Методическая работа в ДОУ как
средство повышения
профессиональной компетентности
воспитателей
Ст. воспитатель МДОУ д/с №4 г. Железнодорожного,
Панкова
Е.П.
XXI век по праву можно считать веком
расцвета инновационных технологий, которые активно внедряются в самые
разнообразные сферы человеческой деятельности, и образование среди них
закономерно становится одной из самых значительных.
Возросшие требования к технологичности
образовательного процесса обусловлены острой потребностью в обязательном
предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современной цели
педагогического процесса – развитие личности ребенка как субъекта собственной
стратегии жизни – требует от воспитателя использования в своей деятельности
инновационных педагогических технологий. Поэтому
проблема овладения современными технологиями организации педагогического
процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного
дошкольного образования.
Что же нужно для того, чтобы подготовить
внедрение инновации в ДОУ? Во-первых, необходимо дать воспитателю четкое
представление о сущности предлагаемого вида деятельности, его особенностях и
области применения; во-вторых, обеспечить полноценные условия для повышения
профессиональной компетентности педагога. И здесь залогом успешного овладения
современными технологиями образования однозначно является грамотная организация
методической работы в ДОУ.
Прежде чем обратиться к опыту работы в
данном направлении, следует отметить, что практическая образовательная
деятельность будет успешна только в том случае, если строится с опорой на
методологические основы педагогической технологии, которые определены в
исследованиях В.П. Беспалько, В.И.
Загвязинского, С.С. Кашлева,
Д.А. Новикова, Г.К. Селевко.
На базе МДОУ д/с №4 г. Железнодорожного было проведено исследование
с целью изучения влияния методической работы на повышение профессиональной
компетентности воспитателей при условиях учета актуальных потребностей
воспитателей в педагогических знаниях на диагностической основе; выявления
трудностей воспитателей (в теоретической подготовке и практической деятельности)
и рациональной координации их работы; введения разнообразных форм и активных
методов обучения воспитателей.
Опытно-экспериментальная работа
проводилась в три взаимосвязанных этапа:
первый – констатирующий этап
эксперимента, позволил выявить уровень профессиональной компетентности
воспитателей, уровень их потребности в инновационных педагогических
знаниях;
второй – формирующий этап
эксперимента, был направлен на реализацию поставленной цели и задач
исследования;
третий – контрольный этап
эксперимента, позволил проследить динамику повышения профессиональной
компетентности воспитателей, ее влияние на качество педагогического процесса в
ДОУ, а также убедиться в правильности выдвинутой гипотезы.
Экспериментом были охвачены 10
воспитателей, 100 человек дошкольников.
На констатирующем этапе эксперимента
стояла задача определить уровень профессиональной компетентности воспитателей, а
также уровень их потребности в инновационных педагогических знаниях.
Профессиональная компетентность воспитателя рассматривалась как единство
теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической
деятельности, характеризующей профессионализм педагога.
На основе изучения научных источников по
данному вопросу (исследования И.Ю. Соколовой, В.А. Сластенина) были выделены критерии и показатели уровней
профессиональной компетентности воспитателей с учетом ее структурных и
содержательных компонентов, а также определены три уровня профессиональной
компетентности (высокий, средний, низкий).
Профессиональная компетентность воспитателей на входе эксперимента оценивалась по
таким критериям как:
знания теоретических и практических основ, современных
педагогических достижений;
аналитические и рефлексивные
умения;
прогностические и проективные
умения;
организаторские умения,
коммуникативные умения.
Использование метода экспертных
оценок с опорой на выделенные критерии позволило выявить уровень
профессиональной компетентности в педагогическом коллективе ДОУ. Результаты
распределились следующим образом: только 10% воспитателей обладали высоким
уровнем профессиональной компетентности; 70% воспитателей имели средний уровень,
и 20% воспитателей находились на низком уровне профессиональной
компетентности.
Был выявлен факт недостаточного
уровня развития теоретических умений воспитателей, в коррекции нуждались такие умения как прогностические,
проективные, рефлексивные, аналитические.
При анализе состояния практических
умений воспитателей был отмечен низкий уровень информационных умений, а также
преобладающая усредненность таких компонентов профессиональной компетентности
как мобилизационные умения, умения педагогического общения и педагогической
техники, творческие умения.
