«Роль семьи и детского сада в сохранении системы
традиционных культурных ценностей и
«русского мира»»
К.п.н., доц.
МГПИ,
Микляева
Н.В.
Для России, которая входит в
международное образовательное пространство, сегодня крайне важно решить проблему
сохранения собственной идентичности, традиционной культуры, русского мира. Об
этом свидетельствует возрождение русской идеи как понятия, выражающего духовные
ценности народа и его отношения к жизни, создание телевизионных передач типа
«Русский взгляд» и открытие журнала «Русский дом», возрождение традиций русской
школы (И.Ф. Гончаров, В.Ю. Троицкий,
Л.Н. Погодин и др.), создание детских садов с этнокультурным (русским)
компонентом образования.
Вроде бы, мы понимаем, зачем все это
делается. Однако, к сожалению, очень часто не задумываемся, на каких основах –
на каких ценностях - строим фундамент русского дома, русского мира. Между тем,
понятие «русские» всегда было прилагательным, то есть «прилагающимся» к системе
традиционных ценностей, а не существительным, т.е. самодостаточным, независимых
от них.
Мы всегда ориентировались на ценности
Добра, Истины и Красоты, православные идеи веры, надежды и любви. При этом
исторически получилось так, что Истина как воплощение евангельских заповедей
ценилась у нас превыше всех других ценностей, «дороже денег», и проверялась,
проходя через «огонь, воду и медные трубы», через духовные испытания человека и
целого народа. Одним из таких испытаний оказалась «эпоха построения коммунизма»,
но ценности, присущие русскому народу, были использованы для построения системы
коммунистического воспитания, а после ее разрушения – выброшены на «помойку
истории» вместе с ней. Поэтому не удивительно, а закономерно, что на место
традиционной системе ценностей постепенно приходит другая. Пока это не очень
заметно, мы все еще продолжаем считать себя «русскими» независимо от того, к
какой национальности принадлежим. Между тем, ситуация постепенно становится все
более угрожающей.
Во главе системы ценностей становится не
просто Истина или Правда, которую всегда искал русский человек на земле, а
Успех. Успешными должны быть взрослые, если хотят благополучия своей семье,
своей стране. Даже православные люди с принципами «милосердного самаритянина»
вынуждены искать возможности быть
успешными в обществе, сделать карьеру. При этом успех очень часто уже не
ассоциируется с трудом, с преодолением трудностей и изменением себя, с духовным
ростом, а с умением «достичь всего»
малыми усилиями или вовсе не прилагая их, не ограничивая себя. Ограничение себя,
и тем более, свободы выбора ребенка, считается проявлением
насилия.
Между тем, система координат, в
которой растет современный ребенок, начинает терять свой смысл: в ней есть
положительная шкала («Что такое хорошо»), но отрицательная шкала («Что такое
плохо»), можно сказать, деградирует. Она либо вообще изымается из арсенала
средств педагогической оценки («Чтобы не унижать, не принуждать и не обижать
ребенка как личность»), либо сохраняется в том виде, в котором была. В итоге она
оказывается несопоставима с положительной шкалой[1],
формирует у детей ощущение фальшивости от соприкосновения с миром взрослых,
вызывает невротические реакции, когда ребенок не справляется с противоречивой
оценкой того, что он хочет, может и должен, становится несчастным. Поэтому еще в 4 года на вопрос о том, какими они хотят
быть, дети отвечают, что стремятся
быть «красивыми,
добрыми», «хорошими человеками» и, обязательно, «любимыми» (и это правильно –
они следуют общему принципу: «Если ты хочешь, чтобы я был хорошим, то люби
меня»). Как ни странно, но воспитанники старших групп почему-то об этом уже не
мечтают. Точнее, мечтают, но о другом.
