и т. д. Идеологический вакуум, образовавшийся после крушения социалистической идеологии, заполняется, и он обязательно будет заполнен. Но будет заполнен либо экстремизмом, шовинизмом, разрушающим нас национализмом и национальной нетерпимостью, или при активной нашей поддержке общечеловеческими ценностями. Так как в условиях современного мира никакое сообщество людей не существует изолированно от других, то для мирного сосуществования культур необходима некоторая общая система ценностей. Социальный коллектив, общество в целом (а в конечном итоге и все человечество) для успешного взаимодействия его членов создает, сначала стихийно, а потом законодательной форме, общественный институт, получивший название морали. Мораль сводит к общему, а иногда и сдерживает разнонаправленные индивидуальные интересы каждого члена коллектива, содействует возникновению общего, а точнее — общественно направленного интереса, обуздывая те желания индивида, которые могут пойти во вред другим людям и обществу в целом. Напомним известную истину, что содержание моральных запретов и разрешений в основном определяется социально-экономическим строем общества, поэтому представления о морали меняются от одной исторической эпохи к другой. Они разные в разных социально-экономических формациях, в разных обществах, в разных культурах, но общий свод моральных правил всегда и везде существует и объединяет тот или иной социальный коллектив.
Основными субъектами, имеющими свой интерес в воспитании, являются личность, общество и государство. Интерес личности состоит в том, чтобы воспитание создавало условия для ее свободного саморазвития, помогало в решении жизненных проблем. Интерес общества – в том, чтобы саморазвитие и самоопределение личности осуществлялось на нравственной основе, чтобы из детей вырастали общественно направленные люди. Интерес государства – в том, чтобы воспитание помогло им стать достойными гражданами своего отечества. Важной ценностью государства как страны является культура, которая представляет собой неразрывное единство материального и символического (идеального, духовного). Она существует в виде различных форм жизнедеятельности человека и предстаёт как открытая система познавательных, художественных, нравственных, религиозных, юридических, политических, бытовых и иных ценностей, а также умений, обычаев и традиций. Структура культурной жизни России представляет своеобразную триаду. Во-первых, это отечественная, общенациональная культура как составная часть мировой культуры; во-вторых, смешанная культура, рождающаяся в национальных образованиях на территории России на основе взаимодействия проживающих здесь представителей различных наций и народностей; и в-третьих, собственно национальная культура живущей в регионе нации. Являясь социальным организмом, социальной общностью, нация самостоятельно определяет свое культурное развитие, но при этом следует учитывать чрезвычайно важный фактор — мировую культуру, влияющую на это развитие. Отсюда наблюдается два вида развития каждой национальной культуры: во - первых, как неповторимой, уникальной по форме, и, во-вторых, как части мировой культуры, осознающей и проявляющей себя в ней. Но и в том и в другом случае она содержит и выражает в той или иной форме общечеловеческое начало. Самая главная и самая привлекательная особенность национальной культуры — это ее удивительное разнообразие, самобытность и неповторимость. Развивая особенности своей культуры, нация избегает подражания и униженного копирования, создает свои формы организации культурной жизни. Если культура не имеет особого, только ей присущего аромата, она подобна безликому человеку. Как и любое проявление индивидуальности, самобытность национальной культуры обогащается одновременно с общим расцветом нации, уверенностью в своем будущем месте в мировой цивилизации. Обновление отечественного образования, происходящее в условиях девальвации, нравственных и культурных ценностей, и актуализация проблемы воспитания поколению, выросшему без общественного идеала и соответствующего ему мировоззрения трудно двигаться дальше по пути социального развития. Преобразование отдельных направлений, подходов к культуре в систему способно резко ускорить культурный прогресс, ибо объединительные тенденции теперь могут развиваться сознательно, необходимость каждого из элементов этой системы перестает подвергаться сомнению, появляется возможность применить к системе общечеловеческой культуры научно разработанный системный подход. Страна как совокупность государства и общества является многоуклад¬ной системой. Важной исследовательской задачей становится выявление со¬ставляющих общественных формаций и укладов общества, определение, какие из них являются основными, ведущими, каковы возможные варианты разви¬тия этих формаций и укладов, куда и как движется данное общество и т.д. В воспитании социальной инициативности детей и молодежи институ¬ты гражданского общества и государства взаимозависимы и взаимно допол¬няют друг друга. Успешность процесса воспитания основано на авторитет¬ной и профессиональной власти, мощном структурированном гражданском обществе, свободной, независимой ответственной позиции средств массовой информации. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, так как только сознательные, сво¬бодные и инициативные граждане способны создавать рациональные формы человеческого общения. Государство призвано противодействовать хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод лич-ности.
Список литературы
1. Создание единого пространства развития ребенка И.О.Пастухова изд.»Сфера» Москва 2007
2. Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. - 1999.
3. В. Сластенин И.Исаев Педагогика учебное пособие
4. С.А Козлова Т.А.Куликова Дошкольная педагогика М.изд» Академия» 2008
5. Педагогика учебное пособие под ред. П.И Пидкасистого «рос.пед.агенство» 1998
6. Э.П.Агости Нация и культура М. политиздат 1963
7. Возрождение культуры России С.Петербург изд. «Знание» 1995
8. Метелягин А. Воспитание на традициях русской культуры //Воспита-
ние школьников. - 1996.
 
Форум » Наш форум » Дошкольное образование » Основные подходы к воспитанию и развитию
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.