Создание условий для повышения профессионального уровня педагогов в осуществлении воспитательной работы с родителями

 

А.В. Минина

Методист

ОМЦ ЮОУО ДО г. Москвы

 

В последние годы наука усилила свое внимание к семье как к объекту исследования. Теперь в развитии личности отмечен бесспорный приоритет семейного воспитания.

В законе РФ «Об образовании» в статье 18 говорится, что родители являются первыми педагогами, обязанными заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Но, исходя из практики, каждая семья воспитывает, используя свой личный опыт, имеющиеся знания, жизненные представления и т.д.

На сегодняшний день не существует специально организованной службы психолого-педагогического сопровождения семьи. Функция педагогического просвещения родителей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста на современном этапе возложена на дошкольные образовательные учреждения.

Несмотря на повышенное внимание и интерес науки к вопросам педагогического образования родителей, реальная практика организации взаимодействия  дошкольного образовательного учреждения и семьи не получила еще своего полного развития в современных условиях.

Изучение запросов и потребностей родителей показывает, что возрастают требования родителей к разнообразию образовательных услуг, оказываемых в ДОУ, родители заинтересованы в вариативных формах работы дошкольных учреждений. Однако вместе с этим наблюдается снижение интереса родителей к повышению собственной педагогической культуры, многие не ориентируются в возрастно-нормативных моделях развития современного дошкольника и не учитывают в собственной практике индивидуальные особенности развития своего ребенка. Причинами такого положения дел можно считать не только социально-педагогическую пассивность взрослых, но и недостаточно эффективную работу дошкольного образовательного учреждения по психолого-педагогическому образованию родителей.

Методистами ОМЦ  проведено анкетирование родителей детей раннего возраста:

На вопрос, из каких источников они получают педагогические знания, большинство ответили – из передач по радио, телевидению, Интернета, из педагогической литературы и из жизненного опыта, и всего 8% родителей получают педагогические знания от воспитателя.

Для улучшения воспитания ребенка в семье:

32% родителей считают необходимым введение в ДОУ консультативных пунктов для родителей;

64% - за регулярные встречи со специалистами ДОУ;

Только 4% из опрошенных родителей не нуждались в профессиональной помощи.

Анализ форм и методов работы с семьей в округе показывает, что в практике дошкольных учреждений используются самые различные варианты привлечения родителей к сотрудничеству: родительские клубы, школы молодой семьи, «Ясли с мамой», кружки совместной деятельности детей и родителей и т.д. В дошкольных учреждениях существуют телефоны доверия для родителей, выпускаются газеты, организуются встречи со специалистами (психологами, врачами, логопедами); проводятся беседы, консультации, семинары, круглые столы. Однако даже такое разнообразие форм не оправдывает себя в полной мере, не приносит желаемого результата в силу нескольких причин.

Во-первых, большинство из них носит формально-административный характер. В результате этого возникает только иллюзия общности, родители и педагоги на самом деле не расположены к доверительному сотрудничеству.

Во-вторых, в работе с семьями отсутствует какая-либо система, предполагающая программность, структурность содержания педагогического образования родителей, дифференцированный подход в работе с различными типами семей.

В-третьих, часто сами педагоги не готовы к осуществлению данного направления в своей профессиональной деятельности.

С целью изучения особенностей взаимодействия педагогов с родителями методистами ОМЦ проводился опрос старших воспитателей:

100% старших воспитателей считают работу с родителями необходимой;

47%  испытывают трудности в организации общения с семьями воспитанников;

40% из опрошенных старших воспитателей ДОУ причину этих трудностей видят в недостатке педагогических знаний, неумении вступать в диалог, излишней застенчивости;

60% ссылаются на непонимание родителями своей роли и недостаток времени;

95% старших воспитателей считают, что необходима специальная подготовка воспитателя к работе с родителями, так как у многих воспитателей выявились проблемы в общении с родителями: неумение отобрать нужные формы и содержание работы с разными категориями семей, обладание низким коммуникативным уровнем, отсутствие культуры общения.

Несомненно, все это тормозит развитие отношений ДОУ с семьями воспитанников. В итоге наблюдается отчуждение родителей от дошкольного образовательного учреждения. Семья и детский сад воспитывают детей параллельно, хотя наиболее важно взаимопроникновение этих двух социальных институтов, и именно детский сад должен выступать с инициативой взаимодействия с семьей в интересах развития личности ребенка.

Все вышесказанное говорит о необходимости создания системного подхода, программной формы организации и управления работой ДОУ по психолого-медико-педагогическому сопровождению и поддержке семьи.

Таким образом,  одной из важных задач в работе ДОУ стоит создание целостной программы по взаимодействию с родителями, основными направлениями которой должны быть:

1.                                         Организация психолого-медико-педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания и развития детей раннего и дошкольного  возраста, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

2.                                          Развитие профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями.

3.                                         Становление  дошкольного учреждения как открытой системы.

Но, прежде всего, на мой взгляд, педагогам ДОУ необходимо пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с родителями к желанию сотрудничать на блага ребенка, отказаться от традиционной роли воспитателя в пользу партнерской.

  Использование различных нетрадиционных форм взаимодействия с родителями не принесет желаемых результатов без желания придерживаться ценностей, связанных с уважительным отношением к семьям, с необходимостью прислушиваться к родителям, учиться у них способам взаимодействия с ребенком, сотрудничать с ними.

 

 

 

 

Список литературы

1.     Арнаутова  Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.

2.     Арнаутова  Е.П. Педагог и семья. – М., 2001.

3.     Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М., 2005.

4.     Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа  ДОУ с семьей. – М., 2005.

5.     Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.,2005.

6.     Свирская Лидия Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ. – М., 2007.