Образовательная программа ДОУ

как механизм управления качеством образовательного процесса

К.п.н., доц. МГПИ,

Микляева Н.В.

    Согласно мнению большинства исследователей менеджмента в образовании, управление качеством образовательного процесса равносильно управлению по результатам. Это предполагает, что администрации и сотрудникам образовательного учреждения необходимо выстроить организационный механизм управления так, чтобы достичь спрогнозированных в зоне потенциального развития ребенка и учреждения целей и результатов образования.

     Естественно, что специфика управления данным процессом, в первую очередь, будет зависеть от типа и вида образовательного учреждения, который является отражением социального заказа государства.

    Общим для образовательных учреждений всех типов является ориентацию на личностно-ориентированную парадигму. В то же время, существует специфика в управлении качеством образования в дошкольном и школьном образовательном учреждении.

   Согласно мнению М.М. Поташника, управление качеством образовательного процесса в ДОУ, более жестко связано с планированием, учетом и контролем за организацией предметно-развивающей среды и охраной здоровья детей, чем в школе. С другой стороны, не менее важной функцией в ДОУ выступает функция управления развитием ребенка, которая осуществляется через систему разнообразных занятий воспитательного характера.

   В свою очередь, специфика управления качеством образования в ДОУ определяется в зависимости от его вида.

   Вид образовательного учреждения – характеристика учреждения, определяющая специфику его деятельности в соответствии с типовым положением. В тип дошкольного образовательного учреждения входят следующие виды: детский сад, детский сад общеразвивающего вида, детский сад компенсирующего вида, детский сад присмотра и оздоровления, детский сад комбинированного вида, центр развития ребенка – детский сад.

   Вид образовательного учреждения через социальный заказ определяет специфику его образовательной программы и делает его механизмом управления качеством образовательного процесса.

   Образовательная программа характеризует модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.

   Образовательная программа состоит из следующих разделов.

    Раздел Iцели и задачи воспитания, определенные на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума.

     На данном этапе формирования организационного механизма управления качеством образования необходимо учитывать, что наибольшей спецификой при формулировке целей и задач воспитания обладают детский сад компенсирующего вида и центр развития ребенка – детский сад. Они предполагают соотнесение потенциальных возможностей ребенка и реально демонстрируемых им результатов по всем направлениям детского развития исходя из долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного прогноза развития ребенка. Так как речь о детях с отклонениями в развитии и о детях с общими и специальными способностями, то это вызывает значительные затруднения.

    Определенная специфика управления качеством образования существует в ДОУ с приоритетным направлением воспитания. Например, в детских садах с интеллектуальным направлением в качестве приоритетного очень часто наблюдается так называемая когнитивная практика определения результатов образования: через определение уровня приобретенных теоретических и научных знаний. Между тем, цели образования формулируются в других категориях, в соответствии с современной Концепцией дошкольного воспитания: как целостное и гармоничное развитие ребенка.

    Раздел IIвыбор программ и технологий, выстраивание целостного педагогического процесса. Выделяются следующие направления: физическое развитие, социальное развитие; познавательное развитие; эстетическое развитие; дополнительное образование.

   Основной проблемой управления качеством образовательного процесса на данном этапе выступает комплексирование программ: согласование требований к целям и результатам обучения и воспитания в комплексной и парциальной программах. Они должны быть сформулированы администрацией и педагогическим коллективом ДОУ в одинаковых единицах.

    Кроме того, очень часто встает проблема перегрузки детей из-за частичного дублирования содержания изучаемого материала в данных программах.

   Дополнительная специфика управления качеством образования существует в  детских садах компенсирующего и комбинированного вида. Она связана с тем, что необходимо согласовать содержание общеразвивающего и коррекционно - развивающего направления работы в базовых и специальных образовательных программах. Между тем, сразу появляется расхождение между формулировками результатов образовательного процесса в тех и других.

   При оценке специфики управления качеством образования в детских садах, имеющих группы для детей с кратковременным пребыванием можно отметить, что она учитывается только формально. Наибольшие трудности связаны с согласованием когнитивной образовательной практики, ориентированной на такие же результаты учебно-воспитательного процесса, как в обычных группах, и эмоционально-ценностной, аффективной образовательной практики, ориентированной на оценку уровня адаптации детей и комфортности их жизнедеятельности в группе. Это требует от педагогов высокого уровня владения ситуативным подходом к образовательном процессу, предполагающим адаптацию и гибкость в использовании существующих программ для детского сада. Такой подход распространен в США и Германии, но пока еще недостаточно изучен в России.