Также на констатирующем этапе
эксперимента с помощью
анкетирования (на основе адаптированной методики В.А. Беляевой и А.А.
Петренко) была изучена готовность воспитателей к инновационным изменениям и
освоению современных педагогических технологий, уровень знаний современных
педагогических достижений. Ответы имели неоднородную структуру, но в каждом из
них была выражена готовность к участию в семинарах-практикумах, работе в
творческих группах по освоению новых форм и методов организации педагогического
процесса..
На основе анализа состояния практики
был разработан и апробирован семинар-практикум «Метод проектов в ДОУ как
инновационная педагогическая технология».
Выбор темы семинара не случаен и
объясняется возросшими требованиями к качеству дошкольного образования,
технологичности образовательного процесса, острой потребностью в обязательном
предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современных целей
педагогического процесса определяет использование в деятельности воспитателя
инновационных педагогических
технологий, обладающих жесткой системой предписаний, гарантированно
ведущих к достижению ожидаемого результата.
Метод проекта рассматривается
современной наукой как одна из перспективных педагогических технологий и
является циклом инновационной деятельности, имеющим соответствующие признаки,
функции и структуру.
Данный факт определил тему
семинара-практикума.
На сегодняшний день существует
некоторый опыт применения проектного метода в практике дошкольного образования,
однако данная деятельность не имеет под собой строгой научной
базы.
Теоретико-методологические основы
образовательного проекта только изучаются, и результаты поиска носят общий
характер.
Поэтому подготовка программы
семинара-практикума была направлена на разработку адаптированной к ДОУ
технологии проекта, основанной на общей методологии проекта. Это позволило
избежать кардинальных корректив в перспективе и приблизиться к достижению
оптимальных результатов педагогического процесса.
Семинар-практикум был построен на
методике интерактивного обучения, рассчитан на учебный год (5 занятий) и имел
следующие цели: повысить профессиональную компетентность воспитателей; обучить
воспитателей проектной деятельности; внедрить в педагогический процесс
технологию проекта; стимулировать развитие интеллектуальной и творческой
инициативы воспитателей.
Тематика занятий раскрывала в логической
последовательности содержание обучения воспитателей. Участники семинара
знакомились с теоретическими основами проектной деятельности, определяли место
метода проектов в педагогическом процессе ДОУ; изучали представленный в
периодике опыт работы дошкольных учреждений по применению метода проектов в
педагогическом процессе; обучались технологии проектирования на концептуальной
стадии проекта и стадии конструирования. Стадия реализации проектов явилась
закономерным практическим продолжением семинара, т.к. опиралась на полученные
воспитателями на предыдущих занятиях знания и умения. В завершении семинара
состоялась презентация авторских проектов в рамках тематического пространства
«Экология человека».
Цели каждого занятия предполагали
совокупность теоретической и практической деятельности, что, в свою очередь,
определило разнообразие форм проведения занятий: лекция-дискуссия, круглый стол,
лекция-беседа, работа творческих микрогрупп,
конференция.
Каждому занятию предшествовала серьезная
предварительная работа, как со
стороны ведущего семинара, так и со стороны его участников.
Для ведущего подготовка
включала в себя анкетирование воспитателей, изучение истории и методологических основ технологии
проекта, изучение литературы по детской исследовательской деятельности;
составление списка статей для изучения опыта по реализации проектов; составление
вопросника к дискуссии, определение спектра вопросов круглого стола; разработку
методических рекомендаций для воспитателей по построению модели проекта,
составлению плана проекта; разработку и составление модели информационной
карты проекта.
Воспитатели в ходе предварительной
работы к занятиям изучали
литературу по методике проектной деятельности, обобщенный в периодике опыт по
реализации проектов в ДОУ. После разделения на творческие микрогруппы участники семинара самостоятельно определяли
тематику будущих проектов (с учетом возрастных и познавательных потребностей
детей), отбирали фактический материал для конструирования проектов, проводили
педагогическую диагностику детей. При подготовке к заключительному занятию
семинара-практикума (конференции) каждая микрогруппа
оформляла документацию на проект, готовила презентацию результатов на основе
рефлексии собственной деятельности.
