Некоторые подходы к планированию работы структурных подразделений
дошкольных образовательных учреждений.
Житнякова Н.Ю., методист ОМЦ ЗОУО
В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на потребности (интересы) педагогического коллектива и родителей.
Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, открывающими на своей базе новые формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, консультативные пункты, центры игровой поддержки ребенка, службу ранней помощи, лекотеку.
Планирование – это процесс разработки последовательных действий, сущность которого состоит в построении системы воспитательно-образовательной работы. Следовательно, в планировании нуждаются все виды педагогической деятельности.
План является основным документом, на основе которого организуется вся деятельность специалистов структурного подразделения. Системный подход к планированию обеспечивается строго продуманной структурой и содержанием планов всех задействованных специалистов. Однако допускается, что в процессе реализации планы могут уточняться и корректироваться в зависимости от объективных условий.
Совокупность различных видов планирования, применяемых одновременно в отдельном дошкольном учреждении, называется формой планирования. Соответственно структурное подразделение может так же иметь свою форму. Любая форма планирования может быть рассмотрена с точки зрения содержания, масштаба представления, степени детализации и т.п. С точки зрения временных параметров применяется следующая терминология планов:
Ø перспективный, составляется на длительный срок (год, квартал, месяц);
Ø календарный, составляется на короткий срок (неделю, день);
Ø циклограмма – схема регулярно проводимых мероприятий (в течение года, месяца).
Если рассматривать планирование работы структурного подразделения в общей системе планов дошкольного учреждения, то можно выделить следующие виды планов.
При грамотном планировании у руководителя структурного подразделения появляется возможность рационально распределить во времени работу специалистов и прогнозировать результаты. Это создает предпосылки для успешной организации деятельности новой формы.
Этому так же может способствовать составление Программы – внутреннего документа структурного подразделения. С учетом специфики условий и реальной обстановки конкретного дошкольного учреждения.
Программа – это документ, выполняющий различные функции: основание для оплаты, характеристика профессионального уровня педагога, специфика содержания воспитательно-образовательного процесса и психолого-педагогической помощи семье и ребенку.
Программа работы структурного подразделения строится на основе программы развития и образовательной программы ДОУ. Она может иметь, на наш взгляд, аналогичную адаптированную структуру.
1. Пояснительная записка или введение (для постепенного вхождения в содержание программы), в которой отражаются:
1.1. Актуальность (в том числе, востребованность родителями новой формы работы в микрорайоне и возможности конкретного дошкольного учреждения: наличие помещений, материально-техническая база, квалификация и занятость педагогов, приоритетные направления деятельности);
1.2. Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность структурного подразделения.
2. Программно-методическое сопровождение работы (на основе образовательной программы ДОУ);
2.1. Цель и задачи (т.е., на что направлена деятельность, конкретный, охарактеризованный качественно образ желаемого результата, определяющий стратегию и тактику образовательного процесса, с учетом интересов родителей и социума);
2.2. Принципы построения воспитательно-образовательной работы;
2.3. Методы, приемы, средства работы с детьми и родителями;
2.4. Контингент.
3. Содержание работы включающей материалы по направлениям деятельности педагогов и специалистов (каков объем информации; каким образом распределяется в течение года; какие сведения включаются в разделы; в какой форме и какими методами ведется работа в зависимости от темы или вида деятельности и т.п.). Материал может быть представлен в виде развернутого текста, сгруппированный по возрастам и разделам с добавлением дополнительных планов-схем, методических рекомендаций.
· Адаптированная модель воспитательно-образовательного процесса в период пребывания детей и родителей (распределение во времени различных видов деятельности);
· Тематический или перспективный план работы воспитателя (для ЦИПР и ГКП);
· Тематический или перспективный план работы специалистов.
4. Диагностика с учетом направлений деятельности структурных подразделений:
Ø используемые диагностики (название, кем разработаны, критерии оценки);
Ø бланки;
Ø результаты за предыдущий учебный год;
Ø результаты проведенных обследований.
4.1. Диагностика по оговоренным проблемам.
4.2.Диагностика готовности к посещению дошкольного или общеобразовательного учреждения.
4.3. Овладение родителями техниками игрового взаимодействия, и пр.
5. Условия реализации Программы.
5.1.Распределение обязанностей между сотрудниками структурного подразделения.
5.2. Работа с родителями:
· Формы и методы;
· Тематика консультаций, вопросы при обращении.
5.3. Компоненты предметно-развивающей среды:
· Кабинеты специалистов (какие);
· Зоны (для совместной работы, развивающих игр и пр.);
· Перечень игрушек и пособий.
5.4. Взаимодействие с социумом и другими учреждениями (в том числе, учреждениями науки и медицинскими учреждениями).
6.Приложения (по усмотрению).
Программа, как и планы специалистов могут быть представлены в текстовой и графической формах. Это наиболее оптимальное сочетание, что отмечалось многими современными авторами, рассматривающими вопросы планирования. Без текстовой формы, по мнению Л.М. Волобуевой, невозможно оценить полноту и целостность содержания. Без графической – оптимально скоординировать мероприятия в пространстве и времени, чтобы избежать перегруженных недель «столкновения» мероприятий. При графическом планировании можно проанализировать систематичность деятельности, последовательность, преемственность, плотность мероприятий, нагрузку педагогов в определенный период времени.
На наш взгляд именно с Программой необходимо согласовывать текущую деятельность и планы специалистов, которые конкретизируют, а в отдельных случаях корректируют или дополняют ее мероприятиями.
Таким образом, планирование – это сложный процесс, требующий затраты времени, координацию усилий всех специалистов, но построенный на реальной основе, с комплексным подходом в решении важнейших задач, что в значительной степени определяет действенность и результативность деятельности структурного подразделения. Соответственно организующее начало в данном процессе принадлежит руководителю структурного подразделения.