Модель мониторинга потребностей родителей

детей дошкольного возраста в образовательных услугах ОУ

Воспитатель ГОУ №2515 ЗАО г. Москвы,   Гуйда О. В.

Мониторинг - это процесс непрерывного научно обоснованного прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора целей, задач и средств их решения. Целью нашего исследования, результаты которого будут описаны в данной статье, являлась разработка модели мониторинга потребностей родителей детей дошкольного возраста в образовательных услугах ОУ на этапе его открытия и функционирования. При этом мониторинг выступал в качестве средства, обеспечивающего высокий уровень качества образовательных услуг создаваемого учреждения на всех этапах его развития.

В начале исследования, на основе обобщения подходов к проведению мониторинга нами был разработан следующий алгоритм проведения мониторинга потребностей населения в образовательных услугах создаваемого учреждения.

Первый этап - нормативно –  установочный.  На данном этапе мы определили цели и задачи мониторинга потребностей населения района «Сокольники» в образовательных услугах. В соответствии с особенностями контингента были выбраны способы проведения мониторинга (устный опрос, интервью по телефону, анкетирование). Определили затраты на проведение мониторинга.

Он проводился на базе Восточного окружного управления образования г. Москвы  района Сокольники. В нем приняли участие: 3 представителя Восточного Окружного  управления образованием и  социального отдела управы района «Сокольники» г. Москвы, 100 родителей детей дошкольного возраста, проживающие на территории района «Сокольники» г. Москвы.

Второй этап - аналитико-диагностический. На данном этапе осуществили сбор информации о потребностях населения в образовательных услугах и провели маркетинговое исследование. В результате было выявлено две группы родителей детей дошкольного возраста. Среди которых меньшая группа (38% родителей) способна оплачивать основные и дополнительные образовательные услуги, при этом их социальный заказ  заключается в проведении ритмики, изобразительной деятельности в студии «Юный художник». Вторая группа родителей  (62%) относится к  низко обеспеченному населению. Они заинтересованы в том, что бы их дети, поступив в дошкольное учреждение, были подготовлены к школе и перешли в начальную школу без проблем. При этом, как показала статистика, значительная часть детей имеют нарушения речи, что затрудняет работу с ними. Эти дети нуждаются в дополнительных занятиях  логоритмикой.

Третий этап - прогностический. На данном этапе мы разработали модель ОУ, способного удовлетворить образовательные потребности детей и родителей. На наш взгляд, таким учреждением является ГОУ «начальная школа – детский сад» комбинированного вида (в котором две логопедические группы) оказывающий дополнительные образовательные услуги, предусмотренные уставом ГОУ: ритмика, логоритмика, изобразительная деятельность в студии «Юный художник». В соответствии с данной моделью была разработана программа развития и образовательная программа ГОУ «Начальная школа – детский сад» № 2190 комбинированного вида, а так же бизнес -  план.

Четвертый этап - деятельно- технологический.  На данном этапе ГОУ «Начальная школа – детский сад» № 2190 комбинированного вида открылся и начал функционировать. В процессе его работы начала осуществляться основная и дополнительная образовательная деятельность в соответствии с правовой и финансово – экономической моделью деятельности учреждения.  На данном этапе также был определен объем бюджетного и внебюджетного финансирования в соответствии со штатным расписанием ГОУ «Начальная школа – детский сад» № 2190 комбинированного вида.

Пятый этап - диагностико – коррекционный. На данном этапе через полгода работы ГОУ был проведен анализ уровня работы учреждения и степень удовлетворенности образовательных потребностей детей и родителей.

Диагностика показала, 79% родителей удовлетворена и 21% родителей не удовлетворенны работой ГОУ. В связи с этим была уточнена стратегия дальнейшего  развития ГОУ и определены меры по эффективности реализации основных и дополнительных услуг в соответствии с растущими потребностями родителей.

Шестой этап - итогово – диагностический. На данном этапе была снова проведена диагностика образовательной потребности детей и родителей в услугах ГОУ «Начальная школа – детский сад» № 2190 комбинированного вида. В результате было выявлено, что детям и родителям требуется расширение дополнительных услуг в сфере: развивающих услуг – «иностранный язык» и оздоровительная услуга – «группа здоровья». На этом этапе  был осуществлен перерасчет оплаты образовательных услуг  и подведены итоги финансово – экономической деятельности ГОУ «Начальная школа – детский сад» № 2190 комбинированного вида. Оказалось, что оказываемые дополнительные услуги обеспечивают дополнительный доход в размере: чистая прибыль 87152,2 рублей, рентабельность услуг составляет 7,2%. Кроме того, как показал проведенный нами итоговый мониторинг потребностей населения в образовательных услугах ГОУ «Начальная школа – детский сад» №2190 комбинированного вида стало конкурентноспособным и рентабельным в районе Сокольники г. Москвы.

Таким образом, гипотеза проводимого нами исследования о том, что мониторинг может выступать в качестве средства, обеспечивающего высокий уровень качества образовательных услуг создаваемого учреждения на всех этапах его развития, подтвердилась, исследование завершено.