Детский сад настоящего:

Среда, 24.04.2024, 23:15
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Ребенок дома - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Наш форум » Психолого-педагогическая мастерская » Ребенок дома (рекомендации для родителей и педагогов)
Ребенок дома
КатеринкаДата: Суббота, 01.05.2010, 03:08 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
Следует обратить внимание на прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей.
Можно выделить три группы:
1) предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые и электрические плиты, включенные электро приборы, розетки и др);
2) предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно общаться (иголка, ножницы, нож);
3) предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (лекарства, бытовую химию, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).
Из объяснеий педагога и родителей ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь как нигде уместны прямые запреты. ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включеным электроическим приборам.
Можно привести примеры из художественной литературы, например "Кошкин дом" C.Я.Маршака.
Для того, чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо организовать специальные занятия, упражнения для приобретения навыков в зависимости от возраста.
Проблемы безопастности детей в связи с предметами третьей группы и правилами их хранения являются содержанием совместной работы родителей и педагогов.

Нужно обратить внимание и на другие источники опасности - это открытое окно и балкон.
Взрослые (и родители и педагоги) должны акцентировать внимание детей на открытые окна и балконы.
Нельзя оставлять детей одних в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.

Необходимо обучать детей как правильно вести себя и что нужно делать в экстримальных ситуациях в быту.
Например, пользоваться телефоном в случае возникновения пожара вызвать "пожарных", а при получении травмы вызвать " скорую помощь". Умение привлечь внимание прохожих и позвать на помощь при пожаре, проникновение в дом постороннего (приступника). Умение потушить пожар, набросив на источник возгорания одеяло.
Родителям необходимо выписать и положить на видное место нужные в таких ситуациях номера телефонов, в том числе свои, а также родственников (друзей, знакомых), если ребенок вдруг чего-то или кого-то испугался.
А лучше не оставляйте детей одних дома!
Архипова Екатерина Сергеевна, гр. 09/374-зД

 
Titarenko-Dasha1Дата: Четверг, 06.05.2010, 21:17 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ В СЕМЬЕ
В настоящий момент процент молодых семей с каждым годом растет. Это безусловно хорошо, но опыт общения с детьми в таких семьях небольшой и иногда в экстренных ситуациях, таких как резкое повышение температуры у ребенка, судороги, остановка дыхания, попадание инородных тел в дыхательные пути, кровотечение или отит родители не знают что делать и как помочь ребенку... Именно по этому я предлогаю родителям изнакомиться с некоторыми инструкциями первой медицинской помощи ребенку в экстренной ситуации.
Повышение температуры
Температурная реакция часто беспокоит родителей больше, чем сама болезнь ребенка, ее снижение часто приводит к улучшению самочувствие, но не влияет на болезнь и ее причину. Поэтому важно знать правила снижения температуры.
Повышаясь, температура редко переходит рубеж 40°С, и это не опасно, т.к. рас¬ширение сосудов кожи (ее покраснение) обеспечивает теплоотдачу Поэтому закуты¬вать такого ребенка не следует.
Температурящему ребенку следует создать покой, уложить его в постель, обильно поить (сладким чаем, морсом и т.д.); если он пьет достаточно, температура для него не опасна При ознобе помогите согреться (теплое одеяло, горячий чай) При температуре ниже 39-39,5°С обычно достаточно раскрыть ребенка, обтереть его влажной тканью (температуры 30-32°С).
Жаропонижающее здоровым да заболевания детям старше 3 меся¬цев назначают при температуре выше 39°С.
При более низкой температуре их назначают детям:
первых 2-3 месяцев жизни;
имевшим ранее фебрильные судороги;
с хроническими болезнями;
если температура сопровождается мышечными и головными болями.
Дав жаропонижающее, не успокаивайтесь, обязательно обратитесь к врачу вне зависимости от того, упала температура или нет;
Не стремитесь предотвращать повторное повышение температуры. Если она поднялась вновь до уровня, когда ее следует снижать, дайте еще одну дозу жаропо¬нижающего. При температуре выше 38°С более 3 дней повторно обратитесь к врачу
Тревожные сигналы: температура сопровождается спазмом сосудов кожи, нарушающим отдачу тепла. Ее признаки:
температуравыше40°С;
пестрая, «мраморная» окраска кожи;
несмотря на жар, конечности холодные на ощупь.
При этом нужно вызвать неотложку, дать жаропонижающее и энергично расте¬реть кожу водой или спиртом по ее покраснения.
Если ребенку назначен антибиотик жаропонижающее обычно не вводят, сохранение температуры - сигнал о неэффективности антибиотика и необходимости его замены.
Жаропонижающие средства для детей:
Не применяют у детей:
Ацетилсалициловую кислоту (Аспирин). т к при гриппе, ОРВИ и ветряной оспе она может вызвать синдром Рея - поражение печени и мозга.
Бутадион. Пирамидон (амидопирин), фенацетин как слишком токсичные
Анальгин (метамизол), он вызывает поражения кроветворной системы и часто снижает температуру до очень низких цифр.
Эти средства входят в состав многих комбинированных «противопростуд-ных» средств (Анапирин, Аскофен, Acnpo-С, Барапгин, Спазмалгон, Цитрамон, Цефекон и др), ознакомьтесь с их составом прежде, чем дать ребенку.
Рекомендованные жаропонижающие:
Парацетамол: его доза 10-15 мг/кг веса на прием, дозу можно повторить 2-3 раза в день, суточная доза не должна превышать 35-40 мг/кг. Быстро (через 20-30 минут) действует в растворе или сиропе (Эффералган, Панадол, Тайленол и др). 8 свечах (Цефекон П, Эффералган) действие наступает через 3 часа, но оно более длительное; свечи удобно вводить на ночь.
Парацетамол противопоказан лицам с больной печенью.
Ибупрофен (Бруфен, Боли-нет) его доза 5-10 мг/кг веса на прием, дозу мож¬но повторить2-3 раза в день, суточная доза-30 мг/кг.

