Проблема формирования этнокультурного подхода

к  воспитанию и образованию дошкольников

 

Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева,

канд. пед. наук, доценты МГПИ

 

   Этнос – это исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленной племенем, народностью, нацией.

   Этническая принадлежность складывается у ребенка в течение 3 –5 лет после рождения и отражает личное отношение человека к миру, конкретной языковой и социальной действительности. Так, в исследованиях Ж. Таже, Э.К. Сусловой, О.Н. Юденко и др. было доказано, что дети 5 лет имеют представления о себе и других этнических группах, но такой компонент, как дифференцированное отношение к себе и другим этническим группам, еще отсутствует. Развитие основных содержательных компонентов национального самосознания выражается в обогащении представлений и формировании личностно-позитивных отношений с представителями своего и других этносов. Поэтому этноподход  в современном понимании – это психолого-педагогические условия, которые позволяют осознать и обрести ребенку свое место среди людей и в мире, с помощью овладения  культурными способами познания, переживания и преобразования  себя и мира, характерными для его этноса.

Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования  себя и мира для ребенка дошкольного возраста являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает аффективные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира (Д.Б. Эльконин).

Условием стабильного и целостного существования семьи, как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа, является соблюдение и сохранения традиций, присущих данному народу (П. Флоренский, М. Мид и др.). Между тем, сегодня часто звучат слова о том, что национальная принадлежность должна перестать разделять человечество – графа «национальность» уже исчезла из паспортов граждан многих стран, что подразумевает, что люди должны научиться жить в мире друг с другом независимо от нации, к которой они принадлежат. Политики, а вслед  за ними, философы, психологи и педагоги заговорили о воспитании толерантного поведения. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору», -  именно этим положением известного исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э.К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения и толерантного поведения уже у детей дошкольного возраста.

Считается, что такое воспитание должно осуществляться в 3 направлениях:

- информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и др.);

-    эмоциональное воздействие;

- поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, которые должны быть закреплены в собственном поведении).

     Воспитание толерантного поведения возможно только при условии осознании ребенком своего «Я» и формирования умения управлять своим поведением. Последнее возможно, если у него сформирована «внутренняя позиция» личности (термин Л.И. Божович). На становление «внутренней позиции» личности оказывает формирование полоролевой идентификации, зависящей:

- от стереотипов поведения и ценностных ориентацией членов «интимного круга общения»[1] (семьи, друзей, педагогов и связанных с особенностями национального восприятия представлений общества о роли мужчин-женщин, взрослых-детей);

- от формирования представлений о «Я - потенциальном» и «Я - реальном», которые зависят от согласованности оценок значимых взрослых и самооценки ребенка относительно социальных и нравственных норм поведения, закрепленных в данной культуре и стереотипов его поведения;

- наконец, от формирования чувства безопасности, защищенности, принадлежности к определенной группе: семье, друзьям, нации.

       С позиций этнопсихологии и этнопедагогики для формирования «базового доверия к миру» у ребенка, в первую очередь, должна быть сформирована установка на принадлежность к определенной социально-культурной группе (по К. Блага и М. Шебеку), что возможно только на основе формирования национальной и культурной идентичности.

       Своевременное приобщение детей к народной культуре будет способствовать формированию национальной идентичности, формированию стабильной (с психологической точки зрения – «нетревожной») картины мира и нахождению своего места в нем. Необходимо создать приоритетное направление изучения культуры национального меньшинства и воспитание уважительного отношения к другим культурам их национальным особенностям.

    Действительно, исследования показывают, что каждый народ в силу сложившихся исторических, социальных и географических условий, выработал свою систему приобщения человека к общечеловеческим ценностям. Данная система отражает мировоззренческие установки народа и образ его жизни и обеспечивает формирование ориентировочной и практической основы для присвоения данных ценностей, то есть формирование образа-цели существования человека в мире (А.Ф. Лосев и др.) Так, люди, живущие на равнинах, имеют представление о мире, свою систему координат, обеспечивающую формирование присущих только им символических способов выражения собственного миропонимания в языке, в народных обрядах и традициях, в ремеслах, и, естественно, другую культуру, чем люди, живущие у воды, среди гор и т.д. Это же относится к выбору религии.

