Управление качеством организации предметно-развивающей среды в ДОУ

                                                                                                                             

                                                                                                                                              Юшина Т.  Э.

             студентка факультета педагогики и

 методики  дошкольного   образования

                                                                                                                                                            МГПИ, Москва, Россия

       Новая образовательная политика России исходит из стремления  поставить образование в разряд главных  общенациональных приоритетов. Доступность, качество, эффективность образования определяют общий вектор его развития. План действий  включает модернизацию содержания и механизмов реализации  образования.  Основой для решения  проблемы качества образования на уровне ДОУ является проектирование и внедрение системы управления качеством образовательного  процесса. Системное управление качеством – новая парадигма управления в сфере дошкольного образования, связанная с выдвижением качества в рад приоритетных задач функционирования и развития ДОУ. Теоретическое исследование данной проблемы проходило на основе изучения концепций научного управления (В.Г.Афанасьев, М.М. Поташник, В.С. Лазарев); теории управления образовательным учреждением и педагогическим  персоналом (К.Ю. Белая, Ю.Л. Конаржевский, Л.В. Поздняк, В.П. Симонов, Р.Б. Стеркина, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова); идеи  организации развивающей среды  в ДОУ (С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.И Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, О.Р. Родионова, Н.Д. Епанчинцева). Был изучен вклад в разработку проблемы, который внесли О.В. Артамонова,  В.П. Беспалько, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, Н.А. Короткова, Л.А. Парамонова, М.Н. Полякова, А.И. Савенков, В.А. Ясвин.

      Исследователи определяют  «качество образования в ДОУ» как степень соответствия  совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым  целям ДОУ на основе норм, требований, стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса:  детей, педагогов и родителей  (М.В. Крулехт).   Качество образования   в ДОУ рассматривается в настоящее время как  качество условий, качество процесса образования, качество результатов.    

        Важной  задачей дошкольных образовательных учреждений становится  совершенствование педагогического процесса и повышение  развивающего эффекта образовательной работы  с детьми  посредством организации  предметно-развивающей среды, обеспечивающей творческую  деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку  проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Значимость новых подходов  к моделированию развивающей среды вызывает необходимость поиска путей и средств управления  современным дошкольным образовательным учреждением, в частности, управления качеством организации предметно-развивающей среды.

         На базе ГОУ – Детский сад № 531 СВОУО ДО г. Москвы была разработана модель управления качеством  организации предметно-развивающей среды. Модель управления качеством  организации предметно-развивающей среды в ДОУ представляет собой систему организационных форм работы ДОУ по достижению целей создания предметно-развивающей среды, способствующей улучшению качества  образовательного процесса в ДОУ.

 В рамках модели заведующий берет на себя  соответствующие функции управления: прогнозирование, планирование, организация, координация, контроль, анализ, которые распространяются  на здоровьесберегающую и развивающую направленность среды. Выполнение этих функций может быть четко распределено и согласованно между заведующим и старшим воспитателем ДОУ. Деятельность руководителя как элемента системы управления строится на основе требований, вытекающих из объективных законов общественного развития.

      Необходимым условием использования этой модели  является целенаправленная и согласованная деятельность сотрудников. Каждый сотрудник на своем уровне  реализует общие цели и задачи, выполняет функции планирования, организации, самоконтроля и самоанализа.         Разработанная  модель управления      объединяет общие моменты, раскрывающие ценность и содержание  изучаемой проблемы, рассматривает самоанализ, как независимую экспертизу состояния предметно-развивающей среды ДОУ, систему сбора, анализа, представления информации  для управления, а также  последующей  коррекции и регулирования.  Система качества образования в ДОУ и ее механизмы должны побуждать сотрудников проявлять инициативу в постоянном улучшении качества деятельности дошкольного учреждения.  Главные ресурсы повышения качества образования в ДОУ – командная организация работы, профессионально-личностный рост сотрудников, руководителя ДОУ.  Разработанная модель предусматривает проведение   мониторингового  исследования.  Для его проведения  была создана   специальная служба,  которая  имеет  свои  направления  работы для достижения общей цели и технологический инструментарий. Служба мониторинга предполагает распределение прав и обязанностей между сотрудниками, координацию контроля и регулирование совместных действий для исключения хаотичности и стихийности в оценке качества и развития  предметно-развивающей среды ДОУ.   Полученные  данные мониторинга являются предметом для рефлексии и коррекции деятельности.  Модель управления качеством  предметно-развивающей средой в ДОУ предполагает  определенные этапы внедрения.

          На основе проделанной работы  по внедрению   модели  управления качеством предметно-развивающей среды можно сделать следующие выводы:

 - внедрение модели помогло улучшить  качество предметно-развивающей среды в группах, а также в целом  образовательный процесс;

- четкая координация деятельности всех членов  педагогического коллектива, принятие каждым сотрудником цели и задач работы по организации предметно-развивающей среды – обязательное условие достижения результативности;

- создание информационного обеспечения, основанного на фактах, помогает  упорядочить информационные потоки, четко классифицировать их;

- система получения  данных о состоянии предметно-развивающей среды в ДОУ и принятие обоснованных решений может быть обеспечена посредством мониторинга;

- своевременные действия, направленные  на регулирование и коррекцию процессов являются неотъемлемыми для улучшения  качества предметно-развивающей среды.

Список литературы

  1.  Третьяков, П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. – ООО  Издательство Скрипторий, 2006.-568с.
  2. Фалюшина, Л.И.  Управление качеством образовательного процесса ДОУ. -  М.: АРКТИ,  2003. -  261 с.
  3.  Экспертные оценки в образовании /М.В.Крулехт, И.В.Тельнюк. . 2002.-212с.
  4.  Ясвин. Образовательная среда, от моделирования к проектированию. - М.:  Смысл, -  2001. – 366 с.