К вопросу о негативном влиянии традиции проведения Хэллоуина

в детском саду и школе на развитие и воспитание детей

 

Н.В. Микляева,

канд. пед. наук, доцент МГПИ

 

Одной из современных образовательных мегатенденций выступает создание условий для культурологической социализации детей. В условиях модернизации образования и  вариативности образовательных программ данная тенденция нередко подменяется понятием поликультурного образования. Одним из ярких примеров тому является Концепция культуры мира.

Данная концепция появилась в «смутное» для социализации подрастающего поколения время. По мнению доктора педагогических наук, А.В. Мудрика, типичными признаками для «смутного времени» выступают смешение ценностных ориентаций при знакомстве с различными этническими и национальными культурами и связанными с ними религиозными представлениями людей. «Разобраться в этой многоголосице трудно и взрослому. Тем более странно было бы ожидать этого от юных. Трудность  выбора, неумение выбирать ведут … к нежеланию выбирать вообще.

Утрата ценностей, так же как и неспособность сделать самостоятельный выбор, ведет к тому, что потеряв ориентиры, цели и надежду в жизни, человек нередко «обращается в чудовище», как писал Ф.М. Достоевский». (А.В. Мудрик «Социализация и «смутное время»». - М., Знание, 1991, с. 43.)

Ярким подтверждением данной аксиомы, не требующей доказательств, служат попытки ввести празднование в образовательных учреждениях Хэллоуина – Праздника ведьм, когда дети имитируют оккультные таинства, например, посвящение в таинство общения с потусторонними силами, или, еще хуже, - человеческие жертвоприношения. Подается это в виде знакомства с традициями мировой культуры. Однако в культуре обычно отражаются духовно-нравственные идеалы, которые «задают» планку для развития нации. В случае же с Праздником ведьм, речь идет о формировании совершенно противоположных духовных устремлений, откровенно ассоциирующихся с демоническими проявлениями в психике человека. Поэтому насмешкой над нашим непониманием идеологии праздника звучит его перевод как «Праздник всех святых» или «Праздник сбора урожая».

В некоторых школах данный праздник проводится в виде «светского» культурно-массового мероприятия со множеством конкурсов на знание английского языка и литературы, истории и традиций, в том числе, шуточных, другого народа. В этом случае идет речь о недостаточном умении организаторов дифференцировать разные формы культурно-просветительной и  воспитательной работы с учащимися – об элементарном  несоответствии организационных форм целям и задачам  подобных мероприятий, т.е. нарушении одного из важнейших дидактических принципов, которые обеспечивают эффективность педагогической работы с детьми. В итоге эмоционально связанными оказываются ситуация успеха и социального одобрения детей (к примеру, по поводу знания английского языка и литературы) с их перевоплощением в одного из представителей нечистой силы и ситуацией победы над собственными страхами через идентификацию с одним из них. Следовательно, в большей степени затронутыми оказываются механизмы личностного роста и самооценки, чем повышение уровня образования и культурологической социализации детей.

Стремление представить Хэллоуин как «веселый праздник», «маскарад» еще более абсурдно. Традиции маскарада относятся к так называемым «карнавальным традициям». Согласно концепции «карнавальной культуры», широко известной в философии и литературоведении, они связаны со стремлением человека «спрятаться» от собственных негативных и навязчивых переживаний в мире фантазий, где всё возможно поставить «с ног на голову», воплотить подсознательное желание быть свободным от норм и обязательств, стать счастливым. Буйство красок и интенсивность эмоций создают для этого благоприятную почву, однако подсознательно, по мере приближения конца карнавала, растет сожаление о том, что такое счастье мимолетно и несет  в себе изначально трагический оттенок: формируется позиция человека-жертвы, которого реальный мир обрекает на бессмысленное, тусклое – несчастливое существование. Таким образом, речь идет о том, что если цели организаторов праздника заключаются в приобщении детей к «карнавальной культуре» Запада, то образец для этого выбран весьма неудачный: у ребенка, испытавшего накал эмоций и их поляризованность (например, после испытания в Комнате страхов и  конкурса розыгрышей), будет сформирована установка на  возвращение в «мир абсурда», где он был счастлив, благодаря механизму «психологических качелей», о котором писали исследователи раннего детского аутизма (Никольская, Либлинг, Лебединская и др.). При этом под счастьем будет пониматься то, что ассоциативно окажется связано с общением с потусторонними силами, носящими явно антигуманный, античеловеческий характер. В одних случаях это вызовет агрессивные настроения ребенка при попытках реализовать свои эгоистические, связанные с чувством удовлетворения, потребности, когда он встретит отпор со стороны взрослых и «реального мира». В других случаях, ребенок, особенно младшего школьного возраста, будет склонен сожалеть по поводу утраченного, считать себя жертвой обстоятельств, стараться уйти в вымышленный мир, где нет реальных проблем. В обоих случаях ребенок станет потенциальным объектом для социально-психологических исследований по виктимологии.

С другой стороны, существует реальная опасность сдвига пространственно-временных координат Картины мира, смешения границ «Я-потенциального» и «Я-реального»,  формирования навязчивых идей и страхов, ослабления инстинкта самосохранения с появлением симптомов расторможенности и неуправляемой возбудимости у детей со слабым типом центральной нервной системы, неустойчивой психикой, невротическими реакциями и т.д. Таких на данный момент насчитывается от 60 до 80% среди детской популяции. Детей с отклонениями в физическом и умственном развитии меньше, но при работе с ними даже речи идти не может о том, чтобы проводить Хэллоуин хотя бы частично: с медицинской точки зрения это категорически должно быть противопоказано. При проведении подобных мероприятий почему-то никто из организаторов праздника не спрашивает разрешения у представителей органов здравоохранения, хотя напрямую нарушает все требования к созданию охранительного режима для детей «группы психологического риска», а также - к соотношению нервной и психической перегрузки школьников, особенно – младшего возраста.

Таким образом, даже если оставить в стороне темный и оккультный смысл праздника, считать его далеким от идеологии, можно точно утверждать, что:

-                        он опирается на реально действующие механизмы личностного роста детей – эмоциональную синтонию («заражение эмоциями другого человека»), эмоциональную и интеллектуальную идентификацию (уподобление, отождествление с эмоциями и поведением потусторонних сил), пространственно-временное смещение (благодаря использованию элементов карнавальной культуры);

-                        Хэллоуин «включает» такие механизмы психологической самозащиты от реального мира и его требований к человеку, как проекция, вытеснение и уход в иррациональный мир, в некоторых случаях – активизирует подкорковые механизмы эмоциональной экспансии и уровня двигательных стереотипов, т.е. провоцирует «отключение» произвольной и сознательной регуляции собственного поведения у детей;

-                        на фоне ослабления механизмов произвольной регуляции поведения и усиления «зоны активного внимания» со стороны механизмов личностного роста создаются благоприятные условия для формирования антигуманных или асоциальных поведенческих установок у участников праздника в дальнейшем (особенно, если учесть такие факторы гипнотизации детей во время Хэллоуина, как мелькание перед глазами ярких, насыщенных красок; ритмизация и «отзеркаливание» коллективных движений; резкие перепады настроения с сохранением общего положительного отношения к происходящему; громкая и ритмичная музыка и т.д.).

Соответственно, в систему сохранения иммунитета психического и нравственного здоровья подрастающего поколения должен входить запрет на проведение Хэллоуина в образовательных учреждениях.