Аттестация как механизм
совершенствования
качества дошкольного
образования
Зав. ГОУ детским садом № 2359,
Наймушина Ю.Э.
В последние годы система дошкольного
образования постепенно выходит из кризиса, доказав свою жизнестойкость, а
законодательство предлагает нам новые пути и формы развития системы – от
региональных подходов и перехода ДОУ на самофинансирование до создания групп
кратковременного пребывания, лекотек и центров игровой поддержки ребенка. Сеть
дошкольных учреждений сегодня характеризуется многофункциональностью,
вариативностью содержания дошкольного образования, расширением научных знаний в
области воспитания и обучения детей и управления этими процессами, повышением
требований к уровню квалификации педагогических кадров. Поэтому уже ставшие
традиционными процедуры аттестации и государственной аккредитации постоянно
совершенствуются.
Целью данных процедур является
стимулирование деятельности системы дошкольного образования в направлении
повышения качества образования, расширения выбора образовательных услуг,
обеспечения социальной защиты ребенка от некомпетентных педагогических
воздействий. Основу современных исследований в данной области составляет
рассмотрение технологии внешней экспертизы как аттестации-аудита, при которой
учреждение само заинтересовано в объективной проверке и доведении ее результатов
до сведения общественности. При этом становится особенно важным определить
условия совершенствования процедуры аттестации для повышения общественной
значимости и прозрачности данной процедуры, теоретически обосновать технологию
объективной экспертной оценки деятельности ДОУ (как показателя качества
образовательных услуг), эффективности работы данного учреждения (как
подтверждения статуса ДОУ в социуме и рейтинга в ряду конкурирующих учреждений).
Для этого нами были спроектированы и осуществлены следующие условия[1].
На «нулевом» этапе работы с
родителями проведен мониторинг родительских ожиданий в городе, микрорайоне,
самом детском саду как база для составления информационного блока в преддверии
аттестации. На этапе самообследования подготовлена наглядная и другая информация
для родителей, включающая нормативно-правовую базу процедуры аттестации, ее цели
и задачи, показатели, которые будут оцениваться – движение контингента,
результативность образовательной деятельности, анализ заболеваемости, кадровое и
социально-бытовое обеспечение. На этапе работы экспертов родителей информировали
о теме, способах контроля, поведении и впечатлениях детей. На итоговом этапе
результаты аттестации доведены до сведения родителей. В этом отношении особенно
интересен опыт регионов. Так, во Владимирской области создан Центр экспертизы
образовательной деятельности, в институт внештатных сотрудников которого по
контролю соблюдения лицензионных условий вошли родительские комитеты и
общественные организации (инспекторы-общественники обучаются в Департаменте).
Внешние условия для успешного
прохождения аттестации, кроме того, включают в себя методическую и
психологическую поддержку руководителей ДОУ органами управления образования,
гуманистический характер экспертизы, не ущемляющий достоинства личности педагога
и ребенка. Учитывая это, в работе с коллективом на «нулевом» этапе
использовалась новая система аттестации – компьютерная программа «КАС-ДОУ
аттестация», позволяющая уйти от субъективизма комиссий. Качество
образовательного процесса становится при этом социальной,
психолого-педагогической характеристикой, включающей ценности и нормы общества,
адаптивность учреждения к запросам семьи, стабильность, целостность
образовательного процесса, ресурсообеспеченность. Для мотивации практических
работников к совершенствованию качества своей деятельности в данный период
большое значение имела их уверенность в том, что в оценке их труда принимают
непосредственное участие и родители. Кроме того, с сотрудниками ДОУ проводились
тесты, анкетирование, беседы для определения психологического климата, по
результатам которых была составлена деловая игра-тренинг для преодоления
«стресса проверки». В процессе самообследования руководитель и психолог
учреждения способствовали формированию собственной значимости, уверенности в
своих силах у воспитателей и других сотрудников. Все эти факторы сделали
прохождение самоатестации менее стрессовым и дали возможность с оптимизмом
взглянуть на выявленные недостатки, исправить их еще до начала непосредственной
аттестации.
[1] Наше
исследование, посвященное данной проблеме, проводилось на базе ГОУ детский сад №
2359 Юго-Западного округа Москвы, аттестация которого состоялась в октябре 2006
года.