Детский сад настоящего:

Суббота, 25.11.2017, 04:55
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Проблемы формирования звуковой культуры речи - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Дистанционные мероприятия » Познавательно-речевое развитие детей: проблемы и перспективы » Проблемы формирования звуковой культуры речи (Методика работы по воспитанию ЗКР у дошкольников)
Проблемы формирования звуковой культуры речи
LilaДата: Четверг, 12.12.2013, 23:47 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Короткова Л.В. гр 12/371-з
Во второй части занятия дети выполняют упражнения на закрепление произношения звука в словах. Поскольку длительное повторение бессмысленных звукосочетаний (ша, шо, шу) непонятно и неинтересно ребенку и быстро утомляет его, упражнения следует проводить в осмысленной и доступной детям форме. Можно использовать дидактические игры с игрушками, рассказы-драматизации, чтение и пересказ коротких рассказов на основе принципа постепенности восприятия образца для подражания и игровых действий с игрушками.
В этой части занятия следует строго индивидуализировать процесс обучения, учитывая особенности произношения детей. Тем, у кого звук еще не появился, предлагают для упражнения звукоподражания с изолированным звуком. Остальным детям для закрепления вновь появившегося звука создают облегченные условия его произношения (звук в начале слова, в сочетании с гласными). На более позднем этапе звук дается в разных положениях, в сочетании с согласными. Педагог следит за правильным положением органов артикуляции.
Занятие заканчивается хоровым произнесение стихов, потешек, рифмованных строк, насыщенных определенным звуком. Произнесение сопровождается изменением силы голоса (громко, тихо, шепотом). Речевой материал подбирают так, чтобы его можно было использовать для закрепления произношения звука и для выработки дикции.
Занятие по обучению детей правильному произношению звука ж приведено в Приложение 5. Подобные занятия проводятся как для постановки, так и для закрепления звуков. Их структура меняется: при закреплении произношения звука нет необходимости в показе и объяснении артикуляции. Со временем дети уже сами бывают способны сказать, в каком положении должны быть губы, зубы, язык. Иногда достаточно ограничиться напоминанием («Вспомните, что нужно сделать, чтобы правильно сказать звук ж»). На занятиях по закреплению звуков проводятся упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия: подобрать слова с нужным звуком, подобрать слова так, чтобы этот звук находился в разных позициях: в начале, середине, конце слова; четко назвать предложенные игрушки и отобрать те, в названиях которых есть искомый звук. Такие упражнения проводят на материале изучаемых звуков.
А. И. Максаков предлагает игры с целью узнавания звука в слове и выделения его из слов:
• дети должны посадить в машину только тех животных, в названиях которых есть звук с (слон, собака);
• из предложенных картинок с изображениями животных ребенок должен отобрать те, в названиях которых есть звук з (коза, заяц);
• отгадывание детьми хорошо знакомых им загадок с дальнейшим определением, есть ли в названии отгадки заданный звук («У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней?» – У лисы. – «В слове лиса есть звук с? А в слове зверь есть звук с?»).
На занятиях необходимо использовать приемы, которые создают соответствующий эмоциональный настрой, разнообразят процесс повторения, доставляют ребенку удовольствие и вызывают интерес к занятию.
В средней группе, в отличие от младшей, осуществляется индивидуальная работа с детьми, имеющими дефекты в произношении звуков. В ней важны планомерность, систематичность, соответствие этапам обучения звукопроизношению, учет индивидуальных особенностей детей.
Помимо обучения произношению звуков проводится работа по воспитанию умения пользоваться силой голоса, темпом речи, разнообразными интонациями в зависимости от задач и условий общения. В методической литературе описаны интересные приемы работы с детьми.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста проводится, как и на предыдущих возрастных этапах, в форме фронтального и индивидуального обучения. Специальные занятия организуют один раз в два месяца, отдельные упражнения включают в занятия по развитию речи (как часть занятия) не реже двух раз в месяц.
