Предметно-игровая среда как средство
развития
игровой деятельности старших
дошкольников
Зав. ГОУ детским садом №1917 г.Москвы,
Позднякова
Н.В.
Современная
система образования, в соответствии с требованиями времени, находится в
состоянии обновления и строится на принципах динамизма, вариативности
организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности.
Процесс обновления сопровождается возникновением новых видов образовательных
учреждений, разнообразием педагогических услуг. В новых условиях функционирует и
система дошкольного образования. Перед дошкольными образовательными учреждениями
(ДОУ) стоит ответственная задача – выбрать такую программу, которая была бы
ориентирована на целостное, полноценное развитие детей и могла бы быть успешно
реализована педагогическим коллективом.
Государственный
стандарт дошкольного образования – документ, обязательный для всех ДОУ,
работающих в рамках любой программы. В нем разработаны требования к
образовательным программам, одним из которых является требование к организации развивающей предметно-пространственной среды в
ДОУ, являющейся неотъемлемым компонентом педагогического
процесса.
Среда является основным средством
развития личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Научные
исследования акцентируют внимание на построении предметно-развивающей среды и
дают рекомендации к ее организации в педагогическом процессе с опорой на
личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.
Данная проблема разрабатывалась рядом
известных психологов и педагогов (Т.В.Антонова, О.В.Артамонова, Т.Н.Доронова, Е.В.Зворыгина, Н.Т.Гринявичене, Л.М.Кларина, В.И.Логинова, С.Л.Новоселова, Г.Н.Пантелеев, Л.Н.Пантелеева,
Л.А.Парамонова, В.А.Петровский, Л.А.Смывина,
Л.П.Стрелкова).
Особое значение в ДОУ придается
предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является
игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить.
Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено
созданием предметно-игровой среды.
На современном этапе игре в
педагогическом процессе уделяется недостаточно внимания, так как задача
интеллектуального развития является приоритетной. Создавая предметно-игровую
среду в ДОУ, воспитатели тем самым могут способствовать игровой деятельности
ребенка, а значит, и влиять на развитие его личности. Эффективность влияния
предметно-игровой среды на личность ребенка в ДОУ в значительной степени зависит
от способности педагогов целесообразно ее организовать.
Актуальность данной
проблемы позволила
сформулировать тему исследования «Предметно-игровая среда как средство
развития игровой деятельности старших дошкольников».
Целью
исследования стало изучение влияния предметно-игровой среды на развитие игровой
деятельности детей старшего дошкольного возраста и определение педагогических
условий организации предметно-игровой среды.
Объектом
исследования является предметно-игровая среда дошкольного
образовательного учреждения.
Предметом исследования является влияние
предметно-игровой среды на развитие игровой деятельности старших
дошкольников.
В качестве гипотезы выступило
предположение, что организация предметно-игровой среды в дошкольном
образовательном учреждении при
соблюдении основных педагогических условий оказывает позитивное влияние на
развитие игровой деятельности старших дошкольников.
Для
достижения поставленной цели исследования и подтверждения гипотезы были
определены следующие задачи:
-
на основе
научных и психолого-педагогических источников проследить становление воззрений
на предметно-развивающую среду, в частности предметно-игровую, и теоретических
подходов к ее организации;
-
опытным
путем выявить воздействие предметно-игровой среды на развитие игровой
деятельности детей старшего дошкольного возраста;
-
определить
педагогические условия организации предметно-игровой
среды.
Методологической
основой исследования
явились теоретические положения о влиянии среды на развитие личности
(Т.И.Белова, Л.С.Выготский, В.В.Зеньковский, Р.С.Немов), об организации развивающей среды ДОУ в условиях
личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых (С.Л.Новоселова, В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина и др.).
Для
подтверждения гипотезы исследования, достижения цели и решения задач
исследования применялись следующие методы: теоретический анализ научной и
психолого-педагогической литературы, нормативных и инструктивно-методических
материалов, диагностика, наблюдение.
Исследование
проводилось в три этапа.
I этап (май – август
2004): изучение
теоретических основ данной проблемы. Уточнялась проблема, гипотеза, предмет,
задачи и методы экспериментального исследования. Разработка методики для
констатирующего этапа эксперимента, его проведение, обработка результатов и
моделирование примерного перспективного плана по формированию и активизации игр
детей старшего дошкольного возраста посредством обогащения предметно-игровой
среды.
II этап (сентябрь 2004 – май
2005):
проводился формирующий этап эксперимента, где был реализован перспективный план
по формированию и активизации игр детей старшего дошкольного возраста
посредством обогащения предметно-игровой среды.
III этап (июнь – ноябрь
2005): анализ и
обобщение результатов экспериментальной работы.
Теоретическая
значимость исследования
состоит в обобщении и систематизации существующих подходов к организации
предметно-игровой среды в ДОУ.
Практическая
значимость исследования
заключается в разработке перспективного плана по формированию
и активизации игр детей старшего дошкольного возраста посредством обогащения
предметно-игровой среды.
Несомненно, будут востребованы практиками представленные рекомендации по организации
предметно-игровой среды.
Базой
исследования был ГОУ
детский сад №
Структура работы: квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В
I главе
работы рассматриваются
теоретические аспекты проблемы. Представлен исторический
аспект проблемы (взгляды зарубежных и отечественных педагогов на проблему среды
— Ж.О.Декроли, М.Монтессори, Ф.Фребель, П.Ф.Лесгафт, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.)
