Аттестация как механизм совершенствования

 качества дошкольного образования

Зав. ГОУ детским садом № 2359, Наймушина Ю.Э.

В последние годы система дошкольного образования постепенно выходит из кризиса, доказав свою жизнестойкость, а законодательство предлагает нам новые пути и формы развития системы – от региональных подходов и перехода ДОУ на самофинансирование до создания групп кратковременного пребывания, лекотек и центров игровой поддержки ребенка. Сеть дошкольных учреждений сегодня характеризуется многофункциональностью, вариативностью содержания дошкольного образования, расширением научных знаний в области воспитания и обучения детей и управления этими процессами, повышением требований к уровню квалификации педагогических кадров. Поэтому уже ставшие традиционными процедуры аттестации и государственной аккредитации постоянно совершенствуются.

Целью данных процедур является стимулирование деятельности системы дошкольного образования в направлении повышения качества образования, расширения выбора образовательных услуг, обеспечения социальной защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий. Основу современных исследований в данной области составляет рассмотрение технологии внешней экспертизы как аттестации-аудита, при которой учреждение само заинтересовано в объективной проверке и доведении ее результатов до сведения общественности. При этом становится особенно важным определить условия совершенствования процедуры аттестации для повышения общественной значимости и прозрачности данной процедуры, теоретически обосновать технологию объективной экспертной оценки деятельности ДОУ (как показателя качества образовательных услуг), эффективности работы данного учреждения (как подтверждения статуса ДОУ в социуме и рейтинга в ряду конкурирующих учреждений). Для этого нами были спроектированы и осуществлены следующие условия[1].

На «нулевом» этапе работы с родителями проведен мониторинг родительских ожиданий в городе, микрорайоне, самом детском саду как база для составления информационного блока в преддверии аттестации. На этапе самообследования подготовлена наглядная и другая информация для родителей, включающая нормативно-правовую базу процедуры аттестации, ее цели и задачи, показатели, которые будут оцениваться – движение контингента, результативность образовательной деятельности, анализ заболеваемости, кадровое и социально-бытовое обеспечение. На этапе работы экспертов родителей информировали о теме, способах контроля, поведении и впечатлениях детей. На итоговом этапе результаты аттестации доведены до сведения родителей. В этом отношении особенно интересен опыт регионов. Так, во Владимирской области создан Центр экспертизы образовательной деятельности, в институт внештатных сотрудников которого по контролю соблюдения лицензионных условий вошли родительские комитеты и общественные организации (инспекторы-общественники обучаются в Департаменте).

Внешние условия для успешного прохождения аттестации, кроме того, включают в себя методическую и психологическую поддержку руководителей ДОУ органами управления образования, гуманистический характер экспертизы, не ущемляющий достоинства личности педагога и ребенка. Учитывая это, в работе с коллективом на «нулевом» этапе использовалась новая система аттестации – компьютерная программа «КАС-ДОУ аттестация», позволяющая уйти от субъективизма комиссий. Качество образовательного процесса становится при этом социальной, психолого-педагогической характеристикой, включающей ценности и нормы общества, адаптивность учреждения к запросам семьи, стабильность, целостность образовательного процесса, ресурсообеспеченность. Для мотивации практических работников к совершенствованию качества своей деятельности в данный период большое значение имела их уверенность в том, что в оценке их труда принимают непосредственное участие и родители. Кроме того, с сотрудниками ДОУ проводились тесты, анкетирование, беседы для определения психологического климата, по результатам которых была составлена деловая игра-тренинг для преодоления «стресса проверки». В процессе самообследования руководитель и психолог учреждения способствовали формированию собственной значимости, уверенности в своих силах у воспитателей и других сотрудников. Все эти факторы сделали прохождение самоатестации менее стрессовым и дали возможность с оптимизмом взглянуть на выявленные недостатки, исправить их еще до начала непосредственной аттестации.

 



[1]   Наше исследование, посвященное данной проблеме, проводилось на базе ГОУ детский сад № 2359 Юго-Западного округа Москвы, аттестация которого состоялась в октябре 2006 года.