Сначала закрепляется произношение смешиваемых звуков, а затем дети упражняются в их дифференциации.
В структуре занятия можно выделить четыре части. В первой части занятия даются показ и объяснение артикуляции звука либо сравнение двух артикуляционных укладов (при дифференциации звуков); проводятся упражнения на произношение этих звуков.
Во второй части занятия звук включают в слова или фразы. Упражнения проводят с целью закрепления и дифференциации звуков.
Например, в игре «Кто ушел и кто пришел?» детей учат различению звуков на слух. Для дифференциации свистящих с и з подбирают такие игрушки: слона, лису, собаку, зебру, зайца, козу, корову, петуха. Игрушки то убирают (кто ушел?), то показывают вновь (кто пришел?). Дети должны назвать животное и сказать, есть ли в этом слове звук с или з. Воспитатель говорит, что в гости к детям пришли слон и зебра. Спрашивает, кто пришел в гости. Дети называют животных несколько раз. Педагог повторяет названия, выделяя нужный звук голосом, и спрашивает: в каком слове есть звук с?
Можно предложить детям хлопать в ладоши, когда слышится звук с, и поднимать руку, когда слышится звук з. Выполнив указанное действие, дети должны произнести слово.
Третья часть занятия включает в себя упражнения на произношение звуков в связной речи: чтение и пересказ коротких рассказов; рассказывание по картинке, на предложенную тему. Эти упражнения являются обучающими и контролирующими одновременно. С их помощью можно проверить, насколько устойчиво произношение детей.
С целью закрепления и автоматизации звука р можно использовать рассказ Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». После чтения рассказа надо провести беседу по его содержанию. Вопросы следует задавать так, чтобы в каждом ответе был звук р.
После беседы можно еще раз прочитать рассказ и предложить пересказать его двум-трем детям.
Можно дать детям задание составить предложение из слов ворона, прыгать, забор, двор, играть, ребята; ворона, каркать, крыша (слова из рассказа Е. Чарушина).

Такие упражнения дают возможность не только закрепить произношение звука, но и проверить, насколько он автоматизирован в речи детей, так как, стараясь запомнить текст, ответить на вопросы, а потом воспроизвести содержание, они не контролируют свое произношение.
Занятие заканчивается (четвертая часть) хоровым произнесением чистоговорок, скороговорок, потешек с целью упражнения детей в умении изменять силу голоса, темп речи, в отчетливом произношении звуков и слов или в навыке использования вопросительной и повествовательной интонаций.
Например, для отработки четкого произношения звука р, для упражнения детей в умении изменять силу голоса можно предложить им встать, вдохнуть воздух и всем вместе сказать скороговорку «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» сначала громко, затем тише, совсем тихо и шепотом.

Приведем фрагменты записи занятия по закреплению и дифференциации звуков р и л.
Программное содержание: учить детей четко произносить звуки р и л, дифференцировать их, выделять в словах, правильно произносить в тексте; воспитывать умение изменять силу голоса.
План занятия.
Описание детьми артикуляции звуков р и л, произнесение этих звуков изолированно и в словах.
Подбор слов со звуками р и л.
Чтение и пересказ рассказа.
Отгадывание загадки и произнесение ее с разной силой голоса:
«Белое одеяло землю покрывало. Солнце припекло, одеяло потекло».
Вначале воспитатель напомнил детям, что они учились правильно произносить звуки р и л, и предложил вспомнить их артикуляцию («Что нужно сделать, чтобы сказать звук р!»).
Дети справились с заданием: поочередно громко хором и подгруппами повторили звуки изолированно и во фразах, отвечая на вопросы:
Что делают пилой? (Пилой пилят дрова)
Что делают топором? (Топором рубят)
На лугу цвели цветы с желтой серединочкой. Какие это цветы? (На лугу цвели ромашки)
На чем дети сидят за столом? (На стульях)
Заметим, звук р дети усиленно артикулировали, выделяли голосом (р-р-ромашка).