    К сожалению, тенденции развития  современного общество показывают, что оно сможет жить в условиях экуменизма, смешения разных религий и конфессий. Поэтому, пока религия будет восприниматься как единое целое с нацией, то механизмы генетической памяти будут действовать с полной отдачей: наши предки выбирали себе религию, опираясь на особенности национального мировоззрения, на основе соборного решения, сознавая свою ответственность перед потомками.

Между тем, существует опасность подмены этноподхода к воспитанию и образованию детей опытом религиозного образования. Никто не говорит о том, что нужно отменять духовно – нравственные основы, непосредственно связанные, например, с православной или мусульманской культурой, в процессе воспитания и обучения детей. Речь идет о практикоориентированной составляющей процесса этнокультурного образования.

Опыт современных конфессионально ориентированных детских садов и школ успешен только при ориентации на традиционные религии этносов с широким включением в содержание воспитания не только религиозной, но и секулярной составляющей национальной культуры (фольклор, искусство, наука, национальные исторические, гражданские и патриотические традиции и т.д.), а также в контексте использования ценностей мировой гуманитарной культуры.

          В современных условиях очень важно на определенном возрастном этапе (желательно, с 12 лет, когда уже сформировались механизмы полоролевой, национальной и культурной идентификации)  начать равнозначное  рассматривание разных культур и конфессий в образовательных программах и признание их равноценности для представителя любой нации. Для этого необходимо учитывать психологические механизмы становления Образа мира и себя в нем. При правильной организации процесса ребенок будет чувствовать психологическую защищенность в мире взрослых и свое существование в инокультурной среде будет воспринимать, как комфортное.

         Своевременное приобщение детей к народной культуре  исключит опасность ассимиляции, когда человек как бы поглощается другой культурой, постепенно усваивает ее ценности, обычаи, язык и традиции и становится культурно неотличим от большинства. Возможно и проявления «маргинального синдрома», когда человек находится на грани между 2-я (и более) культурами, но не в состоянии идентифицировать себя ни с одной из них. При этом часто он не в состоянии удовлетворить ни свои потребности, ни ответить тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляет ему общество.

        Такое положение вещей ведет к усилению психологического напряжения во взаимоотношениях с другими людьми, особенно, с представителями других культур, которые изначально воспринимаются как чужие. Это способствует росту агрессивных тенденций в обществе (исследования О.Д. Шаровой).

        Давайте задумаемся над данной проблемой. Согласно Д. Юнгу, появление агрессивных способов психологической самозащиты, или «архитепических способов самозащиты духа», тесно связано с культурой и национальными особенностями мировосприятия. Агрессия проявляется тогда, когда нарушаются механизмы формирования национальной идентичности.

В настоящее время современное общество представляет собой сложное взаимодействие людей различной национальности и вероисповедания, в связи с чем могут возникать разногласия между некоторыми индивидами, пытающимися привлечь внимание или подчинить себе мнение окружающих, пользуясь знаниями своих культурных традиций и религиозными убеждениями. При этом сами дети или подростки становятся источником возникновения агрессии, национальной и религиозной нетерпимости.

Не стоит приравнивать данные конфликты к экстремизму, если они основаны на естественном стремлении детей самоутвердиться в коллективе и занять определенное место в группе. Если педагог поддержит мнение обиженных, то он в глазах детей займет отрицательную позицию к религии или нации нападающего. Если займет позицию нападающего, то потеряет авторитет среди обиженных.

Педагог в таких случаях не должен вовсе говорить об унижении или преимуществе какой-либо нации или религии. Каждый ребенок уникален. Уникальны его личность, способности, деятельность. Каждый должен уважать друг друга и свою семью, которая придерживается определенных традиций, поэтому установка на самоопределение в жизни должна формироваться до совершеннолетия человека только в  его семье.

Установка педагога должна быть направлена на то, чтобы вывести из самобытности каждого народа положительные моменты для саморазвития и совершенствования личности ребенка и указать детям на свободу действий, направленных на приобретение нравственных ценностей, и на ограничение действий, направленных на унижение и ненависть друг к другу. Свобода выбора есть не своеволие, а свободное пользование нравственными, этическими и социальными нормами и ответственность за свой выбор.

 

 

 



[1] Термин А.Н. Леонтьева