Судороги
Судороги у детей встречаются при заболеваниях нервной системы, острых ин¬фекциях, нарушениях обмена кальция и, чаще всего, при быстром повышении тем¬пературы (фебрильные судороги) Судороги - неотложная ситуация, хотя чаще всего они заканчиваются благополучно, вызов врача обязателен
Помощь при судорогах
Ребенка с судорогами кладут на бок, аккуратно отводя голову назад для облег¬чения дыхания; насильно размыкать челюсти не следует из-за опасности повреж¬дения зубов и аспирации Следует предотвратить ушибы и падения при повторных судорогах. При фебрильных судорогах обычно ребенок остается в сознании, ему на¬до дать дозу парацетамола, раскрыть, обтереть влажной салфеткой (если ребенок не глотает, врач вводит в инъекциях шическую смесь, а для снятия судорог – диазепам -Седуксен) Эпизод фебрильных судорог не требует специального обследования, к возрасту 3-5 лет у большинства фебрильные судороги прекращаются
Слазмофилические судороги связаны с низким уровнем кальция в крови, они наблюдаются у детей первых месяцев жизни с признаками рахита, обычно получающих несколько каш в день .Они начинаются со спазма кистей и стоп, спазм гортани проявляется непроизвольным звуком; затем судорожные подергивания захватывают туловище, руки и ноги. Для их купирования в стационаре вводят соли кальция -сперва в вену, затем внутрь - и витамин D.
Тревожные сигналы: экстренная помощь требуется, если:
возникает рвота с аспирацией рвотных масс;
происходит остановка дыхания;
судороги длительные (более 15 минут) или повторные.
При рвоте необходимо очистить рот от остатков рвотных масс пальцем, обер¬нутым тканью, надавливая на язык стимулировать кашель для очищения дыхательных путей. При остановке дыхания проводят дыхание рот-в-рот (методику см. ниже). Длительные (более 15 минут) или повторные судороги требуют обследования в ста¬ционаре.