Ознакомление детей с фонетической стороной речи способствует осознанию ребенком речевой действительности, оказывает влияние на формирование интереса к языковым явлениям.
Подобные занятия важны для всех детей и особенно для тех, у кого имеются недостатки произношения, так как учебная деятельность в коллективе облегчает процесс формирования звукопроизношения, повышает общий уровень речевого развития детей, дает каждому ребенку возможность дополнительно получить речевые образцы, оказать кому-то помощь или получить ее, проявить внимание к товарищам. Доброжелательная атмосфера занятий, общий положительный настрой создают условия не только для успешного формирования фонетической стороны речи, но и для воспитания у детей уверенности в себе, смелости, желания научиться говорить правильно.
Методика занятия может меняться в зависимости от его программного содержания и этапа обучения. Нет необходимости на каждом занятии объяснять артикуляцию звука, достаточно ограничиться напоминанием, указанием.
Значительное место на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи и на других занятиях по развитию речи занимают упражнения, направленные на формирование интонационной выразительности речи, воспитание умения пользоваться разной силой голоса, темпом и ритмом речи, а также упражнения на развитие силы голоса, речевого дыхания, четкой дикции.
При этом целесообразно использовать потешки, чистоговорки, скороговорки. Дети должны повторять их громко, тихо, шепотом, в умеренном темпе и быстро.
Для закрепления звука р можно предложить детям повторить скороговорку «Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши» в умеренном темпе. Затем те, кто говорит хорошо, произносят ее быстро, а те, у кого речь нечеткая, – замедленно.
В следующий раз дети хором и по одному произносят этот текст медленно, в умеренном темпе и быстро (3–4 раза). Позднее скороговорку можно произносить не только с изменением темпа речи, но и силы голоса (тихо, громче, громко, и наоборот – громко, тише, шепотом).
Разделив детей на две подгруппы, можно предложить одной подгруппе читать первую часть стихотворения, а другой – вторую часть (с целью выработки четкой дикции).
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно
Мы будем разговаривать.
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
И будет все понятно.
В таком чтении хорошо использовать мотив соревновательности (кто лучше скажет) и упражнять детей в интонационной выразительности, четкости дикции.
Отгадывание загадок можно также сочетать с подобными упражнениями:
–Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит. (Речка) - Лежал, лежал, да в речку побежал. (Снег)
–Скатерть бела все поле одела. (Снег)
После отгадывания дети повторяют загадки индивидуально или подгруппами, упражняясь в правильном использовании пауз, интонационной выразительности.
Занятия по воспитанию звуковой культуры важны и для подготовки детей к обучению грамоте. На стадии овладения грамотой перед ребенком стоят задачи не только правильно слышать и произносить звуки, но и научиться анализировать звуковой состав слова, а затем соотносить звуки с буквами.
Упражнения на произношение и дифференциацию звуков целесообразно сочетать с подготовкой к звуковому анализу речи. Дети должны научиться слышать каждый звук в слове, отделять его от рядом стоящего, знать, определять, из каких звуков состоит слово и какова их последовательность. Можно рекомендовать игры-упражнения типа «Угадай, где находится звук в слове»; «Подбери слово с определенным звуком»; «Отбери картинки, изображающие предметы, в названиях которых есть данный звук».
Специальные занятия по обучению звукопроизношению с использованием приемов фиксации внимания на звуке (показ и объяснение артикуляции звука, выделение его голосом, интонирование) и упражнения в многократном повторении звука подводят детей к звуковому анализу.
С другой стороны, систематическая работа по звуковому анализу речи влияет на искоренение недостатков произношения звуков.
 
Форум » Дистанционные мероприятия » Познавательно-речевое развитие детей: проблемы и перспективы » Проблемы формирования звуковой культуры речи (Методика работы по воспитанию ЗКР у дошкольников)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.