    Раздел IIIпроектирование и планирование текущей педагогической деятельности, отбор форм организации образовательного процесса, соответствующих поставленным задачам и выбранному содержанию.

    Сюда входят модель учебно-воспитательного процесса на год, месяц, неделю; система планирования продуктивных видов деятельности и организации учебно – воспитательного процесса по музыкальному развитию детей, речевому развитию, экологическому воспитанию дошкольников и формированию элементарных математических представлений.

    При ориентации на результат проблема заключается в том, что проектирование и планирование становятся исследовательскими по своей сути. Это возможно только при мотивационном, эмоциональном и организационном единстве всего педагогического коллектива. Детский сад вынужден будет перейти в режим развития, изменить стратегию своего развития, перейти на стратегию локальных, модульных или системных изменений.

   В ходе текущей педагогической деятельности необходимо будет предусмотреть оценку корреляции между всеми факторами, оказывающими влияние на образовательный процесс, и, исходя из этого, переходить на планирование по результатам. Такой вид планирования применяется, например, в Таксономии целей обучения Б. Блума при воспитании одаренных детей в США.

   Раздел IV -  определение способов систематической фиксации динамики детского развития (мониторинг). По каждому воспитаннику ДОУ на основании результатов мониторинга определяется траектория изменения его общекультурного, социально-нравственного и общеинтеллектуального развития личности. 

      Основной проблемой управления качеством образования на данном этапе является рассогласование результатов первичной и итоговой диагностики. Естественно, что вторая должна быть выше, чтобы обеспечить качество образования. Между тем, цели использования этих диагностик различны, поэтому и результаты на практике могут не совпадать. При этом принципиально важно, чтобы параметры итоговой диагностики были заданы педагогическому коллективу до начала учебного года, чтобы, опираясь на их перечень, они могли прогнозировать цели и результаты образовательного процесса. Тогда не потребуется подстраивать их под то, что получилось, ради демонстрации положительных результатов.

     Исследователи в области менеджмента в образовании считают, что наибольшую ценность на данном этапе управления качеством имеют интегративные показатели результатов образования. Так как они практически не разработаны, а только названы в теории дошкольного образования (это развитие познавательных, волевых и эмоциональных устремлений детей), то в большинстве случаев авторы образовательной программы ДОУ выбирают ряд неинтегрированных показателей, объявляют их участникам образовательного процесса и далее сопоставляют их экспертным путем. В детских садах с приоритетом того или иного развития – интеллектуальным, художественно-эстетическим или физкультурно-оздоровительным – заявленное направление рассматривается более углубленно.

      Раздел Vусловия реализации образовательной программой ДОУ: управление реализацией программы, формы сотрудничества с семьей, преемственность в работе ДОУ и школы, создание предметно – развивающей среды, взаимодействие ДОУ с другими учреждениями, инновационная или экспериментальная работа ДОУ и т.д.

      На данном этапе управления качеством образования необходимо попытаться спрогнозировать возможные в проблемы, касающиеся научно-методических, кадровых, финансовых, материальных, нормативно-правовых, мотивационных и временных условий, из-за которых могут возникнуть проблемы в реализации образовательного процесса и системой управления ДОУ, влияющие на расхождение между целями и результатами образования. Поэтому ежегодно в образовательную программу вносятся изменения в зависимости от выбранных на год задач и изменений, происшедших в ДОУ (предметно-развивающая среда, качественный состав воспитанников и педагогов и др.).

     Спецификой  управления качеством образования на данном этапе является то, что его субъектами являются сотрудники ДОУ, но это не входит в их функциональные обязанности. В то же время, в детском саду – центре развития ребенка данную функцию берут на себя работники медико-психологической службы. Кроме того, статус центра развития ребенка предполагает дополнительную оценку качества работы с населением (работа в группах кратковременного пребывания, клубах по интересам, кружках для детей, не посещающих детский сад и т.д.).

     Подводя итоги обзора общих требований к построению образовательной программы с точки зрения управления качеством образования, необходимо сделать следующие выводы.

     Разработка образовательной программы ДОУ требует учета вида образовательного учреждения при выборе образовательной стратегии (когнитивной, аффективной, валеологической, креативной и др.), мотивационного и организационного единства администрации и педагогического коллектива в процессе перехода на управление ДОУ по результатам, развитого системного мышления, большого опыта планирования, знания теории, технологии и практики современного дошкольного образования. Только в этом случае образовательная программа действительно станет механизмом управления качеством образования.