Остановка дыхания
- грозный признак, какова бы ни была его причина. Каждый взрослый должен уметь оказать первую помощь при остановке дыхания. Она заключается в проведении искусственного дыхания рот-в-рот, при необходимости с закрытым массажем сердца Это проводится следующим образом;
Ребенка надо уложить на спину, очистить рот от рвотных масс (если подозре¬вается попадание в гортань инородного тела-см ниже).
Положив одну руку на лоб, другой следует сдвинуть вперед подбородок, чтобы образовалось пространство для прохождения воздуха между языком и задней стен¬кой глотки. У детей до 1 года вашим ртом следует охватить рот и нос ребенка, у детей старше года ваш рот охватывает только рот ребенка. Дыхание осуществляется с час¬тотой 20 раз в минуту (те. каждые 3 секунды) Проверьте, поднимается ли при вдохе грудь ребенка, если нет - постепенно увеличивайте давление (если дыхание не удает¬ся - проведите удаление инородного тепа - см. ниже).
После нескольких вдохов проверьте пульс ребенка (на внутренней стороне пле¬ча или на шее), если пульс есть - продолжите искусственное дыхание до восстанов¬ления самостоятельных дыхательных движений. Если пульса нет - проведите за¬крытый массаж сердца
У детей первых месяцев жизни закрытый массаж сердца проводят двумя большими пальцам (остальные пальцы охватывают грудную клетку с боков), надав¬ливая резко на нижнюю часть грудины на глубину 1,5-2,5 см. Старшим детям закры¬тый массаж проводят ладонью, надавливая на низ грудины. Темп массажа - не менее 100 в 1 минуту, через каждые 5-6 надавливаний проводите искусственное дыхание -3-4 вдоха.

Инородное тело дыхательных путей
Попадание пищи или другого инородного тепа в гортань вызывает кашель, который помогает удалить все, попавшее «не туда» Если твердый кусочек пищи попадает в трахею подростка, он делает медленный вдох, а затем энергично кашляет. Лучше, если синхронно с кашлем наносят удар по спине
Дети при попадании в трахею горошины, ядра арахиса, скорлупки от ореха и т.д. часто делают непроизвольный глубокий вдох, при этом кусочек попадает в нижнюю часть трахеи или бронхи и задерживается там, вызывая внезапный приступ сильного кашля. В дыхательные пути нередко попадают мелкие детали игрушек, мозаики, колпачки от авторучек - все то, что дети берут в рот.
Если ребенок откашляет инородное тело или оно будет извлечено в течение 1 -2 недель, воспалительный процесс в бронхе окончится быстро, если нет - возникнет угроза развития хронического воспаления. Поэтому при подозрении на инородное тела надо сразу же обратиться к врачу - и простая процедура бронхоскопий позволит снять подозрение или извлечь его из бронхов
Тревожный признак инородного тела в гортани, если ребенок:
стал внезапно «давиться»;
у него «перехватывает» дыхание;
он не в состоянии сделать вдох,
ему не удается исторгнуть инородное тело;
кожа приобретает синюшный оттенок.

Эта катастрофа требует вашей экстренной помощи Попытки удалить инород¬ное тело гортани пальцем обычно неэффективны, следует провести форсирование (усиление) выдоха.
Грудному ребенку с опущенной верхней частью туловища (вверх ногами) произ¬водят 4 удара между лопатками кистью, после чего его переворачивают на спину и 4 раза быстро надавливают на грудную клетку (как при закрытом массаже сердца -см. выше). Если инородное тело стало видимым во рту, его удаляют, если нет - проводят быстро дыхание рот-в-рот и повторяют тот же маневр (повторно)
У детей старше 1 г в положении ребенка на спине резко надавливают на живот кистью от средней линии вглубь и кверху. Если инородное тело стало видимым во рту, его удаляют если нет - после дыхания рот-в-рот маневр повторяют (повторно)
У старших детей удары по спине чередуют с резким сдавливанием живота, кото¬рый обхватывают сзади в положении стоя.

