Модель мониторинга потребностей
родителей
детей дошкольного возраста в
образовательных услугах ОУ
Воспитатель ГОУ №2515 ЗАО г.
Москвы, Гуйда О.
В.
Мониторинг - это процесс непрерывного
научно обоснованного прогностического слежения за состоянием, развитием
педагогического процесса в целях оптимального выбора целей, задач и средств их
решения. Целью нашего
исследования, результаты которого будут описаны в данной статье, являлась
разработка модели мониторинга потребностей родителей детей дошкольного возраста
в образовательных услугах ОУ на этапе его открытия и функционирования. При этом
мониторинг выступал в качестве средства, обеспечивающего высокий уровень
качества образовательных услуг создаваемого учреждения на всех этапах его
развития.
В начале исследования, на основе
обобщения подходов к проведению мониторинга нами был разработан следующий
алгоритм проведения мониторинга потребностей населения в образовательных услугах
создаваемого учреждения.
Первый этап - нормативно – установочный. На данном этапе мы определили цели и
задачи мониторинга потребностей населения района «Сокольники» в образовательных
услугах. В соответствии с особенностями контингента были выбраны способы
проведения мониторинга (устный опрос, интервью по телефону, анкетирование).
Определили затраты на проведение мониторинга.
Он проводился на базе Восточного
окружного управления образования г. Москвы
района Сокольники. В нем приняли участие: 3 представителя Восточного
Окружного управления образованием
и социального отдела управы района
«Сокольники» г. Москвы, 100 родителей детей дошкольного возраста, проживающие на
территории района «Сокольники» г. Москвы.
Второй этап - аналитико-диагностический. На данном
этапе осуществили сбор информации о потребностях населения в образовательных
услугах и провели маркетинговое исследование. В результате было выявлено две
группы родителей детей дошкольного возраста. Среди которых меньшая группа (38%
родителей) способна оплачивать основные и дополнительные образовательные услуги,
при этом их социальный заказ
заключается в проведении ритмики, изобразительной деятельности в студии
«Юный художник». Вторая группа родителей
(62%) относится к низко
обеспеченному населению. Они заинтересованы в том, что бы их дети, поступив в
дошкольное учреждение, были подготовлены к школе и перешли в начальную школу без
проблем. При этом, как показала статистика, значительная часть детей имеют
нарушения речи, что затрудняет работу с ними. Эти дети нуждаются в
дополнительных занятиях
логоритмикой.
Третий этап - прогностический. На данном этапе мы
разработали модель ОУ, способного удовлетворить образовательные потребности
детей и родителей. На наш взгляд, таким учреждением является ГОУ «начальная
школа – детский сад» комбинированного вида (в котором две логопедические группы)
оказывающий дополнительные образовательные услуги, предусмотренные уставом ГОУ:
ритмика, логоритмика, изобразительная деятельность в студии «Юный художник». В
соответствии с данной моделью была разработана программа развития и
образовательная программа ГОУ «Начальная школа – детский сад» № 2190
комбинированного вида, а так же бизнес -
план.
Четвертый этап - деятельно- технологический. На данном этапе ГОУ «Начальная школа –
детский сад» № 2190 комбинированного вида открылся и начал функционировать. В
процессе его работы начала осуществляться основная и дополнительная
образовательная деятельность в соответствии с правовой и финансово –
экономической моделью деятельности учреждения. На данном этапе также был
определен объем бюджетного и внебюджетного финансирования в соответствии со
штатным расписанием ГОУ «Начальная школа – детский сад» № 2190
комбинированного вида.
Пятый
этап - диагностико –
коррекционный. На
данном этапе через полгода работы ГОУ был проведен анализ уровня работы
учреждения и степень удовлетворенности образовательных потребностей детей и
родителей.
Диагностика показала, 79% родителей
удовлетворена и 21% родителей не удовлетворенны работой ГОУ. В связи с этим была
уточнена стратегия дальнейшего
развития ГОУ и определены меры по эффективности реализации основных и
дополнительных услуг в соответствии с растущими потребностями
родителей.
Шестой этап - итогово – диагностический. На данном
этапе была снова проведена диагностика образовательной потребности детей и
родителей в услугах ГОУ «Начальная школа – детский сад» № 2190 комбинированного
вида. В результате было выявлено, что детям и родителям требуется расширение
дополнительных услуг в сфере: развивающих услуг – «иностранный язык» и
оздоровительная услуга – «группа здоровья». На этом этапе был осуществлен перерасчет оплаты
образовательных услуг и подведены
итоги финансово – экономической деятельности ГОУ «Начальная школа – детский сад»
№ 2190 комбинированного вида. Оказалось, что оказываемые дополнительные услуги
обеспечивают дополнительный доход в размере: чистая прибыль 87152,2 рублей,
рентабельность услуг составляет 7,2%. Кроме того, как показал проведенный нами
итоговый мониторинг потребностей населения в образовательных услугах ГОУ
«Начальная школа – детский сад» №2190 комбинированного вида стало
конкурентноспособным и рентабельным в районе Сокольники г.
Москвы.
Таким образом, гипотеза проводимого
нами исследования о том, что мониторинг может выступать в качестве средства,
обеспечивающего высокий уровень качества образовательных услуг создаваемого
учреждения на всех этапах его развития, подтвердилась, исследование
завершено.