Новый уровень взаимодействия с семьей

В.М.Синебрюхова

старший воспитатель

ГОУ г. Москвы Прогимназия №1762

        Стабильность, наметившаяся в нашем государстве, а так же, внимание к семье на всех уровнях власти, актуализировали проблему взаимодействия с родителями.

        Особенно, в год семьи, педагоги ГОУ придумывают все новые и новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей — тематические собрания, буклеты, консультации. Но не все родители откликаются на них. Можно предположить, что не у всех родителей есть насущная потребность, хотя чаще можно услышать, о нехватке времени.

        Педагоги идут к родителям с готовыми знаниями, но дают их парциально: из психологии, из методик оздоровления, из частной практики обучения. Родители выбирают из этого только то, что созвучно их потребностям, или вообще не приходят за этими знаниями.

        В этом случае надо понимать:

        интересен родителям сам ребенок

        то, что происходило с ним в течении дня

        проявление позитивных сторон ребенком

        достижения и трудности дня ребенка

        внимательный, заинтересованный человек, находившийся рядом с их ребенком.

        Ради этого родители ищут информацию о дошкольных учреждениях, слушают отклики знакомых и незнакомых людей (на форуме в Интернете). Для них недостаточно знать названия программ, методик. Гораздо важнее — реализовать желание видеть индивидуальный подход к своему ребенку, персональное внимание к его нуждам.

 Что же нужно предпринимать педагогу, чтобы соответствовать этим ожиданиям?  Многое:

ü    Желание работать педагогом

ü    Любить свою работу

ü    Искренне любить детей и принимать их такими, какие они есть

ü    Уметь видеть жизнь каждого ребенка во всем многообразии

ü    Уметь выделять существенное и позитивное в поведении ребенка

ü    Понимать причины поступков

ü    Желание донести информацию до родителей

ü    Уметь объяснить родителям мотивы поведения ребенка.

        Понимая трудности педагогических будней, воспитателю необходимо иметь высокую квалификацию, чтобы строить взаимодействие с родителями на новом уровне, так как необходимо   поддержать в родителях нового поколения убежденность в значимости собственной личности. В связи с этим хотелось бы отметить, как педагог- дошкольник с 20-летним стажем, убеждена, что воспитатель – профессия по призванию, как  и учитель, врач и другие. В профессию, связанные с душами людей, должны идти обязательно   талантливые люди. Для того чтобы исключить случайных людей в профессии, необходимо:

ü    Поднять престиж профессии

ü    Прировнять продолжительность рабочего времени  и времени отпуска воспитателя к труду учителя

ü    Увеличить ставки педагогов-психологов в ГОУ и ДОУ, для психологического сопровождения  педагогов, детей и родителей

ü    Готовить специалистов нового образца, таких как воспитателей- предметников (положительные примеры – экологи, педагоги изо, др.)

ü    Перестраивать воспитательно-образовательный процесс. Многие сталкиваются с задачей: во вторую половину дня отдавая детей родителям, либо плодотворно общаться с ними, либо организовывать деятельность с детьми. Хорошо бы было, если во вторую половину дня группу вместе с воспитателем вел психолог-консультант, который квалифицированно  делился информацией с родителями о РЕБЕНКЕ, его действиях и деятельности ,о его состоянии и поступках, а не о потребностях ГОУ, не о программах, и не о методиках обучения.

Возможные модели поведения:

ü    Спрашиваем и слушаем родителей больше, чем указываем или даем советы

ü    Ежедневно сообщаем родителям о прогрессе, достижении в развитии их  ребенка

ü    Используем индивидуальные формы направления информации  и получения сведений от них

ü    Соразмеряем запросы родителей, их ожидания, с нашими возможностями

ü    Своевременно реагируем на предложения, идеи и просьбы родителей

ü    Разрешаем проблемы во время совместного с семьями принятия решений, касающихся их детей 

ü    Помогаем членам семей обобщить то, что они хотят для своих детей и для себя

ü    Принимаем ценности семей

ü    Предоставляем всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности

ü    Привлекаем родителей к обучению детей ,используя при этом такие формы, которые позволят им чувствовать себя легко и комфортно.

       Формы  нового уровня взаимодействия с семьей:

v   Информационные письма и письма благодарности (расположенные в вестибюлях, групповых помещениях, на стендах нового поколения)

v   Справочники для родителей данного учреждения

v   Проведение SS-анализа (выявление важности, удовлетворенности, анализа семейных ценностей), но не путем анкетирования, а путем проведения деловых игр на родительских собраниях

v   Ведение листов ежемесячного отчета развития ребенка (в Прогимназии №1762 используется «Тетрадь успешности»)

v   Оформление шпаргалок для родителей в виде буклетов

v   Вовлечение родителей в жизнь группы на уровне партнерских отношений

v   Организация позитивно-деловых собраний

v   Мотивация для создания родителями  Некоммерческого партнерства.