Применение наглядности при обучении монологической речи детей дошкольного возраста

 Волочинская Е.А.

студентка 4 курса факультета английской филологии МГПИ

Научный руководитель – Ревенкова К.М.

 

Иностранный язык относится к числу предметов, которыми учащийся овладевает в процессе активной речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо). Вот почему наглядные средства обучения способны обеспечить мотивационно-побудительный уровень общения. С помощью рисунков, фотографий, картин, ассоциограмм можно создать ситуации, стимулирующие и мотивирующие речевую деятельность учащихся, вызывающие потребность говорить на иностранном языке.

Применение наглядности в обучении детей дошкольного возраста является ведущим приемом. В данной статье мы рассмотрим наиболее успешные и эффективные виды наглядности, которые могут быть применимы при развитии монологических навыков устной речи на иностранном языке у детей дошкольного возраста.

На начальном этапе обучения часто используется визуальная наглядность. Например, предметные и тематические картинки. С помощью этих двух видов наглядности осуществляется презентация лексического материала. Предметные картинки используются в качестве зрительной опоры для высказываний учащихся. При работе с картинкой оправданы следующие виды заданий: повторение вслед за учителем фраз; ответы на вопросы учителя; постановка вопросов к тому, что изображено на картинке; составление небольших высказываний. Пример: This is a bear. The colour is blue. The boy is good. The boy is bad.

Следующий  вид наглядности, который используют при обучении иностранному языку дошкольников - таблицы. При обучении иностранном языку дошкольников используются в основном только лексические таблицы. Лексические таблицы служат для: презентации лексического материала, активизации его в речи учащихся; создания ситуаций, стимулирующих речевую деятельность учащихся; систематизации лексического материала.

Другой, не менее успешный вид визуальной наглядности, это просмотр мультфильма. Существует много специальных мультфильмов, которые направлены именно на изучение иностранного языка малышами. Серии таких мультфильмов длятся 2-3 минуты, этого хватает и для того, чтобы не потерять рассеянное внимание малышей, и для того, чтобы лишний раз закрепить пройденную лексику. В данных обучающих мультиках очень мало диалогов, а если они и есть, то рассчитаны на уровень знаний дошкольников, поэтому дети чувствуют себя комфортно и почти всё понимают.

Пиктографическое письмо также применяется педагогами при обучении детей дошкольного возраста иностранному языку. Символы, опорные схемы служат для обучения монологической и диалогической речи, аудирования. Схемы-опоры используются при заучивании новых речевых образцов.

Наиболее успешный вид наглядности, который с восторгом воспринимают все дети дошкольного возраста - это один из двигательных видов наглядности: движение и жесты. Один из самых простых и надёжных способов семантизации - использование жестов. Многие дети порой бессознательно прибегают к помощи жестов при попытке выразить мысль или вспомнить что-либо. Эту особенность детей можно широко использовать при обучении их монологической речи. Практически каждая фраза вводится в сопровождении того или иного жеста и вплоть до полного усвоения фразы сопровождается им. Учителю часто бывает достаточно показать жест, чтобы ребёнок вспомнил необходимое слово. Целые диалоги можно строить использую жесты.

На основе данного вида наглядности в детских группах всегда проводится физкультминутка. Все движения дети повторяют строго за педагогом. Есть такая песенка (из методического пособия «I can Sing» В.Н. Мещеряковой[1]): Hands up (дети поднимают руки), Hands down (дети опускают руки), Hands on knees ( лети кладут руки на коленки), Sit down (дети садятся), Clap your hands (дети хлопают в ладоши), и т.д.

Существует ещё более популярная песенка «Teddy Bear» 2 , которую обычно изучают в начальных классах школы на начальном этапе обучения:

Teddy bear, teddy bear, turn around.( дети поворачиваются вокруг себя)

Teddy bear, teddy bear, touch the ground. ( дети дотрагиваются до пола)

Teddy bear, teddy bear, tie your shoe. ( дети делают вид что завязывают шнурки)

Teddy bear, teddy bear, goodbye to you. (дети машут ручками в знак прощания)

Таким образом, данные виды наглядности могут быть использованы для занятий по развитию навыков устной монологической речи у детей дошкольного возраста. Они служат основой для формирования лексических навыков, закрепления речевых образцов в знакомых и незнакомых ситуациях общения. При использовании данных видов наглядности обеспечивается развитие памяти, речемыслительной деятельности каждого ребёнка.

[1] Мещерякова М.В. Методическое пособие «I can sing»,2003 Казань

2  Jazz Chants for Children by Carolyn Graham, Москва 2007