Предметно-игровая среда как средство развития

игровой деятельности старших дошкольников

Зав. ГОУ детским садом №1917 госквы,

Позднякова Н.В.

Современная система образования, в соответствии с требованиями времени, находится в состоянии обновления и строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности. Процесс обновления сопровождается возникновением новых видов образовательных учреждений, разнообразием педагогических услуг. В новых условиях функционирует и система дошкольного образования. Перед дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ) стоит ответственная задача – выбрать такую программу, которая была бы ориентирована на целостное, полноценное развитие детей и могла бы быть успешно реализована педагогическим коллективом.

Государственный стандарт дошкольного образования – документ, обязательный для всех ДОУ, работающих в рамках любой программы. В нем разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, являющейся неотъемлемым компонентом педагогического процесса.

Среда является основным средством развития личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Научные исследования акцентируют внимание на построении предметно-развивающей среды и дают рекомендации к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.

Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов (Т.В.Антонова, О.В.Артамонова, Т.Н.Доронова, Е.В.Зворыгина, Н.Т.Гринявичене, Л.М.Кларина, В.И.Логинова, С.Л.Новоселова, Г.Н.Пантелеев, Л.Н.Пантелеева, Л.А.Парамонова, В.А.Петровский, Л.А.Смывина, Л.П.Стрелкова).

Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды.

На современном этапе игре в педагогическом процессе уделяется недостаточно внимания, так как задача интеллектуального развития является приоритетной. Создавая предметно-игровую среду в ДОУ, воспитатели тем самым могут способствовать игровой деятельности ребенка, а значит, и влиять на развитие его личности. Эффективность влияния предметно-игровой среды на личность ребенка в ДОУ в значительной степени зависит от способности педагогов целесообразно ее организовать.

Актуальность данной проблемы позволила сформулировать тему исследования «Предметно-игровая среда как средство развития игровой деятельности старших дошкольников».

Целью исследования стало изучение влияния предметно-игровой среды на развитие игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста и определение педагогических условий организации предметно-игровой среды.

Объектом исследования является предметно-игровая среда дошкольного образовательного учреждения.

Предметом исследования является влияние предметно-игровой среды на развитие игровой деятельности старших дошкольников.

В качестве гипотезы выступило предположение, что организация предметно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении при соблюдении основных педагогических условий оказывает позитивное влияние на развитие игровой деятельности старших дошкольников.

Для достижения поставленной цели исследования и подтверждения гипотезы были определены следующие задачи:

-         на основе научных и психолого-педагогических источников проследить становление воззрений на предметно-развивающую среду, в частности предметно-игровую, и теоретических подходов к ее организации;

-         опытным путем выявить воздействие предметно-игровой среды на развитие игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста;

-         определить педагогические условия организации предметно-игровой среды.

Методологической основой исследования явились теоретические положения о влиянии среды на развитие личности (Т.И.Белова, Л.С.Выготский, В.В.Зеньковский, Р.С.Немов), об организации развивающей среды ДОУ в условиях личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых (С.Л.Новоселова, В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина и др.).

Для подтверждения гипотезы исследования, достижения цели и решения задач исследования применялись следующие методы: теоретический анализ научной и психолого-педагогической литературы, нормативных и инструктивно-методических материалов, диагностика, наблюдение.

Исследование проводилось в три этапа.

I этап (май – август 2004): изучение теоретических основ данной проблемы. Уточнялась проблема, гипотеза, предмет, задачи и методы экспериментального исследования. Разработка методики для констатирующего этапа эксперимента, его проведение, обработка результатов и моделирование примерного перспективного плана по формированию и активизации игр детей старшего дошкольного возраста посредством обогащения предметно-игровой среды.

II этап (сентябрь 2004 – май 2005): проводился формирующий этап эксперимента, где был реализован перспективный план по формированию и активизации игр детей старшего дошкольного возраста посредством обогащения предметно-игровой среды.

III этап (июнь – ноябрь 2005): анализ и обобщение результатов экспериментальной работы.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации существующих подходов к организации предметно-игровой среды в ДОУ.

Практическая значимость исследования заключается в разработке перспективного плана по формированию и активизации игр детей старшего дошкольного возраста посредством обогащения предметно-игровой среды. Несомненно, будут востребованы практиками представленные рекомендации по организации предметно-игровой среды.

Базой исследования был ГОУ детский сад № 1917 г. Москвы Северного окружного управления образованием.

Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

В I главе работы рассматриваются теоретические аспекты проблемы. Представлен исторический аспект проблемы (взгляды зарубежных и отечественных педагогов на проблему среды — Ж.О.Декроли, М.Монтессори, Ф.Фребель, П.Ф.Лесгафт, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.) психолого-педагогическое обоснование проблемы дается на основе работ ведущих психологов и педагогов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.В. Зеньковский, Н.Я. Михайленко, Р.С. Немов, Д.Б. Эльконин; Т.В. Антонова, Н.Д. Епанчинцева, Н.Ф. Комарова, В.Т. Кудрявцева, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, В.А. Петровский). Определен понятийный аппарат.

