Управление качеством организации предметно-развивающей среды в ДОУ
Юшина Т. Э.
студентка факультета педагогики и
методики дошкольного образования
МГПИ, Москва, Россия
Новая образовательная политика России исходит из стремления поставить образование в разряд главных общенациональных приоритетов. Доступность, качество, эффективность образования определяют общий вектор его развития. План действий включает модернизацию содержания и механизмов реализации образования. Основой для решения проблемы качества образования на уровне ДОУ является проектирование и внедрение системы управления качеством образовательного процесса. Системное управление качеством – новая парадигма управления в сфере дошкольного образования, связанная с выдвижением качества в рад приоритетных задач функционирования и развития ДОУ. Теоретическое исследование данной проблемы проходило на основе изучения концепций научного управления (В.Г.Афанасьев, М.М. Поташник, В.С. Лазарев); теории управления образовательным учреждением и педагогическим персоналом (К.Ю. Белая, Ю.Л. Конаржевский, Л.В. Поздняк, В.П. Симонов, Р.Б. Стеркина, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова); идеи организации развивающей среды в ДОУ (С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.И Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, О.Р. Родионова, Н.Д. Епанчинцева). Был изучен вклад в разработку проблемы, который внесли О.В. Артамонова, В.П. Беспалько, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, Н.А. Короткова, Л.А. Парамонова, М.Н. Полякова, А.И. Савенков, В.А. Ясвин.
Исследователи определяют «качество образования в ДОУ» как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям ДОУ на основе норм, требований, стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса: детей, педагогов и родителей (М.В. Крулехт). Качество образования в ДОУ рассматривается в настоящее время как качество условий, качество процесса образования, качество результатов.
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Значимость новых подходов к моделированию развивающей среды вызывает необходимость поиска путей и средств управления современным дошкольным образовательным учреждением, в частности, управления качеством организации предметно-развивающей среды.
На базе ГОУ – Детский сад № 531 СВОУО ДО г. Москвы была разработана модель управления качеством организации предметно-развивающей среды. Модель управления качеством организации предметно-развивающей среды в ДОУ представляет собой систему организационных форм работы ДОУ по достижению целей создания предметно-развивающей среды, способствующей улучшению качества образовательного процесса в ДОУ.
В рамках модели заведующий берет на себя соответствующие функции управления: прогнозирование, планирование, организация, координация, контроль, анализ, которые распространяются на здоровьесберегающую и развивающую направленность среды. Выполнение этих функций может быть четко распределено и согласованно между заведующим и старшим воспитателем ДОУ. Деятельность руководителя как элемента системы управления строится на основе требований, вытекающих из объективных законов общественного развития.
Необходимым условием использования этой модели является целенаправленная и согласованная деятельность сотрудников. Каждый сотрудник на своем уровне реализует общие цели и задачи, выполняет функции планирования, организации, самоконтроля и самоанализа. Разработанная модель управления объединяет общие моменты, раскрывающие ценность и содержание изучаемой проблемы, рассматривает самоанализ, как независимую экспертизу состояния предметно-развивающей среды ДОУ, систему сбора, анализа, представления информации для управления, а также последующей коррекции и регулирования. Система качества образования в ДОУ и ее механизмы должны побуждать сотрудников проявлять инициативу в постоянном улучшении качества деятельности дошкольного учреждения. Главные ресурсы повышения качества образования в ДОУ – командная организация работы, профессионально-личностный рост сотрудников, руководителя ДОУ. Разработанная модель предусматривает проведение мониторингового исследования. Для его проведения была создана специальная служба, которая имеет свои направления работы для достижения общей цели и технологический инструментарий. Служба мониторинга предполагает распределение прав и обязанностей между сотрудниками, координацию контроля и регулирование совместных действий для исключения хаотичности и стихийности в оценке качества и развития предметно-развивающей среды ДОУ. Полученные данные мониторинга являются предметом для рефлексии и коррекции деятельности. Модель управления качеством предметно-развивающей средой в ДОУ предполагает определенные этапы внедрения.
На основе проделанной работы по внедрению модели управления качеством предметно-развивающей среды можно сделать следующие выводы:
- внедрение модели помогло улучшить качество предметно-развивающей среды в группах, а также в целом образовательный процесс;
- четкая координация деятельности всех членов педагогического коллектива, принятие каждым сотрудником цели и задач работы по организации предметно-развивающей среды – обязательное условие достижения результативности;
- создание информационного обеспечения, основанного на фактах, помогает упорядочить информационные потоки, четко классифицировать их;
- система получения данных о состоянии предметно-развивающей среды в ДОУ и принятие обоснованных решений может быть обеспечена посредством мониторинга;
- своевременные действия, направленные на регулирование и коррекцию процессов являются неотъемлемыми для улучшения качества предметно-развивающей среды.
Список литературы