Методы обучения были определены согласно
поставленным целям и сочетали в себе как теоретическую, так и практическую
(интерактивную) направленность: анализ литературы, анализ обобщенного опыта,
беседа, наблюдение, постановка проблемных вопросов, обсуждение, метод мозгового
штурма, структуризация, метод «дерева целей», метод определения основных вех,
графические методы, а также
оперативный контроль, консультирование. Особо следует отметить
рефлексивный анализ и метод экспертных оценок, которые, являясь сторонами одной
медали, направлены на развитие презентативных умений
воспитателей.
Таким образом, в процессе овладения
навыками проектной деятельности воспитателями ДОУ были разработаны и
апробированы на практике три авторских проекта, разные по классификации, но
объединенные в единое тематическое пространство - «Экология человека». Оно было
выбрано как наиболее актуальное, и объединило в себе социальную,
эколого-нравственную, исследовательско-продуктивную
направленность темы.
К каждому проекту разработан пакет
документации, который соответствует общим требованиям и собственной
классификации, что позволяет подробно изучить спектр его характеристик, условия
реализации и оценить эффективность результатов.
К презентации были представлены
следующие проекты:
групповой социальный мини-проект «В
детский сад хожу без слез», направленный на решение проблемы ранней адаптации и
социализации детей 2-3 лет;
межгрупповой долгосрочный исследовательско-творческий проект «Дерево нашего участка»,
направленный на исследовательскую деятельность по изучению жизни дерева во
взаимосвязи с его экосистемой, природоохранную деятельность;
групповой долгосрочный информационно-практико-ориентированный проект «Безопасный
мир. Телекомпания «Незабудка».
Направление деятельности проекта - синтез экологического воспитания и обучения
безопасности жизнедеятельности
детей старшего дошкольного возраста.
Проведенный на выходе исследования контрольный замер уровня
компетентности воспитателей позволил проследить динамику
результативности.
Обработка данных выявила позитивные
изменения общего уровня
профессиональной компетентности воспитателей: высокий уровень достиг 40% против
10% на входе исследования; средний уровень претерпел количественные и
качественные изменения, его показатель составил 60 % против 70% на входе исследования; низкий
уровень отсутствует.
Полученные результаты демонстрируют
повышение уровня аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных
умений воспитателей, который приблизился за время эксперимента к современным
критериям
дошкольного образования.
Зафиксирован прогресс в овладении
воспитателями информационными умениями.
Такие компоненты как мобилизационные
умения, умения педагогического общения и педагогической техники приобрели наряду
с качественными изменениями более выраженные показатели
уровней.
Особо следует отметить творческие
умения, которые получили значительную динамику, по сравнению с исходными
данными. Специфика семинара-практикума поставила его участников в такие условия,
когда поиск решений, отличных от традиционных, был неизбежен. Аналогичное
заключение можно сделать и об уровне развития прикладных умений.
Также обращает на себя внимание
развитие презентативных умений воспитателей. Являясь
важной составляющей профессиональной компетентности современного воспитателя,
данный вид умений на входе исследования практически не был выявлен.
Сравнительная диагностика уровня развития
дошкольников по итогам реализации проектов, проведенная проектантами, выявила
положительную динамику:
повысился уровень адаптации детей к
детскому саду, ускорился
процесс
социализации
детей младшего
возраста в коллективе;
повысился уровень социальной
компетентности средних и старших дошкольников;
повысился уровень экологической
культуры воспитанников, особенно его отношенческий
компонент;
у детей возник устойчивый интерес к
творческой, поисково-исследовательской деятельности; сформирован ряд навыков
самостоятельного творческого мышления.
Кроме того, удалось вовлечь родителей
в педагогический процесс ДОУ, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с
детским садом; была интенсифицирована предметно-игровая среда ДОУ, пополнена
методическая база.
Таким образом, данные, полученные при
обработке результатов исследования, подтвердили правомерность положенной в
основу гипотезы. Методическая работа в ДОУ при условии постоянного учета
актуальных потребностей воспитателей в педагогических знаниях, учета трудностей
воспитателей и рациональной координации их работы; введения разнообразных форм и
интерактивных методов работы с воспитателями; включения инновационных
педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ будет эффективно способствовать повышению профессиональной
компетентности воспитателей.