ПЕРСПЕКТИВА
РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Васильева А. А.
студентка
Московский педагогический государственный университет
Современный этап раз вития Российской
Федерации характеризуется большими трудностями в экономике, политике,
международных отношениях, здравоохранении, образовании, пенсионном обеспечении
населения и т.д. Самой главной задачей государства, и ее обозначил, как наиболее
важную, в своем ежегодном послании в 2006 году Президент Российской Федерации,
является преодоление демографического кризиса. В ответ на призыв Президента РФ
всерьез заняться решением демографической проблемы, мэр Москвы, на заседании
правительства столицы, объявил 2007 год Годом ребенка. Стабильный экономический
рост позволял и прежде Москве активно поддерживать семьи с детьми. В частности,
на это направлена программа "Молодой семье - доступное жилье". Благодаря
комплексу мер число родившихся в городе за последние годы превышает в полтора
раза аналогичные показатели 90-х годов и соответствует сейчас уровню 80-х годов
и 1990 года.
2008-й год В России объявлен Годом семьи и новые планы Московского
правительства направлены на поэтапное «создание условий для улучшения качества
жизни семей, укрепления института семьи, а социальные проблемы семьи
рассматриваются как приоритет городской политики»
(Ю.М.Лужков)
В своих выступлениях мэр Москвы
неоднократно говорит о детских садах. Решительные меры Московского правительства
направлены на значительное увеличение количества детских садов, реконструкцию,
модернизацию имеющихся помещений, расширение форм дошкольного образования в
столице. Возникает необходимость расширения сети дошкольных учреждений, как
государственных, муниципальных, так и частных. Реальную помощь государству в
решении данной задачи должен сыграть частный сектор, предложив широкий спектр
качественных услуг в сегменте дошкольного образования.
Современные частные дошкольные
учреждения опираются на богатый исторический опыт. Частные ДОУ в России играли
большую роль в организации воспитания подрастающего поколения, помогали
государству сосредоточить усилия и финансы для решения других детских и семейных
проблем.
Полное отрицание частного образования
с начала 30-х годов 20 века сменилось в начале 90-х гг. его возрождением, но
проблема духовного возрождения общества на современном этапе приобретает особую
остроту в связи с крушением прежних общественных и личностных идеалов и началом
формирования новых ценностных ориентаций. В этой сложной ситуации, родители
оказались со своими старыми образовательными установками перед нелегким выбором.
С одной стороны уже не устраивала их старая система образования и не была
создана альтернативная. Повсеместно люди стали добиваться внедрения новых
образовательных форм, новых типов образовательных учреждений, включая авторские
и негосударственные.
Негосударственные образовательные
учреждения возникшие в России в 90-х гг. 20 в. были в форме частных предприятий,
товариществ и акционерных обществ открытого и закрытого типа. Дальнейшее
развитие этот процесс получил после принятия в России Закона РФ "Об образовании"
(
Появление в России негосударственных
образовательных учреждений связано с рядом факторов и обстоятельств. К ним
относятся:
- несовпадение общественных и
государственных стратегий развития образования;
- предоставление личности права на
вариативность выбора путей получения образования и квалификации в соответствии с
собственными склонностями и интересами;
- невозможность обеспечить в нужной
мере удовлетворение возрастающих потребностей населения в получении образования
из-за ограниченности бюджетных источников финансирования;
- необходимость совершенствования уже
существующей сети учебных заведений в различных регионах РФ;
- изменение рыночного спроса на
отдельные специальности, направления образования и виды образовательных
услуг;
- вхождение учреждений образования в
систему рыночных отношений, когда образовательные услуги становятся товаром на
рынке услуг;
- движение педагогов, не получивших
возможности реализовать свои творческие интересы в рамках государственной
системы образования;
-необходимость оказания материальной
поддержки педагогическому персоналу учреждений образования для сокращения оттока
кадров за пределы образовательной системы;
- импорт зарубежных педагогических
систем в образовательное пространство России.
Частные детские дошкольные
учреждения, это уже реальность, но реальность пока только для Москвы,
Санкт-Петербурга и ряда других крупных городов. Для участия широких слоев
населения в данном проекте необходимо наличие соответствующих доходов. Но все же
НДОУ достойно дополняют государственные ДОУ, помогают частично решить проблему
дефицита мест, позволяют предложить более широкий спектр услуг. НДОУ практически
первыми начали решать государственную задачу непрерывности и преемственности
образования.
В настоящее время НДОУ сталкиваются с
большими проблемами при регистрации, поиске подходящего помещения, но не
испытывают дефицита профессиональных кадрах. Подбор лучших воспитателей и
обслуживающего персонала не позволяет уйти специалистам из сферы образования.
Позволяет им реализовать свои творческие и профессиональные способности и в
конечном итоге получить бесценный опыт воспитания детей.
НДОУ имеют широкую перспективу
развития. Конечно они не смогут заменить полностью ГДОУ, но всегда у них будет свой контингент родителей с детьми
и свой особенный внутренний мир, свое индивидуальное лицо и свои пути развития.
Таким образом, частные детские
дошкольные учреждения, это определенная форма развития дошкольного образования,
смело позиционирующая себя на рынке образовательных услуг и способная расширить
свое присутствие в сети дошкольных образовательных учреждений.
Литература:
1.Белая К.Ю.,
Волобуева Л.М. Листая страницы истории: Из прошлого дошкольного воспитания
Москвы. – М., 1997.
2.Доронова
Т.Н. Частные
сады, объединяйтесь!// Обруч. - М.:
2005г. - №1.
3.Кобеляцкая
М. Лучшие среди частных//
Карьера – М.: сентябрь 2006.
4.Послание Президента РФ Федеральному Собранию
РФ. – М.: 2007
5.Федосова Н.
Садоводство в особо мелких размерах// КоммерсантЪ- деньги: Экономический
еженедельник – М.: январь 2007
г.