К вопросу об использовании мультимедийных технологий при обучении детей дошкольного возраста иностранному языку

Студентка 3 курса факультета английской филологии

Павлова М.

Информационная, компьютерная революция, которая началась в середине 80-х годов, до сих пор продолжает наращивать темпы. Она направлена на внедрение в жизнь персонального компьютера, изобретение технологии мультимедиа, использование глобальной информационной компьютерной сети интернет. Все эти новшества легко и незаметно вошли в жизнь, стали широко использоваться во всех профессиональных сферах и в быту. Что касается педагогической сферы, возрастают тенденции к увеличению количества электронных учебных изданий, к повышению их качества. Немаловажная заслуга в этом принадлежит образовательным государственным структурам, так как политика государства в последнее время направлена на то, чтобы внедрить информационные технологии в дошкольные учреждения, школы, вузы, превратить стихийный процесс в управляемый и контролируемый, привлечь к работе над новыми учебными материалами специалистов в предметных областях, стимулировать компьютерные фирмы к созданию электронной обучающей продукции.

Несмотря на это, компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет свою, хотя и небольшую историю, а вот использование компьютеров на занятиях в детских садах только начинается. 10 октября 2007 года Правительство г. Москвы объявило о начале реализации в государственных дошкольных учреждениях Москвы глобальной программы раннего обучения IBM KidSmart.[1]

По словам генерального директора представительства IBM Восточная Европа/Азия Кирилла Корнильева, эта программа (стартовала в 1999 году и охватывает 2,5 млн. детей в 60 странах) направлена против цифрового неравенства. На первом этапе в программе примут участие 40 московских садов. Их воспитанники уже получили в дар 80 комплектов компьютеров Kid smart PC с русифицированным обучающим программным обеспечением. В состав комплекта PC входят два компьютера, объединенных в локальную сеть и внешне оформленных как своеобразное игровое место, два небольших столика с вмонтированными в них ЖК-мониторами.

Стоит отметить, что мультимедиа продукт позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществляет индивидуализацию обучения, расширяет картину мира ребенка. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность – игру. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

Так, например, игры для детей, обучающие английскому языку, помогут ребенку легко и быстро выучить английские звуки, цифры, определенный набор слов и фраз. Системы интерактивной графики и анимации позволяют в процессе анализа изображений управлять их содержанием, формой, размерами, цветом и другими параметрами для достижения наибольшей наглядности. Именно это позволит детям не просто запоминать английские слова, но и видеть их значение и сущность на экране.

Более того, играя, дошкольник выполняет значительное количество упражнений, нацеленных на освоение грамматики или лексики, он делает их без напряжения и поэтому легче достигает результата.

В последнее время все большее распространение в обучении иностранным языкам детей дошкольного возраста получают компьютерные ролевые игры. Преимущество этих программ в том, что они позволяют учащемуся «погрузиться» в изучаемый язык, участвовать в непосредственном общении с персонажами программы, самому моделировать ситуации общения.  Все это способствует развитию коммуникативной компетенции учащегося. Такие программы создаются с применением мультимедийных технологий, они позволяют учащемуся слушать озвученную речь виртуальных героев, просматривать краткие видеофильмы, иллюстрирующие тему, прослушивать музыкальные фрагменты песни. Безусловно, такой подход разнообразит обучение и привлечет внимание детей.

Достаточно широкое распространение при раннем обучении и иностранному языку получил такой прием, как пиктографическое письмо[2].  

Пиктографическое письмо – рисуночное письмо, отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях запоминания. [3] 

 Назначение такого вида работы состоит в развитии логического и образного мышления: памяти, навыков речевого общения, умения отображать общее содержание в виде рисунков. Пиктографическое письмо возможно использовать с помощью средств мультимедии. На начальном этапе при заучивании лексически единиц дошкольникам представляются различные рисунки. С помощью мультимедии педагог наглядно представляет символы, и при помощи различных лексических игр учащиеся их выучивают. А затем художественные символы, представленные на экранах,  применяются при заучивании физкультминуток, разучивании новых подвижных игр, а также построении фраз, играх-загадках, играх-соревнованиях, ролевых играх. Для формирования лексических навыков, закрепления речевых образцов в знакомых и незнакомых ситуациях общения, используются микродиалоги, основанные на пиктографических значках. Такой метод обучения иностранному языку очень удобен на начальном этапе, особенно в детских садах, когда дошкольники еще не владеют навыками правильного чтения на иностранном языке и не знают алфавита, но с помощью мультимедии и пиктограмм возможно достичь того, что дети дошкольного возраста смогут владеть не только определенными лексическими единицами, но и смогут свободно составлять предложения и целые фразы на иностранном языке, а мультимедийные технологии помогут педагогу ввести пиктограммы в учебный процесс и составить большое число игр с их использованием.