Кровотечение
Различают капиллярные кровотечения, т.е. излияние крови из самых мелких сосудов кожи, венозные- при более глубоких травмах, когда вытекает темная кровь, и артериальные когда фонтанирует алая кровь, что бывает только при массив¬ных травмах.
Небольшие кровоточащие ранки и порезы надо ополоснуть (а загрязненные -промыть с мылом) смазать антисептическим раствором (настойкой йода, брил¬лиантовой зеленью - «зеленкой») Для остановки капиллярного или венозного кровотечения надавливают на место кровотечения (8-10 минут) через ватный тампон или несколько слоев марли В удобном месте (пальцы, руки, ноги) проще наложить давящую повязку (лучше не снимая прилегающий к ранке слой марли, добавив еще 3-4 слоя) При сильном ранении, когда остановить кровотечение не удается, особенно если поранена артерия до приезда скорой помощи надо постараться пережать круп¬ную артерию рукой или импровизированным жгутом Жгут не следует оставлять на срок более 30 минут
Действия родителей при заболевании органов дыхания
Насморк
Насморк, заложенность носа мешает нормальному дыханию, а у маленького ребенка - приему пищи Он возникает при большинстве ОРВИ.
В первые дни отделяемое из носа жидкое, обильное, в этом периоде оправданы сосудосуживающие капли (Отривин Називин Галазолин Нафтизин. Санорин), кото¬рые продаются в растворах 0,01%, 0.025%. 0,05% и 0,1% Для детей 0-3 лет используют 0,01% раствор, 3-7 лет - 0,025%, при их отсутствии более крепкие растворы надо развести водой Эти капли можно применять 2-4 раза в день 1 -3 дня. если их применять дольше, они могут усиливать насморк У старших детей можно использовать спрей (Виброцил, Фервекс от насморка) или препараты с противогис-таминными средствами внутрь (Фервекс)
Через 2-3 дня слизь в носу густеет - в этом периоде нет лучше средства, чем 1%-ный раствор поваренной соли (физраствор) - на кончике ножа на полста¬кана воды: он не раздражает слизистую Физраствор можно использовать и с начала болезни, не прибегая к сосудосуживающим средствам.
Вводить капли надо в положении ребенка на спине на краю стога или кровати со свешенной вниз головой - при этом орошаются все носовые ходы и носоглотка.

Отит
Отит - воспаление среднего уха - частое осложнение ОРВИ, вызывается ми¬кробами, без лечения гной может прорваться через барабанную перепонку наружу или, что хуже, воспаление может перейти в полость черепа Отит протекает при температуре до 39.5°С, она плохо снижается жаропонижающими, старшие дети жа¬луются на «заложенность уха», боль щелчки, маленькие дети, внезапно вскрики¬вают, особенно при сосании, крутят головкой Если боли не были замечены, то на 4-6 день ОРВИ из уха появляется гноетечение Пугаться этого не следует, дети выздорав¬ливают без нарушения слуха.
При подозрении на отит надо обратиться к врачу Дома, чтобы облегчить боль, грудного младенца следует уложить высоко и поставить согревающий компресс смочить водой или водкой сложенный в 4-6 раз бинт или марлю в прокладку размером 10x15 см разрезать ее до половины и надеть на ушную раковину, закрыв (также вокруг уха) полиэтиленовой пленкой чуть большего размера. Сверху кладут вату и завязывают бинтом или платком Старшим детям можно рекомендовать грызть сухари Капли в ухо (борный спирт. Софрадекс и др) малоэффективны, при гноетечении- опасны.
Отит подлежит лечению антибиотиками, которые назначает врач Лечат ими 10 дней, даже при быстром наступлении эффекта Сохранение температуры выше 38°С дольше 2-3 дней лечения указывает на его неэффективность и требует смены анти¬биотика
Если отит повторяется, надо обследовать ребенка для выяснения возможной причины чаще всего-это аденоиды редкое иммунодефицитное состояние
Тревожные сигналы, указывающие на осложнение отита:
усиление беспокойства, чрезмерная сонливость,
учащение рвоты;
припухлость, краснота, болезненность за ухом
При их обнаружении требуется срочная госпитализация.
_________________________________________________________
Титеренко Дарья Сергеевна
Группа 09/373 Дз
titarenko-dasha@mail.ru

 
EEДата: Пятница, 14.05.2010, 01:57 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Курс3, группа 09/375-3д
Фатина Елена Евгеньевна
Этот материал использую для родителей.
Важная тема, информативно, имеет пошаговую инструкцию. Такая самостоятельная родительская диагностика открывает «двери» к дальнейшей работе с воспитателем.
Диагностика развития памяти у дошкольников

"Давай выучим стишок к празднику!" - вряд ли взрослые, адресуя подобные реплики ребенку, понимают, какой сложный психический процесс они при этом запускают. Память как способность запечатлевать и сохранять впечатления дарована человеку с самого рождения, но владеть и управлять ею мы учимся всю жизнь. Люди с древних времен старались изобретать приемы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколение под общим названием "мнемотехника" (от греч. "мнемо" - память). На протяжении детства ребенок начинает последовательно вступать в права владения собственной памятью.

С точки зрения известного психолога П. П. Блонского, раньше всего дети сохраняют в памяти выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах.

