Использование аудирования на занятиях по английскому языку с детьми дошкольного возраста

Пчёлкина Анна Вадимовна

студентка 4 курса факультета

 английской филологии МГПИ

В современном образовательном пространстве основной целью воспитания и обучения является формирование всесторонне развитой, гармоничной личности. Детский сад является основной базой для развития личности ребенка. Конкретный вклад в формирование такой личности вносит обучение иностранному языку в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст уникален для овладения иностранным языком. Это возможно благодаря таким психическим особенностям ребенка, как пластичность природного механизма усвоения речи, быстрое запоминание языковой информации, интенсивное формирование познавательных процессов,  способность анализировать и синтезировать речевые потоки на разных языках, не путая эти языки и их средства выражения, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера (Марфина О.Ю.). По мнению таких учёных, как Ш. А. Амонашвили, Н. А. Бонк, Л. А. Венгер, И. Н. Верещагина, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. А. Горлова, Э. П. Комарова, А. А. Леонтьев, Е. И. Негневицкая, Г. В. Рогова, Е. Н. Трегубова, А. М. Шахнарович и др., изучение иностранного языка также благотворно влияет на общее психическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора.

Основной целью обучения иностранным языкам является личностное развитие ребенка средствами предмета, т.е. создание благоприятной ситуации для приобщения его к новому языковому миру с целью лучшей адаптации к полилингвальной и поликультурной ситуации в современном мире (Марфина О.Ю.). Процесс обучения детей дошкольного возраста иностранному языку должен строиться с учетом психофизических особенностей детей.

Как известно, подготовка к изучению английского языка в дошкольном возрасте ведется не так давно. Этой проблемой занимались такие учёные как: Л.И.Айдарова, Н.Д.Гальскова, Н.А.Горлова, Н.П.Каменецкая, Е.И.Негневицкая, З.Н.Никитенко, Э.И.Соловцова, Ф.Р.Хабибрахманова, A.M.Шахнарович, Г.В.Яцковская. За это время педагогами был накоплен достаточный опыт работы, позволивший провести состыковку программ обучения английскому языку на начальном этапе (детский сад – школа). Были четко определены задачи и содержание обучения на каждом этапе. На первом году обучения основной задачей является постепенное ознакомление с английским языком, его фонетикой, с традициями и культурой Великобритании. Это осуществляется путем разучивания на занятиях небольших песенок, стишков, считалок, игр. На втором году обучения основной задачей является подготовка детей к обучению в начальной школе. (Марфина О.Ю.) Продолжается знакомство с фонетикой английского языка, пополняется пассивный лексический запас, расширяются страноведческие знания в результате знакомства с детской литературой страны изучаемого языка.

Однако цели обучения иностранному языку детей дошкольного возраста не всегда реализованы на практике. В большинстве случаев это происходит из-за несоблюдения принципа: английский язык – ради умения применить знания на практике, а не ради самого языка.

Учитывая психологию дошкольников, можно сказать, что они особенно восприимчивы к фонетике и интонации речи, поэтому основной задачей начального этапа обучения ряд исследователей, таких как: Т.А.Чистякова, Р.А.Дольникова, Е.И.Матецкая, Н.Ф.Колиева, считают формирование у детей навыков правильного произношения. Обучение иноязычному произношению может быть успешным в том случае, если дети научатся самостоятельно контролировать свое произношение и как можно раньше отличать корректное от некорректного. Таким образом, для решения этой задачи используются на занятиях различные упражнения и специальные дидактические игры на развитие фонематического слуха, а также речевого дыхания.

Большую роль в формировании навыков правильного произношения играют песни и выразительное чтение стихов на английском языке:

1)      С их помощью у детей формируются аудитивные навыки и фонематический слух, совершенствуются навыки иноязычного произношения (артикуляционные и ритмико-интонационные).

2)      Песни и стихи служат для создания благоприятного эмоционального настроя, средством релаксации и выполняют развивающую функцию, содействуя эстетическому воспитанию детей и раскрытию их творческих способностей.

При использовании песенного материала целесообразно руководствоваться следующими принципами работы:  

1)       При работе с детьми дошкольного возраста наиболее актуальным выбором для аудирования являются небольшие рассказы, сказки с использованием сюжетных картинок или с использованием игрушек, настольного театра, фланелеграфа.

2)       Подбор текстов для аудирования должен соответствовать возрасту детей и уровню владения ими языком. Как правило, такие задания предлагаются на заключительных занятиях по какой-либо теме или в конце года.

3)       Перед детьми ставится задача услышать знакомые слова, понять их и на этой основе догадаться, о чем идет речь в предложенном тексте.

4)       Текст следует читать в медленном темпе, голосом выделяя знакомые слова.

5)       Максимальный интерес со стороны детей вызывают занятия по аудированию,  интегрированные с занятиями по рисованию. В этом случае дети должны нарисовать, что они поняли.

Использование на занятиях сказок в рамках аудирования и последующая их драматизация делают изучение английского языка привлекательным для детей. В методической литературе сказка рассматривается как универсальный учебный материал, который благодаря своему богатству и разнообразию может использоваться на занятиях для различных целей обучения.

Выбор конкретной сказки определяется:

1)        возрастом детей с точки зрения их интересов и потребностей; целями и задачами обучения;

2)        степенью языковой сложности текста в соответствии с уровнем языковой подготовки детей;

3)        воспитательной, образовательной и развивающей ценностью содержания сказки.

Учитывая то, что ребенок дошкольного возраста не осознает отдаленных целей изучения им иностранного языка, весь процесс обучения английскому языку выстраивается как процесс удовлетворения личностных, познавательных, игровых потребностей ребенка в интересном общении со взрослыми и сверстниками (Е.В. Маякова, Е.Ю.Бахталина, В.В.Григорьева). Поэтому на начальном этапе коммуникативная направленность в обучении английскому языку реализуется в системе сюжетных игр, игровых ситуаций и драматизаций. Дети слушают речь учителя, постепенно запоминая новые слова. Таким образом в процессе игровой деятельности и драматизации дети получают новые знания, применяют имеющиеся знания, развивают навыки и умения, необходимые в учебной деятельности. У детей возникает связь между словом и предметом, фразой и действием, формируется привычка изъясняться на иностранном языке, что способствует в дальнейшем преодолению языкового барьера, который существенно мешает изучению второго языка.

Библиография

1. Маякова Е.В. Сюжетно-ролевая игра как форма обучения диалогической речи детей дошкольного возраста на занятиях по английскому языку // Гумбольдтовские чтения. Тенденции обновления языкового образования в контексте «диалога культур». Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГПУ, 2004, с.320-332.

2. Маякова Е.В. Сравнительный анализ зарубежных и отечественных методических пособий по обучению дошкольников английскому языку // Научное исследование и российское образование: идеи и ценности XXI века. Материалы VI междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей/ 3-4 апреля 2003 года / Сост. Н.В.Фанькина – М.: АПК и ПРО, 2003, – с. 65-71.

3. Пассов Е.И. Основы  коммуникативной методики  обучения иноязычному  общению.  М., 1989.
4. Футерман З.Я. Иностранный язык в детском саду.  Киев: Радянська школа, 1987.

6. Марфина О.Ю. Статья с фестиваля «Открытый урок», 2006.