Немаловажное значение имеет организация занятий по обучению иностранному языку детей дошкольного возраста с использованием мультимедийных технологий.

В настоящее время ученые работают над этой проблемой. З.Я.Футерман настаивает на занятиях с целой группой (25-30 человек), мотивируя это тем, что дети привыкли друг к другу, а так же он отличает большую эффективностью массовых игр в процессе обучения. Однако опыт работы Е.И. Негневицкой в группах от 5 до 15 человек и опыт И.Л.Шолпо в группах по 7-10 человек, показывают, что такие занятия более располагают детей к беседе, к тому же организованная деятельность возможна в немногочисленной группе. Учитывая тот факт, что зимой дети часто болеют и пропускают занятия, можно набирать группу в среднем до 12 человек. При нерегулярной посещаемости наполняемость класса будет в среднем 7-10 человек, что является оптимальным.

Общая продолжительность занятия должна составлять 30-35 минут, из которых только 5-7 минут детям можно пользоваться компьютером, а другие мультимедийные средства, такие как проектор, доска или музыкальные проигрыватели еще 5-10 минут. В соответствии с нормами для проведения занятий с компьютерным обеспечением:

1.                              Площадь кабинета определяется из расчета 6м² на одно рабочее место (стул и стол).

2.                              Оптимальное расстояние от экрана до глаз должно составлять 55-65 см

3.                              Линия взора (от глаза до экрана) должна быть перпендикулярна экрану и приходиться на его центральную часть.

4.                              Помещение должно проветриваться несколько раз в сутки, влажная уборка (протирка столов и экранов до и после занятий) должна производиться ежедневно.[4]

По мнению М.П. Концевого, мультимедийные средства обучения естественно вписываются  в жизнь детского сада, и являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие дети охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к педагогу или самостоятельно добиваться знаний в игре.

С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для педагогов: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: педагогов, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы.

Необходимо отметить, что использование мультимедийных технологий при обучении дошкольников иностранному языку исследуется современными учеными, разрабатываются различные игры и обучающие материалы для их использования на занятиях и дома, а так же устанавливаются нормы использования мультимедийных технологий. Это дает нам понять, что в будущем мы увидим множество мультимедийных материалов, ориентированных на работу с детьми дошкольного возраста.

Итак, использование  мультимедийных технологий при обучении дошкольников является не менее эффективным, чем традиционные формы обучения иностранному языку. С помощью компьютеров и других мультимедийных средств удается представить материал для изучения в более наглядном виде, что существенно влияет на его  понимание и запоминание. С помощью мультимедийных языковых игр дети не только обучаются иностранному языку, но и  тренируют логическое и образное мышление, память и внимание. На уроках по языку педагог также может представить детям материалы о культуре и традициях стран изучаемого языка, что заложит основы формирования социокультурной компетенции детей дошкольного возраста. Итак, новые мультимедийные технологии во многом могут помочь детям дошкольного возраста облегчить изучение иностранного языка, а педагогам разнообразить процесс обучения, сделать его более наглядным, современным, информативным и интересным.

 

 

Библиография

 

  1. Егорова Ю.Н. диссертация: «Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе», 2003.
  2. Концевой М.П. Здоровье и компьютер / М.П. Концевой // Информатика и образование. – 2000. – № 1.
  3. Лазарева Н.М. /Подборка статей www.crn.ru ”Компьютеры в детском саду” №20 (289), М., 2007.
  4. Негневицкая Е.И., Шанхнарович Е.Н. Язык и дети.  М. Просвещение, 2002.
  5. Пономарева Н.Ю. «Дошкольная педагогика»//Петербургский научно-практический журнал №5(38)/июль/2007.



[1] Лазарева Н.М. /Подборка статей www.crn.ru ”Компьютеры в детском саду” №20 (289), М., 2007.

[2] Пономарева Н.Ю. «Дошкольная педагогика»//Петербургский научно-практический журнал №5(38)/июль/2007

[3]Большая Советская Энциклопедия словарь М. : Советская Энциклопедия, 1989 С 1013

[4] Олифер В, Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ-Санкт Петербург,2003