В старшем возрасте они все чаще
хотят быть похожими на своих родителей, потому что они выступают для них
носителями идеальных человеческих качеств, о которых говорилось ранее. В то же
время, в оценочной характеристике родителей появляется ярко выраженный
деятельный компонент: «Папа умеет починить все поломки», «Мама никогда не
ругает», «Папа все покупает», «Потому что они умные, работают и зарабатывают
деньги», «Папа учит учеников в школе и даже написал книжку» и т.д. В отличие от
воспитанников других возрастных групп, в данных характеристиках появляется
описание не только того, как родители относятся к детям и наоборот, но и того,
как к ним относятся окружающие («их уважают»). Между тем, от 11 до 20% детей уже
не хотят быть похожими на своих родителей. Чаще всего потому, что видят и
осуждают качества их характера и особенности поведения, с которыми не желают
мириться: «Папа и мама курят и выпивают, ругаются», «Очень часто ругаются»,
«Папа меня ругает», «Родители не живут вместе и ссорятся», «Они мне надоедают».
К сожалению, достаточно редко, описывая себя в будущем, такие дети хотят стать
«хорошими мамами и папами». В будущем они все хотят стать «счастливыми». У них очень чувствуется недостаток этого
«счастья» - любви со стороны близких людей.
Остальные 80% еще надеются и
даже уверены в том, что их можно любить за то, что они – «надежда родителей»,
слушаются взрослых, «умные» и «хорошо занимаются в саду». Некоторые из них
«дружат и играют со всеми», «не обзываются и не дерутся», «умеют плавать и
кататься на лыжах», «кататься на велосипеде, коньках и роликах», «лучше всех
занимаются на физкультуре», многие - «хорошие и добрые», «не берут чужого» и
«делают хорошие дела». Таков портрет «идеального» ребенка в восприятии самих
дошкольников. Если же проанализировать заложенную в него систему ценностей, то окажется, что
«быть хорошим» и «что-то хорошо делать» для детей – одно и то же. Они пока не
дифференцируют оценку своей личности и поступков, своей деятельности. Именно на
данном этапе ценности Истины и Добра начинают смешиваться с ценностями Успеха.
Взрослые только способствуют этому: «Ты хорошо это сделал. Хороший мальчик», -
говорят они.
Я не против того, чтобы
успешность выступала в качестве одного из ориентиров поведения современных
детей, однако они должны понимать ответственность за свой выбор между Добром и
Злом, когда ставят перед собой задачи осуществления какой-либо деятельности,
подбирают для этого наиболее эффективные средства и оценивают результаты.
Успешность, на которую должно ориентироваться подрастающее поколение, должна
иметь нравственные и духовные критерии оценки, а не сама быть таким критерием.
Проблема еще заключается в
том, что сегодня понятие успешности накладывается в сознании людей на понятие
силы, которую всегда ценили и уважали русские люди. Но сила эта, как
подчеркивалось в народных пословицах и поговорках, была не столько физической,
сколько духовной. Современные дети этого не знают: многие герои могут быть
сильными и, кажется, что добрыми, а на самом деле совершать насилие, уничтожать
все вокруг. Таковы Бетмен, Черепашки-Нинзя и другие мультипликационные персонажи
и герои художественных фильмов. Как сказала одна девочка, просмотрев мультфильм
о том, как Том подружился с Джерри: «Они оба – злые. У них даже уголки рта не
улыбаются. У нашего Чебурашки совсем не так». Некоторые дети чувствуют это
несходство ценностных ориентаций, считают таких героев «чужими».
Однако идеал силы все-таки характерен и
для них. Так, 4-летние дети, отвечая на вопрос о том, почему они гордятся своей
Родиной, сказали, что «здесь Кремль красивый», «здесь все сильное», «у нас есть
Владимир Путин». Т.е. назвали то, что ассоциируется у них с силой и величием, властью. А среди
знаменитых людей, прославивших свою страну, в первую очередь, называли сказочных
героев-богатырей. Из чего видно, что их привлекают личности, которые защищали их
Родину, проявили свою силу и мужество, стали победителями. С другой стороны, -
те, которые что-то сделали впервые «во всем мире», например, «Юрий Гагарин
первым полетел в космос». Такой оптимистический, «детский» взгляд характерен для
всех воспитанников средних групп.
Тут налицо интеграция представлений детей о силе и об успешности. При
этом, отметим, что Иванушка-дурачок, герой русских народных сказок, тоже
является таким идеалом. Не потому, что глуп, «дурачок», а потому, что имеет
духовную силу, позволяющую ему выйти победителем в тех ситуациях, когда
проигрывают сильнейшие. Т.е. для детей младшего дошкольного возраста характерен
традиционный для русской культуры взгляд на силу и
успешность.