Во II главе квалификационной работы представлено экспериментальное изучение проблемы влияния предметно-игровой среды на развитие игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Констатирующий этап эксперимента был направлен на реализацию следующих задач:

- оценить предметно-игровую среду в группе;

- определить уровень развития игровой деятельности детей.

Для определения предметно-игровой среды группы использовался оценочный лист, разработанный на основе нормативно-правовых документов и методических рекомендаций, касающихся ее организации.

Оценочный лист включал следующие критерии: безопасность предметно-игровой среды для психического и физического здоровья детей, условия обеспечивающие развитие разных видов игр. Каждый критерий был конкретизирован показателями. По оценочному листу проводилась самооценка и экспертная оценка состояния предметно-игровой среды старшей группы. В качестве экспертов выступали заведующая и старший воспитатель ДОУ. По самооценке предметно-игровая среда получила 2,6 балла из 3 возможных, а по экспертным оценкам средний балл составил — 2,7.  Незначительная разница указывает на видение воспитателем возможностей преобразования предметно-игровой среды.

Уровень развития игровой деятельности на начало учебного года определялся по методике Н.Н.Серовой (методист центра дошкольного образования Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства). В процессе наблюдения самостоятельных сюжетно-ролевых игр детей определялся уровень их игровой деятельности, заключение делалось на основе соотнесения данных протоколов наблюдения и параметров оценки игровых умений детей.

В методике были выделены компоненты игры, по которым производилась оценка уровня игровых умения: организация игры, содержание игры, роль, ролевые действия, речь, общение. Каждому компоненту игры соответствовали определенные уровни (4 уровня). Параметры оценок не соотносились с конкретными возрастными группами, в связи с тем, что в каждой группе существуют смежные уровни развития сюжетно-ролевой игры.

Первый уровень развития игровых умений не показал никто, второй уровень — 44 % (11) детей; третий — 52 % (13) детей; четвертый  — 4 % (1) ребенок.

Целью формирующего этапа эксперимента было выявление воздействия предметно-игровой среды на повышение уровня игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста и определение педагогических условий организации предметно-игровой среды.

При реализации перспективного плана по формированию и активизации игр детей старшего дошкольного возраста постоянно обогащалась предметно-игровая среда с учетом индивидуальных потребностей детей и их игровых запросов. Все участники педагогического образовательного процесса были активны при обогащении предметно-игровой среды, как дети, которые делали поделки необходимые для игры, так и родители и педагоги. В течение учебного года любимыми играми детей были сюжетно-ролевые игры

Третий этап эксперимента — контрольный, позволил проследить динамику оценки предметно-игровой среды, и динамику развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста и убедиться в правильности выдвинутой гипотезы.

На контрольном этапе эксперимента, с целью получения информации о результатах исследования была проведена повторная оценка предметно-игровой среды группы и диагностика уровня развития сюжетно-ролевой игры. Методика была аналогична методике констатирующего этапа эксперимента.

По самооценке предметно-игровая среда получила 2,8 балла по экспертным оценкам средний балл также составил — 2,8. Исследование влияния предметно-игровой среды на развитие игровой деятельности также определялся по методике Н.Н.Серовой.

Итоговые результаты наглядно показали как общую динамику развития игровых умений, так и результаты каждого ребенка. Первый и второй уровень развития игровых умений не показал никто; третий — 64 % (16) детей — динамика составила 12 %; четвертый  — 36 % (9) детей, динамика развития составила 32 %.

Таким образом, исследование показало, что предметно-игровая среда будет эффективно воздействовать на развитие игровой деятельности ребенка-дошкольника при определенных условиях.

·                   Воспитатель должен быть организатором предметно-игровой среды с точки зрения их безопасности, привлекательности, ценностного потенциала и воспитывающего воздействия на личность ребенка.

·                   Ребенок дошкольного возраста должен проявлять интерес к предметно-игровой среде, активно осваивать ее, преобразовывать и самоутверждаться.

·                   Предметно-игровая среда должна быть целенаправленно организована с учетом игровых потребностей ребенка, отвечать соответствующим принципам (активности, стабильности-динамичности, комплексирования и гибкого зонирования, эмоциогености, закрытости-открытости, учета половых и возрастных различий, современности, вариативности, функционального комфорта, надежности, безопасности, обогащенности, наукоемкости) и требованиям (закономерностям развития игровой деятельности и педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов, развивающий характер, соответствовать когнитивной сфере ребенка, т.е. неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребностям в новизне и преобразовании).

Таким образом, данные, полученные в процессе опытно-экспериментальной работы подтвердили правомерность положенной в ее основу гипотезы. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.