Сотрудничество педколледжа и вуза в подготовке кадров
для системы дошкольного образования
Иванова Е.И.
студентка
МПГУ, Москва, Россия
Современная система образования характеризуется динамичностью, интенсивным развитием. За прошедшие десятилетия по ряду направлений произошел ряд прогрессивных структурных и функциональных изменений. Подготовленные в системе педагогического образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта.
Сегодня актуальным является вопрос разработки новых технологий образования, воспитания и развития личности учащегося, отвечающего современным социальным, экономическим, нравственным и образовательным технологиям. В связи с этим особенно остро встает вопрос о повышении качества учебного процесса, о поиске новых, более эффективных методов и приемов обучения.
Разработанная система мер по модернизации педагогического образования фактически дополняет программу развития системы непрерывного педагогического образования, которая была утверждена Минобразованием РФ на 2001-2010 годы. В этой программе поставлена главная задача: перейти от подготовки педагога в вузах и колледжах как единичного момента к системе непрерывного его образования на протяжении всей работы в образовательных учреждениях.
Результатом программы модернизации педагогического образования должна стать обновленная система подготовки и переподготовки кадров, отвечающая требованиям, предъявляемым дошкольным учреждениям и обществом к воспитателям, руководителям, работающим в системе дошкольного образования.
На основе проведенного анализа ГОС СПО и ВПО можно определить основные направления преемственности содержания подготовки выпускников по педагогическим специальностям среднего профессионального и высшего профессионального образования. Она включает корректировку дублирующихся наименований отдельных учебных дисциплин, определение объема и последовательности изучения учебных дисциплин, совпадающих или близких по наименованию, в рамках сокращенного срока обучения в вузе, а также требований к входному контролю; определение объема и последовательности изучения учебных дисциплин ГОС ВПО, отсутствующих в государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессионального образования; уменьшение объема педагогической практики за счет совпадающего содержания некоторых этапов и видов практики в среднем и высшем профессиональном образовании.
Основными достижениями в развитии педагогического образования последних лет являются: открытие новых направлений подготовки, переход на реализацию профессиональных образовательных программ повышенного уровня, разработка нового поколения образовательных стандартов по специальностям с целью повышения качества подготовки педагогов, обеспечение преемственности содержания среднего педагогического образования с другими образовательными уровнями с учетом сложившихся традиций формирования структуры и содержания образования, положительный опыт взаимодействия с высшей школой, в том числе в составе университетских комплексов, развитие и поддержка инновационных профессиональных образовательных программ, применение новых форм организации образовательного процесса и новых технологий обучения, практики организации экспериментальной работы для апробации новых идей.
Взаимодействие средних и высших профессиональных учреждений в осуществлении непрерывной подготовки кадров для системы образования является весьма плодотворным и перспективным. Выпускники московских педагогических колледжей продолжают обучение в педагогических высших учебных заведениях города Москвы по сокращенным программам.
Так, например, с 1992 г. в рамках договора о сотрудничестве между Московским педагогическим государственным университетом и педагогическим колледжем №8 был создан учебно-педагогический комплекс по осуществлению непрерывной трехступенчатой подготовки по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)». Причем основные обязанности на себя брал вуз: разработка диагностических методик оценки качества подготовки специалистов; оказание помощи в повышении профессионального мастерства преподавателей педагогического колледжа (консультации, семинары, стажировка, аспирантура); разработка учебных планов, программ для 2 и 3 ступеней обучения, совершенствования учебных планов, программ для 2 и 3 ступеней обучения; проведение совместных заседаний кафедр, ученого совета факультета и предметных комиссий по проблемам сквозной подготовки специалистов и т.д.
Тесное сотрудничество преподавателей педколледжа и факультета позволило внедрять новые формы проведения педагогической практики, организовать вузовскую и послевузовскую подготовку выпускников педколледжа, в дальнейшем ставших его преподавателями (Бокорева Н.О., Буракова О.Б., Еськова Е.Н. и др.). Студенты, преподаватели педагогического колледжа №8 принимают активное участие в конференциях, проводимых на базе факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ. Выпускники педколледжа составляет более одной трети абитуриентов факультета и в дальнейшем, будучи выпускниками педагогического университета, пополняют руководящий и педагогический состав развивающейся системы дошкольного образования города.
Сотрудничество педколледжей и вузов создает условия для непрерывного повышения квалификации работников дошкольных образовательных учреждений, что сказывается на улучшении качества дошкольного образования.