Для воспитанников старших групп
сила и успех – уже не равнозначные понятия. Поэтому они ориентируются уже не на
народных героев, где одно сопутствовало другому, а на тех, кто успешен в
реальной, современной им жизни и карьере. Они все чаще усиленно готовятся быть
успешными взрослыми и с радостью демонстрируют свои успехи в обучении счету,
чтению и письму, иностранным языкам и компьютерной грамотности.
Мало того, точно также
успешно осваивают они разделы, связанные с формированием социальных,
нравственных и духовных представлений. Действительно, в процессе формирования
каждого из компонентов воспитанности детей старшего дошкольного возраста,
преобладает положительная динамика, кроме, как показывают результаты наших
исследований, 2 случаев:
- отрицательная динамика (на 18,5%)
наблюдается в развитии содержательного компонента воспитанности детей старшей и
подготовительной к школе групп. При качественном анализе выясняется, что это
происходит за счет снижения следующих показателей: переживания положительного эмоционального отношения к
окружающему миру и уважения к историческому
прошлому родной страны.
- отсутствие динамики наблюдается в
развитии деятельного компонента, что связано со снижением таких показателей, как
реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в собственной
деятельности и, в
меньшей степени, бережного отношения к родной природе
и труду других людей.
Между тем, сформированность ценностей,
характерных для русской культуры, всегда проверялась именно на отношении
подрастающего поколения к своей семье, труду и своей родине, ее природе. Таким
образом, формирование основных векторов взаимоотношений детей с другими людьми,
рукотворным миром (как результатом человеческого труда) и природным миром в рамках искаженной системы координат
тоже оказывается нарушенным.
В итоге наши дети, по всем
статистическим данным, более умные и образованные, чем их сверстники еще 20 лет
назад, обладает и более низкой восприимчивостью (на
уровне 40%) к педагогическим воздействиям взрослых – членов своей семьи и
педагогов ДОУ - и отзывчивостью на данные воздействия. Таких среди современного
поколения – 40%.
У оставшихся 20% отмечается средний уровень (на
уровне 67%), у 30% - высокой (на
уровне 80%) восприимчивости и отзывчивости на педагогические воздействия
взрослых, готовности к принятию педагогической помощи. Последних особенно
отличает отношение к
труду, к обществу, другому человеку и самому себе на основе ценностей
традиционной культуры. При этом 66,6% педагогов свидетельствует, что дети имеют
свою точку зрения, могут ее отстаивать, но, не нарушая чувства собственного
достоинства людей, принадлежащих к другой нации, национальности или веры.
Результаты данной диагностики
наглядно свидетельствуют о том, что воспитанники детских садов, вошедшие в третью дифференцированную группу,
обладают большими возможностями для того, чтобы способствовать в дальнейшем
сохранению русской культуры, русского мира, действительно стать патриотами своей
Родины. Это не означает, что дети из первой дифференцированной группы в чем-то
хуже своих сверстников – они не оказались в таких условиях, где патриотические
качества являются востребованными в ходе организации педагогического
взаимодействия с ними, являются приоритетными для формирования семейной
культуры.
Так, если раньше, в традиционной
семейной культуре разные пространства семейного бытия - духовно-нравственное, социокультурное,
социальное и физическое – находились в единстве, то сегодня выделяется сразу
несколько типов семейных культур, которые резко отличаются по ценностям,
целям, смыслам, и направленности воспитания детей.
В чем же проявляется специфика их
влияния на детей? Чтобы выяснить это, мы
провели специальное исследование[2]
на базе ГОУ детского сада №10 г. Красногорска. Оно позволило выделить 3
наиболее типичные культуры семейного воспитания (по признаку признаваемых
приоритетов развития детей в этих семьях):
- культура здорового образа жизни,
физического развития и воспитания признана 12 семьями из 44 изучаемых семей, что
составляет 27,3% от общего числа;
- культура интеллектуального развития
и воспитания, которая наиболее распространена и признается 15 семьями
(34%);
- культура духовно-нравственного
развития детей на основе отечественной культуры воспитания была наименее
признана родителями и отмечена у 9 семей, что составило примерно
20%;
- часть семей, 8 (18%), не
придерживалась никаких определенных направлений и традиций в развитии и
воспитании своих детей в силу различных социально-психологических
причин.