психолого-педагогическое обоснование проблемы дается на основе работ ведущих
психологов и педагогов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.В. Зеньковский, Н.Я. Михайленко, Р.С. Немов,
Д.Б. Эльконин; Т.В. Антонова, Н.Д. Епанчинцева, Н.Ф. Комарова, В.Т. Кудрявцева, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, В.А. Петровский).
Определен понятийный аппарат.
Во II главе квалификационной
работы
представлено экспериментальное изучение проблемы влияния предметно-игровой среды
на развитие игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Констатирующий
этап эксперимента был
направлен на реализацию следующих задач:
- оценить
предметно-игровую среду в группе;
-
определить уровень развития игровой деятельности детей.
Для определения предметно-игровой
среды группы использовался оценочный лист, разработанный на основе
нормативно-правовых документов и методических рекомендаций, касающихся ее
организации.
Оценочный лист включал следующие
критерии: безопасность предметно-игровой среды для психического и физического
здоровья детей, условия обеспечивающие развитие разных видов игр. Каждый
критерий был конкретизирован показателями. По оценочному листу проводилась
самооценка и экспертная оценка состояния предметно-игровой среды старшей группы.
В качестве экспертов выступали заведующая и старший воспитатель ДОУ. По
самооценке предметно-игровая среда получила 2,6 балла из 3 возможных, а по
экспертным оценкам средний балл составил — 2,7. Незначительная разница указывает на
видение воспитателем возможностей преобразования предметно-игровой
среды.
Уровень развития игровой деятельности
на начало учебного года определялся по методике Н.Н.Серовой (методист центра
дошкольного образования Санкт-Петербургского государственного университета
педагогического мастерства). В процессе наблюдения самостоятельных
сюжетно-ролевых игр детей определялся уровень их игровой деятельности,
заключение делалось на основе соотнесения данных протоколов наблюдения и
параметров оценки игровых умений детей.
В методике были выделены компоненты
игры, по которым производилась оценка уровня игровых умения: организация игры,
содержание игры, роль, ролевые действия, речь, общение. Каждому компоненту игры
соответствовали определенные уровни (4 уровня). Параметры оценок не соотносились
с конкретными возрастными группами, в связи с тем, что в каждой группе
существуют смежные уровни развития сюжетно-ролевой игры.
Первый уровень развития игровых
умений не показал никто, второй уровень — 44 % (11) детей; третий — 52 % (13)
детей; четвертый — 4 % (1)
ребенок.
Целью формирующего этапа эксперимента
было выявление воздействия предметно-игровой среды на повышение уровня игровой
деятельности у детей старшего дошкольного возраста и определение педагогических
условий организации предметно-игровой среды.
При реализации перспективного плана
по формированию и активизации игр детей старшего дошкольного возраста постоянно
обогащалась предметно-игровая среда с учетом индивидуальных потребностей детей и
их игровых запросов. Все участники педагогического образовательного процесса
были активны при обогащении предметно-игровой среды, как дети, которые делали
поделки необходимые для игры, так и родители и педагоги. В течение учебного года
любимыми играми детей были сюжетно-ролевые игры
Третий этап эксперимента —
контрольный, позволил проследить динамику оценки предметно-игровой среды, и
динамику развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста и
убедиться в правильности выдвинутой гипотезы.
На контрольном этапе эксперимента, с
целью получения информации о результатах исследования была проведена повторная
оценка предметно-игровой среды группы и диагностика уровня развития
сюжетно-ролевой игры. Методика была аналогична методике констатирующего этапа
эксперимента.
По самооценке предметно-игровая среда
получила 2,8 балла по экспертным оценкам средний балл также составил — 2,8.
Исследование влияния предметно-игровой среды на развитие игровой деятельности
также определялся по методике Н.Н.Серовой.
Итоговые результаты наглядно показали
как общую динамику развития игровых умений, так и результаты каждого ребенка.
Первый и второй уровень развития игровых умений не показал никто; третий — 64 %
(16) детей — динамика составила 12 %; четвертый — 36 % (9) детей, динамика развития
составила 32 %.
Таким образом, исследование показало, что
предметно-игровая среда будет эффективно воздействовать на развитие игровой
деятельности ребенка-дошкольника при определенных условиях.
·
Воспитатель должен быть организатором
предметно-игровой среды с точки зрения их безопасности, привлекательности,
ценностного потенциала и воспитывающего воздействия на личность ребенка.
·
Ребенок дошкольного возраста должен
проявлять интерес к предметно-игровой среде, активно осваивать ее,
преобразовывать и самоутверждаться.
·
Предметно-игровая среда должна быть
целенаправленно организована с учетом игровых потребностей ребенка, отвечать
соответствующим принципам (активности,
стабильности-динамичности, комплексирования и гибкого зонирования, эмоциогености, закрытости-открытости, учета половых и
возрастных различий, современности, вариативности, функционального комфорта,
надежности, безопасности, обогащенности, наукоемкости) и требованиям (закономерностям
развития игровой деятельности и педагогическим задачам воспитания детей
различных возрастов, развивающий характер, соответствовать когнитивной сфере
ребенка, т.е. неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребностям в новизне и
преобразовании).
Таким образом,
данные, полученные в процессе
опытно-экспериментальной работы подтвердили правомерность положенной в ее основу
гипотезы. Цель исследования достигнута, поставленные задачи
решены.