Двигательная память обнаруживает себя уже в младенчестве, когда малыш начинает схватывать руками предметы, учится ползать, ходить. В раннем возрасте ребенок учится бегать, прыгать, умываться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. В дошкольном возрасте работа двигательной памяти становится все более сложной. Занятия спортом, танцами, игрой на музыкальных инструментах предполагают умения ребенка запоминать, сохранять и воспроизводить в определенном порядке все более сложные движения. Это, конечно же, требует специальной тренировки под руководством взрослого, который сначала показывает детям последовательность движений, а затем следит за правильностью их выполнения.

Для развития двигательной памяти можно предложить ребенку выполнить такое упражнение. Пусть мама или папа, переходя из одного места комнаты в другое, принимают в этих местах разные позы (таких мест и поз должно быть 4-5). Затем ребенок должен обойти те же места и повторить те же позы сначала в том порядке, в котором они были показаны, а потом в обратном. {По материалам И. В. Вачкова.)

Эмоциональная память хранит впечатления об отношениях и контактах с окружающим, предостерегает от возможных опасностей или же, наоборот, подталкивает к действиям.

Например, если вдруг ребенок обжегся о горячий утюг или был исцарапан кошкой, то полученные впечатления могут ограничивать его любопытство в будущем лучше всяких запретительных слов взрослых. Или же ребенок просит родителей о просмотре определенного фильма, который он уже много раз смотрел. Рассказать его содержание малыш не может, но зато помнит, что этот фильм очень смешной. Так действует память чувств.

Упражнение на развитие эмоциональной памяти. Находясь с ребенком в новых для него местах, особенно на природе, почаще обращайте его внимание на пейзажи, на звуки, наполняющие природу. Очень важно, чтобы дети запоминали свои чувства, ощущения, возникающие во время отдыха, веселья. Это те состояния, воспоминания о которых помогут им не только пережить минуты печали, обиды, но и избавиться от страхов, довольно часто проявляющихся у дошкольников. (По материалам И. В. Вачкова)

Особенно богата детская память образами отдельных конкретных объектов, когда-то воспринятых ребенком: вкус напитка и торта, запах мандаринов и цветов, звуки музыки, мягкая на ощупь шерстка кошки и т. п. Это образная память - память на то, что воспринимается при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. Поэтому образную память подразделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную. В связи с тем, что у человека наиболее важное значение имеют зрение и слух, лучше всего обычно развиты зрительная и слуховая память.

Упражнение на развитие слуховой памяти. Пусть кто-то из родителей назовет 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались. Например: 9, 3, 7, 10, 4, 1, 6, 8, 2, 5. (По материалам И. В. Вачкова).

У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти - эйдетическая память. Ее называют иногда фотографической памятью: ребенок, словно фотографируя, очень быстро, ярко, четко запечатлевает в памяти определенные объекты и потом легко может их вспомнить до мелочей, он как бы снова видит их и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память - возрастная особенность дошкольников, при переходе в младший школьный возраст дети обычно утрачивают эту способность.

Д. Б. Эльконин: "Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д. Запоминание часто происходит без заметных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настолько, что некоторые исследователи считают, будто именно в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует".

Следует отметить и такую особенность детской памяти. Представления детей о малознакомых вещах часто оказываются смутными, нечеткими и хрупкими. Например, после посещения зоопарка сохранившиеся в памяти ребенка образы животных тускнеют, сливаются, "спутываются" с образами других объектов. Фрагментарность (клочкообразность) детских представлений - это следствие разрозненности их восприятия. Кое-что выпадает со временем, кое-что искажается или подменяется другим. Такая ошибка памяти - прямое следствие незрелости детского восприятия и неумения детей пользоваться своей памятью.

Словесная память - память на информацию, представленную в словесной форме, - развивается у дошкольника параллельно с развитием речи. Задачу припоминания слов взрослые начинают ставить перед детьми уже в раннем детстве. Они спрашивают у ребенка названия отдельных предметов, имена людей, которые находятся с ним рядом. Такое припоминание важно, прежде всего, для развития общения и отношений ребенка с другими людьми. В младшем дошкольном возрасте ребенок особенно хорошо запоминает стихи, песенки и потешки, то есть те словесные формы, которые имеют определенную ритмичность, звучность. Их смысл ребенку может быть не совсем понятен, но они прекрасно запечатлеваются в памяти именно благодаря внешнему звуковому рисунку, к которому ребенок очень чувствителен. Запоминание литературных произведений - сказок, стихотворений - в старшем дошкольном возрасте происходит через развитие сопереживания их героям, а также благодаря осуществлению мысленных действий с персонажами.

