Новый уровень взаимодействия с семьей
В.М.Синебрюхова
старший воспитатель
ГОУ г. Москвы Прогимназия №1762
Стабильность, наметившаяся в нашем государстве, а так же, внимание к семье на всех уровнях власти, актуализировали проблему взаимодействия с родителями.
Особенно, в год семьи, педагоги ГОУ придумывают все новые и новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей — тематические собрания, буклеты, консультации. Но не все родители откликаются на них. Можно предположить, что не у всех родителей есть насущная потребность, хотя чаще можно услышать, о нехватке времени.
Педагоги идут к родителям с готовыми знаниями, но дают их парциально: из психологии, из методик оздоровления, из частной практики обучения. Родители выбирают из этого только то, что созвучно их потребностям, или вообще не приходят за этими знаниями.
В этом случае надо понимать:
● интересен родителям сам ребенок
● то, что происходило с ним в течении дня
● проявление позитивных сторон ребенком
● достижения и трудности дня ребенка
● внимательный, заинтересованный человек, находившийся рядом с их ребенком.
Ради этого родители ищут информацию о дошкольных учреждениях, слушают отклики знакомых и незнакомых людей (на форуме в Интернете). Для них недостаточно знать названия программ, методик. Гораздо важнее — реализовать желание видеть индивидуальный подход к своему ребенку, персональное внимание к его нуждам.
Что же нужно предпринимать педагогу, чтобы соответствовать этим ожиданиям? Многое:
ü Желание работать педагогом
ü Любить свою работу
ü Искренне любить детей и принимать их такими, какие они есть
ü Уметь видеть жизнь каждого ребенка во всем многообразии
ü Уметь выделять существенное и позитивное в поведении ребенка
ü Понимать причины поступков
ü Желание донести информацию до родителей
ü Уметь объяснить родителям мотивы поведения ребенка.
Понимая трудности педагогических будней, воспитателю необходимо иметь высокую квалификацию, чтобы строить взаимодействие с родителями на новом уровне, так как необходимо поддержать в родителях нового поколения убежденность в значимости собственной личности. В связи с этим хотелось бы отметить, как педагог- дошкольник с 20-летним стажем, убеждена, что воспитатель – профессия по призванию, как и учитель, врач и другие. В профессию, связанные с душами людей, должны идти обязательно талантливые люди. Для того чтобы исключить случайных людей в профессии, необходимо:
ü Поднять престиж профессии
ü Прировнять продолжительность рабочего времени и времени отпуска воспитателя к труду учителя
ü Увеличить ставки педагогов-психологов в ГОУ и ДОУ, для психологического сопровождения педагогов, детей и родителей
ü Готовить специалистов нового образца, таких как воспитателей- предметников (положительные примеры – экологи, педагоги изо, др.)
ü Перестраивать воспитательно-образовательный процесс. Многие сталкиваются с задачей: во вторую половину дня отдавая детей родителям, либо плодотворно общаться с ними, либо организовывать деятельность с детьми. Хорошо бы было, если во вторую половину дня группу вместе с воспитателем вел психолог-консультант, который квалифицированно делился информацией с родителями о РЕБЕНКЕ, его действиях и деятельности ,о его состоянии и поступках, а не о потребностях ГОУ, не о программах, и не о методиках обучения.
Возможные модели поведения:
ü Спрашиваем и слушаем родителей больше, чем указываем или даем советы
ü Ежедневно сообщаем родителям о прогрессе, достижении в развитии их ребенка
ü Используем индивидуальные формы направления информации и получения сведений от них
ü Соразмеряем запросы родителей, их ожидания, с нашими возможностями
ü Своевременно реагируем на предложения, идеи и просьбы родителей
ü Разрешаем проблемы во время совместного с семьями принятия решений, касающихся их детей
ü Помогаем членам семей обобщить то, что они хотят для своих детей и для себя
ü Принимаем ценности семей
ü Предоставляем всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности
ü Привлекаем родителей к обучению детей ,используя при этом такие формы, которые позволят им чувствовать себя легко и комфортно.
Формы нового уровня взаимодействия с семьей:
v Информационные письма и письма благодарности (расположенные в вестибюлях, групповых помещениях, на стендах нового поколения)
v Справочники для родителей данного учреждения
v Проведение SS-анализа (выявление важности, удовлетворенности, анализа семейных ценностей), но не путем анкетирования, а путем проведения деловых игр на родительских собраниях
v Ведение листов ежемесячного отчета развития ребенка (в Прогимназии №1762 используется «Тетрадь успешности»)
v Оформление шпаргалок для родителей в виде буклетов
v Вовлечение родителей в жизнь группы на уровне партнерских отношений
v Организация позитивно-деловых собраний
v Мотивация для создания родителями Некоммерческого партнерства.