Дальнейшее изучение
уровня развитости, воспитанности и обученности детей дошкольного возраста из
семей, признающих и проживающих в разных культурных традициях, выявило между
ними существенные различия.
Так, наилучшие
показатели физического развития были у 75% детей, воспитывающихся в семьях,
родители которых придерживаются культуры здорового образа жизни, а умение
работать с дидактическим материалом и более высокий уровень мышления
продемонстрировало 67% детей из семей, родители которых придают большое значение
именно их интеллектуальному развитию. Это естественно. Однако при этом наиболее
низкий показатель интеллектуального развития был выявлен именно у детей из семей
с приоритетом физического развития – у 50-58% обследованных. Точно так же
обстояла ситуация с уровнем физического развития у детей из семей,
придерживающихся традиций интеллектуального развития и
воспитания.
Однако
наиболее гармоничное развитие детей выявлено по показателям интеллектуального
развития (также 67%), физического развития (56%) у детей из семей с традиционной
культурой семейного воспитания. Отмеченные показатели равны или не намного ниже,
чем у детей, с которыми усиленно занимаются физическим или интеллектуальным
развитием. Но главное отличие детей из семей с традиционной культурой семейного
воспитания состоит в их опережающих показателях социального развития:
76% детей из этих семей показали высокий
уровень понимания социальных отношений. Аналогичные показатели семей с
приоритетом физического развития продемонстрировали только 50% детей из семей с
приоритетом физического развития, и немногим больше, 53% детей из семей с
приоритетом интеллектуального развития. Таким образом, разница более чем на 20%
и выше говорит о том, что дети, воспитывающиеся в семьях с приоритетом
духовно-нравственного воспитания, социально более адаптированы и в целом
развиваются более гармонично, чем их сверстники.
В чем же заключается
«секрет» традиционной культуры воспитания, которой придерживались семьи с
приоритетом духовно-нравственного развития и воспитания
детей?
В приоритете духовно-нравственных
ценностей, их использовании при построении традиционного семейного уклада,
запечатленного в материальной и духовной культуре дома, в системе
психологически выверенных взаимоотношений членов многопоколенной семьи, обрядов
и обычаев, которые в старину сопровождали человека от его рождения до кончины. В
приоритете духовно-нравственного бытия
над социокультурным, социальным и физическим с самого раннего этапа формирования
взаимоотношения человека с членами своей семьи, своего рода, со всем
миром. При этом оказалось, что чем выше уровень сформированности
отношенческого компонента у родителей, том выше он становится у педагогов,
работающих с их детьми. Эта разница в сформированности отношенческого компонента
особенно очевидна при сравнении соответствующих показателей у воспитателей
обычных детских садов и садов с приоритетом этнокультурного и
духовно-нравственного компонента воспитания. Она составляет 10% у педагогов и
20% - у родителей воспитанников. При этом выяснилось, что чем возрастание уровня
отношенческого компонента у родителей вызывает его увеличение у воспитателей
обычных детских садов примерно на 10%, а у педагогов детских садов с
приоритетами – именно на 20%!
Таким образом, отношенческий
компонент педагогической культуры родителей является одним из самых важных
условий сохранения ценностей и смыслов, характерных для традиционной культуры, и
лежащих в основе отечественной системы патриотического и духовно-нравственного
воспитания детей дошкольного возраста.
Второе условие – уровень
методической компетенции родителей и воспитателей в области приобщения детей к
традиционной культуре и патриотического воспитания. Разница между педагогами
составляет 18%, между родителями воспитанников – 31%. При этом оказалось, что
чем выше уровень методической компетенции воспитателей, тем он выше у родителей
детей дошкольного возраста. Обратных закономерностей не выявлено.
Таким образом, содружество
родителей и воспитателей выступает основным фактором сохранения русской
культуры, русского мира. При этом особенностью данного содружества является
одновременное и взаимосвязанное развитие каждого ребенка и всего детского
коллектива в целом, родителей и воспитателей как единого педагогического
сообщества.