Так, в исследованиях Р. И. Жуковской показано, что малыши лучше запоминают стихотворения, в которых они могут прямо поставить себя на место действующего лица. Средние и старшие дошкольники лучше запоминают стихи с помощью активных игровых или мысленных действий. Например, мальчик после троекратного чтения стихотворения запомнил всего 3 строчки; после участия в драматизированной игре по этому стихотворению - 23 строчки; после повторной игры и показа картинок - 38 строчек. Таким образом, активное действие - игровое или мысленное - значительно повышает словесное запоминание.

Упражнение на развитие словесной памяти. Пусть кто-нибудь из родителей не торопясь прочтет ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Ребенок должен их запомнить и воспроизвести в той же последовательности. Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.
(По материалам И. В. Вачкова)

Для старших дошкольников становятся доступны и элементы логического запоминания, которое основывается не на дословном, механическом воспроизведении материала, а на определенных схваченных ребенком нормах изложения. Этот вид памяти проявляется обычно при запоминании понятного детям содержания. Например, пересказывая сказку, дети могут, не нарушая последовательности изложения материала, упускать какие-то подробности или добавлять свои. Так, если обучать старших дошкольников тому, как осуществлять выбор картинок к слову, чтобы потом по картинкам припомнить слова, то дети постепенно усваивают такие приемы логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка (по 3. М. Истоминой).

Детская память удивительно пластична. Стишки, песенки, реплики героев фильмов и мультфильмов, незнакомые иностранные слова, кажется, словно "прилипают" к ребенку. Ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Он запоминает то, на что обращено его внимание, что произвело на него впечатление, что было интересно. Это непроизвольная память. Психолог П. И. Зинченко, исследовавший непроизвольное запоминание, выявил, что его продуктивность увеличивается в том случае, если задание, которое предлагается ребенку, предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (придумывание слов, установление конкретных связей). Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают придумать какое-то слово к картинке или же разложить отдельно изображения предметов для сада, кухни, детской комнаты, двора и т. п.

В возрасте четырех-пяти лет начинает складываться произвольная память, которая предполагает, что ребенок заставляет себя запомнить что-то с помощью воли. Самый простой пример проявления произвольной памяти - ситуация, когда ребенок старательно заучивает стихотворение перед утренником. Рассмотрим, как действует произвольная память. Сначала ребенок лишь выделяет задачу: "Надо запомнить стихотворение". Необходимыми приемами для запоминания он при этом еще не владеет. Их дает взрослый, организуя повторение отдельных строчек, затем строф, а также направляет припоминание вопросами "А что было потом?", "А дальше?". Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания и в конце концов осознает необходимость этих специальных действий запоминания (повторения, прослеживания смысловой последовательности и т. п.).

Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением складываются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, которому надо купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

Существуют особенности развития памяти, связанные с полом ребенка. У мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга не совпадает, различен и темп развития левого и правого полушарий, которые существенно отличаются по своим функциям. Установлено, что у девочек значительно быстрее идет развитие функций левого полушария по сравнению с мальчиками, а у мальчиков по сравнению с девочками - правого. Какое это имеет отношение к памяти? Учеными выявлено, что левое полушарие в большей степени, чем правое, ответственно за осознаваемые произвольные акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции. Правому же полушарию принадлежит лидирующая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций.

Важным моментом в развитии памяти в дошкольном возрасте становится то, что она начинает занимать существенное место в развитии личности ребенка. Ребенок начинает помнить самого себя. Психолог А. Н. Раевский установил, что 10,8 процента наиболее ранних воспоминаний взрослых относятся к двум годам, 74,9 процента воспоминаний относятся к трем-четырем годам, 11,3 процента приходится на пятый год жизни, а 2,8 процента - на шестой. Дошкольник все чаще обращается к взрослым с такого рода просьбами: "Расскажи, какой я был, когда был маленьким", и такого рода вопросами: "А помнишь, вчера ты сказал..." Растущему ребенку важно и интересно улавливать связь между прошлым и настоящим. Так происходит развитие его памяти и становление его внутреннего мира.

Автор: С.А. Минюрова

 
olgaromaniuk883Дата: Пятница, 10.02.2017, 13:06 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Репутация: 0
Статус: Offline
спасибо за статью
 
Форум » Наш форум » Психолого-педагогическая мастерская » Ребенок дома (рекомендации для родителей и педагогов)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.