Детский сад настоящего:

Вторник, 22.08.2017, 00:33
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная ПОЗИЦИ ПЕДАГОГА В УПРАВЛЕНИИ ДЕТСКОЙ ИГРОЙ - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Наш форум » Психолого-педагогическая мастерская » ПОЗИЦИ ПЕДАГОГА В УПРАВЛЕНИИ ДЕТСКОЙ ИГРОЙ (консультация для воспитателей)
ПОЗИЦИ ПЕДАГОГА В УПРАВЛЕНИИ ДЕТСКОЙ ИГРОЙ
ОлесяДата: Суббота, 01.05.2010, 15:50 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Репутация: 0
Статус: Offline
Позиции педагога в управлении детской игрой.

Игра имеет преимущество по сравнению с другими видами деятельности в дошкольном возрасте, так как дает возможность организовать, прежде всего, жизнь самих детей, способствует развитию активности, самостоятельности.
Специфичность игры, обусловленная ее сущностной характеристикой и структурой, делает ее деятельностью, требующей управления. Для управления детской игрой необходим высокий профессионализм, который выражается в знании психологии игры, психологии ребенка и наличии определенных качеств и умений у педагога.
В педагогической практике все еще допускаются две крайности в управлении игрой:
1. Понимание ее, как спонтанно протекающей деятельности.
В этой трактовке игра только созерцается педагогом и отвергается управление ею.
2. Чрезмерное дидактизирование игры и превращение ее в средство обучения.
Эффективное управление детской игрой связано с признанием самоценности детства и детской игры. Руководствуясь этой научной позицией при управлении игрой, педагог осуществляет педагогическое взаимодействие с ребенком и создает условия для стимулирования его активности, самостоятельности и развития творческого мышления. Именно в этом проявляется педагогическое мастерство при управлении игрой.
Осуществляя эту уникальную деятельность, педагог встает на различные позиции, что определяет руководство игрой, как большое педагогическое искусство. Уникальность в руководстве игрой выражается в сохранении иллюзии, что в ней дети ни в коей мере не зависят от взрослых. Это обязывает осуществлять управление косвенным путем. Соблюдая эти требования, педагог занимает различные позиции, чтобы достичь эффективность игры.
Познавательная сущность детской игры способствует обогащению детей общественным опытом. Творчество детей в игре определяется богатством их опыта. Учитывая это, педагог занимает позицию организатора, который готовит условия игры, а именно:
 Знакомит детей с окружающим миром посредством наблюдений;
 Закрепляет их впечатления об окружающем мире и создает положительное отношение к нему, используя музыку, картины и др.;
 Создает игровую обстановку и подбирает материалы для игры.
На этапе предварительной подготовке к игре педагог организует весь педагогический процесс с целью активизации детей. Богатство детской игры определяется именно предварительными впечатлениями детей об окружающем мире и установкой, формируемой в их сознании.
Подготовка обстановки и материалов для игры – серьезная педагогическая задача. Воспитателю необходимо обладать педагогической культурой, чтобы сделать компетентный выбор материалов для полноценной игры.
Очень актуальна позиция педагога, как руководителя игры, обеспечивающего условия для свободного и естественного проявления личности детей. Такой подход к ребенку в процессе игры соотносится с ее специфичностью, как самостоятельной деятельности, авторы которой – дети. Педагог проявляет свою роль руководителя во время самой игры.
Начало игры является особенно трудным, так как совпадает с планированием деятельности. Сложность связана с возрастными особенностями детей:
 импульсивность и витальность детей затрудняет сосредоточение их внимания на абстрактной деятельности;
 наглядно-образное мышление детей и своеобразие их психологических процессов затрудняет осуществление такой сравнительно сложной умственной деятельности, как планирование, требующее обдумывания следующих примерных вопросов:
Во что играть?
Кем они будут в игре?
Где они будут находиться во время игры?
Какие материалы необходимы?
Каким должен быть руководитель игры?
Своими наводящими компетентными и доступными вопросами педагог стимулирует и направляет планирование игры детьми.
Кроме позиции руководителя игры, педагог часто занимает позицию консультанта. Чем больше доверие детей к педагогу, тем чаще они задают ему вопросы, связанные с игрой, начиная с распределения ролей и игрушек, уточнения правил поведения, доходя до разрешения конфликтов. С этой позиции педагогу не следует давать готовые ответы. Нужно попытаться на примере сходных ситуаций и с помощью провоцирующих вопросов стимулировать детей, чтобы они пришли самостоятельно к ответам на волнующие вопросы. Педагог помогает ребенку в поиске правильного ответа, опираясь на поступки популярного сказочного героя, который известен своей честностью. Педагог вступает в роль консультанта тогда, когда детине могут сами справиться с возникшей конфликтной ситуацией.
Для детей самая любимая позиция педагога – его прямое включение в детскую игру. Дети любят строить вместе с педагогом, играть в настольные и многие другие игры. Чтобы сохранить обаяние детской игры, педагог принимает позицию аниматора в ней. В позиции аниматора он забавляет детей, используя различные варианты для приобщения их к игре. В связи с этим, под его руководством осуществляется, примерно, следующее:
 дети наряжаются в костюмы, маски, символические реквизиты; педагог тоже надевает костюм;
 педагог участвует в детских играх, музыкальных развлечениях и т.д;
 придумывает сюжет и игры вместе с детьми, чтобы вызвать положительные эмоции и создать веселое настроение.
Дети очень любят веселиться, резвиться и шутить вместе с педагогом. Позиция аниматора, которой следует он в игре, вызывает у них много радости.
Исключительно актуальна позиция педагога, как диагноста в игре. Чтобы направлять детскую игру, педагог должен уметь диагностировать и прогнозировать развитие детей, их интересы, умения и таланты, проявляющиеся в любимой для них деятельности.
Современные требования педагогики – педагог должен превратиться в исследователя педагогического процесса. Раскрывается еще одна позиция его в управлении игрой. По мнению многих выдающихся педагогов классиков и современников, воспитатель должен выполнять роль исследователя в большей степени, чем преподавателя, чтобы он эффективно управлял не только педагогическим процессом, но и каждой индивидуальной детской личностью в нем. Педагог, «проникшийся духом ученого», не только наблюдает, но и, самое важное, направляет психическую деятельность детей, которая активизируется в процессе игры.
Управление детской игрой предполагает еще одну существенную позицию педагога. Это его коммуникативная роль, которую он исполняет по отношению к детям. В процессе игры он находится в непрерывном контакте с ними – прямом и косвенном. Многообразные позиции, которые педагог занимает в любимой детской деятельности (аниматора, организатора, руководителя, диагноста, консультанта, партнера) реализуется через его коммуникативную функцию. Коммуникативная роль педагога в игре способствует объединению детей в группе и стимулирует их общение.
Принимая на себя все эти роли, педагог создает условия для превращения играющего ребенка в субъект деятельности и раскрывает перед ним широкие горизонты для развития.

Калачева О.М. 09/372 з

 
Форум » Наш форум » Психолого-педагогическая мастерская » ПОЗИЦИ ПЕДАГОГА В УПРАВЛЕНИИ ДЕТСКОЙ ИГРОЙ (консультация для воспитателей)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.