Некоторые подходы к планированию работы структурных подразделений

дошкольных образовательных учреждений.

Житнякова Н.Ю., методист ОМЦ ЗОУО

         В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на потребности (интересы) педагогического коллектива и родителей.     

Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, открывающими на своей базе новые формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, консультативные пункты, центры игровой поддержки ребенка, службу ранней помощи, лекотеку.     

            Планирование – это процесс разработки последовательных действий, сущность которого состоит в построении системы воспитательно-образовательной работы. Следовательно, в планировании нуждаются все виды педагогической деятельности.

            План является основным документом, на основе которого организуется вся деятельность специалистов структурного подразделения. Системный подход к планированию обеспечивается строго продуманной структурой и содержанием планов всех задействованных специалистов. Однако допускается, что в процессе реализации планы могут уточняться и корректироваться в зависимости от объективных условий.

            Совокупность различных видов планирования, применяемых одновременно в отдельном дошкольном учреждении, называется формой планирования. Соответственно структурное подразделение может так же иметь свою форму. Любая форма планирования может быть рассмотрена с точки зрения содержания, масштаба представления, степени детализации и т.п.  С точки зрения временных параметров применяется следующая терминология планов:

Ø      перспективный, составляется на длительный срок (год, квартал, месяц);

Ø      календарный, составляется на короткий срок (неделю, день);

Ø      циклограмма – схема регулярно проводимых мероприятий (в течение года, месяца).         

Если рассматривать планирование работы структурного подразделения в общей системе  планов дошкольного учреждения, то можно выделить следующие виды планов.

  1. Планирование работы структурного подразделения в целом, которое составляется руководителем структурного подразделения и утверждается на педагогическом совете дошкольного учреждения:
    • годовой план работы подразделения
    • перспективный план работы подразделения
  2. Индивидуальное планирование специалистов, составляют педагоги и специалисты в соответствии со штатным расписанием (музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, специалист):
    • годовой план работы специалиста
    • календарный план работы специалиста
    • планы индивидуальной, групповой работы (входит в перечень документов на ребенка)
  3. Планирование работы с конкретной группой детей и родителей, составляет воспитатель (для групп кратковременного пребывания и центров игровой поддержки ребенка):
    • календарный план работы воспитателя
    • планы индивидуальной, групповой работы (входит в перечень документов на ребенка)

            При грамотном планировании у руководителя структурного подразделения появляется возможность рационально распределить во времени работу специалистов и прогнозировать результаты. Это создает предпосылки для успешной  организации деятельности новой формы.

Этому так же может способствовать составление Программы – внутреннего документа структурного подразделения. С учетом специфики условий и реальной обстановки конкретного дошкольного учреждения.

Программа – это документ, выполняющий различные функции: основание для оплаты, характеристика профессионального уровня педагога, специфика содержания воспитательно-образовательного процесса и психолого-педагогической помощи семье и ребенку.

Программа работы структурного подразделения строится на основе  программы развития и образовательной программы ДОУ. Она может иметь, на наш взгляд, аналогичную адаптированную структуру.

1.      Пояснительная записка или введение (для постепенного вхождения в содержание программы), в которой отражаются:

1.1.   Актуальность (в том числе, востребованность родителями новой формы работы в микрорайоне и возможности конкретного дошкольного учреждения: наличие помещений, материально-техническая база, квалификация и занятость педагогов, приоритетные направления деятельности);

1.2.   Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность структурного подразделения.

2.      Программно-методическое сопровождение работы (на основе образовательной программы ДОУ);

2.1.    Цель и задачи (т.е., на что направлена деятельность, конкретный, охарактеризованный качественно образ желаемого результата, определяющий стратегию и тактику образовательного процесса, с учетом интересов родителей и социума);

2.2.   Принципы построения воспитательно-образовательной работы;

2.3.   Методы, приемы, средства работы с детьми и родителями;

2.4.   Контингент.

3.      Содержание работы включающей материалы по направлениям деятельности педагогов и специалистов (каков объем информации; каким образом распределяется в течение года; какие сведения включаются в разделы; в какой форме и какими методами ведется работа в зависимости от темы или вида деятельности и т.п.). Материал может быть представлен в виде развернутого текста, сгруппированный по возрастам и разделам с добавлением      дополнительных планов-схем, методических рекомендаций.

·        Адаптированная модель воспитательно-образовательного процесса в период пребывания детей и родителей (распределение во времени различных видов деятельности);

·        Тематический или перспективный план работы воспитателя (для ЦИПР и ГКП);

·        Тематический или перспективный план работы специалистов.

4.      Диагностика с учетом направлений деятельности структурных подразделений:

Ø      используемые диагностики (название, кем разработаны, критерии оценки);

Ø      бланки;

Ø      результаты за предыдущий учебный год;

Ø      результаты проведенных обследований.

4.1. Диагностика по оговоренным проблемам.

4.2.Диагностика готовности к посещению дошкольного или общеобразовательного учреждения.

4.3. Овладение родителями  техниками игрового взаимодействия, и пр.

5. Условия реализации Программы.

     5.1.Распределение обязанностей между сотрудниками структурного подразделения.

     5.2. Работа с родителями:

·        Формы и методы;

·        Тематика консультаций, вопросы при обращении.

     5.3. Компоненты предметно-развивающей среды:

·        Кабинеты специалистов (какие);

·        Зоны (для совместной работы, развивающих игр и пр.);

·        Перечень игрушек и пособий.

 5.4. Взаимодействие с социумом и другими учреждениями (в том числе,                учреждениями науки и медицинскими учреждениями).

6.Приложения (по усмотрению).

Программа, как и планы специалистов могут быть представлены в текстовой и графической формах. Это наиболее оптимальное сочетание, что отмечалось многими современными авторами, рассматривающими вопросы планирования. Без текстовой формы, по мнению Л.М. Волобуевой, невозможно оценить полноту и целостность содержания. Без графической – оптимально скоординировать мероприятия в пространстве и времени, чтобы избежать перегруженных недель «столкновения» мероприятий. При графическом планировании можно проанализировать систематичность деятельности, последовательность, преемственность, плотность мероприятий, нагрузку педагогов в определенный период времени.

На наш взгляд именно с Программой необходимо согласовывать текущую деятельность и планы специалистов, которые конкретизируют, а в отдельных случаях корректируют или дополняют ее мероприятиями.

Таким образом, планирование – это сложный процесс, требующий затраты времени, координацию усилий всех специалистов, но построенный на реальной основе, с комплексным подходом в решении важнейших задач, что в значительной степени определяет действенность и результативность деятельности структурного подразделения. Соответственно организующее начало в данном процессе принадлежит руководителю структурного подразделения.