Педагогическое сопровождение семьи в условиях ДОУ

                                                                                              

                                                                                                                         Корчагина Н. В.

                       Cтудентка факультета педагогики и методики дошкольного образования      

                                                                                                                МГПИ, Москва, Россия

                                                                                

      

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. ДОУ – один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. 

В последние годы выполнено большое количество исследований, посвященных проблеме взаимодействия ДОУ и семьи ( Е.П. Арнаутова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, В.П. Дуброва, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, В.М. Иванова, В.К. Котырло, Т.А. Куликова, С.Л. Ладывир, Т.А. Маркова, Н.М. Метенова, Л.Ф. Островская, А.А. Петрикевич, Л.Г. Петряевская и др.). Педагоги и психологи единодушны во мнении, что родителям необходимо педагогическое сопровождение и поддержка в выполнении их родительских функций. Родительство очень важная часть самореализации взрослого человека.

ДОУ является открытой системой, и взаимодействие с родителями имеет большое значение для повышения их воспитательного потенциала, развития их педагогической рефлексии, что благотворно сказывается на воспитании детей.

Анализ научных исследований показывает, что возрастает количество социально незащищенных родителей и детей, наблюдается социально-психологическая тревожность семьи, ухудшение состояния здоровья детей (физического и психического). Данные тенденции в жизни общества нельзя оставить без внимания. Изменения социокультурной ситуации требует совершенствования содержания, форм и методов педагогического сопровождения семьи, которые могли бы удовлетворить запросы родителей, как в информационном, так и в организационном плане.  

Педагогическое сопровождение семьи – это деятельность профессионалов – представителей ДОУ, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи родителям в решении их индивидуальных проблем. Процесс педагогического сопровождения невозможен без конструктивного сотрудничества, сотворчества и разумной интеграции педагога, ребенка и родителей.

Целью деятельности ГОУ д/с № 381 ВОУО г. Москвы и данного исследования является организация эффективного педагогического сопровождения семьи.  Достижение цели предполагало решение следующих задач:

-   определить педагогическую компетентность родителей и потребность их в педагогических знаниях;

-   разработать программу семейного клуба «Заботливые родители» и апробировать ее в практике ДОУ. 

         Изучив уровень педагогической компетентности родителей и их информационные запросы, была разработана программа педагогического сопровождения семьи, представленная в виде семейного клуба «Заботливые родители».

Реальная цель программы «Заботливые родители» - вызвать интерес родителей к познанию самих себя и детей, поддержать в развитии социо-культурной компетентности в области воспитания, предотвратить возможные конфликтные ситуации в семье.  Идеальная цель программы –  успешное родительство.

 Программа рассчитана на родителей старших дошкольников и только тех  кто изъявил желание участвовать в работе клуба. 

Содержание встреч с родителями предусматривали разнообразную тематику, которая определялась запросами родителей, например: «Стили семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка», «Общение ребенка в семье как диалог. В чем  его воспитательная ценность?», «Каким я представляю своего ребенка в школе», «Досуг семьи в жизни дошкольника», «Чтобы ребенок рос здоровым и крепким», «Домашняя игротека», «День семьи». Эти встречи побуждали родителей к анализу существующей в собственной семье эмоциональной атмосферы отношений и к тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка, на других членов семьи. Давали возможность родителям поделиться своим опытом и мыслями о том, как каждому удается воспитывать своего ребенка, сотрудничая с ним, привлекали внимание родителей к интересам и потребностям ребенка, создавали условия для самоанализа воспитательных приемов, используемых ими по отношению к ребенку.  Заключительная встреча, которая была проведена совместно (дети, родители, воспитатели), способствовала объединению всех, развитию творческой инициативы  и взаимопониманию.  

        Программа  была построена на методике интерактивного обучения, где родители имели возможность встречаться со специалистами, задавать им вопросы, овладевать конкретными умениями и навыками, обсуждать проблемные ситуации, делиться опытом собственной педагогической деятельности. На всех этапах использовались методы активизации родителей: постановка дискуссионных вопросов; обсуждение двух различных точек зрения; приведение примеров из литературных источников, решение педагогических ситуаций  и др. Использование традиционных и нетрадиционных форм педагогического сопровождения семьи, способствовало реальному участию родителей в воспитательно-образовательной работе детского сада с учетом их интересов и предпочтений.

Подводя итоги работы семейного клуба «Заботливые родители» следует отметить, что уровень педагогической компетентности родителей повысился.  Следовательно, используемая форма работы достаточно эффективна и может использоваться в целях педагогического сопровождения  семьи, основываясь на педагогических запросах родителей.

 

Список литературы

1.      Арнаутова, Е.П. Педагог и семья. - М.: Изд. дом «Карапуз», 2001. - 264 с.

2.       Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.:  ТЦ Сфера, 2005. – 96  с.

3. Зверева, О.Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы.  - М.: ГПИ, 2003.- 40.  

 4. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В.Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: ТЦ Сфера, 2004.- 112 с.

 5. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.

6.Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2004. - 80 с.