Пути повышения педагогической компетентности современной семьи в  ДОУ

                                                                                                                             

                                                                                                                              Зайчикова А.И.

                        Студентка факультета педагогики и методики дошкольного образования      

                                                                                                                МГПИ, Москва, Россия

         

          Анализ современных научных подходов к определению сущности понятия «компетентное роди­тельство» позволяет говорить о нем как о многомер­ном и многогранном феномене, обусловленном самы­ми разными факторами культурно-исторического, культурно-ценностного, социально-экономического, этнического, религиозного, духовного, психологичес­кого, биографического и прочего происхождения.

          Деятельность педагогиче­ского коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме.  Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция — обучать родителей самостоятельно­му решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в сис­теме «воспитатель — родитель», требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.

            Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями. Воспитатели детских садов, психологи и социальные педагоги, повышая педагогическую компетентность семьи, постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить разностороннее гармоничное развитие личности. Оказанию необходимой помощи семье в выполнении воспитательных функций и было посвящено  исследование, проведенное в ФГОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 1461» города Москвы на тему «Пути повышения компетентности современной семьи в ДОУ».

          В.П.Дуброва, О.Л.Зверева и другие современные педагоги определяют педагогическую компетентность родителей как способность понять потребности детей и создать возможности удовлетворять их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка. Педагогическая компетентность родителей на входе эксперимента оценивалась нами по следующим критериям:

       Цель исследования состояла в повышении педагогической компетентности современной семьи.  

        На  констатирующем этапе эксперимента выявлялись потребности родителей  в педагогических знаниях и определялась их педагогическую компетентность. Выделенные критерии (осознание ответственности за воспитание,  знания о развитии, воспитании и обучении детей,  практические умения по организации жизнедеятельности ребенка) и показатели позволили определить уровень педагогической компетентности родителей. Результаты распределились следующим образом: только 25% родителей обладали высоким уровнем педагогической компетентности, 50% - имели средний уровень, и 25% родителей находились на низком уровне педагогической компетентности.

          Одновременно с анкетированием  проводился опрос родителей для выявления их запросов и ожиданий, с использованием анкеты  А. В. Козловой и Р. П. Дешеулиной. Пожелания родителей относительно результатов их совместной с воспитателями и специалистами деятельности выглядит следующим образом (содержание ответов в %):

           ● 1 – научиться у персонала терпению, пониманию – 75%;

           ● 2 – научиться правильному воспитанию детей – 25%;

           ● 3 – научиться методикам обучения – 12,5%;

           ● 4 – готовность выполнять советы педагогов – 18,8%;

           ● 5 – научиться определять способности детей – 12,5%.

На основе данных констатирующего эксперимента был разработан и апробирован семинар-практикум для родителей по оптимизации детско-родительских отношений, с использованием элементов сказкотерапии и игротерапии. Его целью было формирование педагогической компетентности родителей по социально-нравственному воспитанию детей и гармонизация детско-родительских отношений. 

Семинар-практикум состоял из шести занятий,  в трех из них  участвовали родители вместе с детьми. Каждое занятие имело свои целевые установки. Программой семинара-практикума предусматривались различные формы работы: консультации, беседы, дискуссии, игровые упражнения, деловые и ролевые игры, практические  занятия, анализ педагогических ситуаций и др.

 

 Программа семинара-практикума
«Гармонизация детско-родительских отношений»

№п/п

Название занятия

Методы активизации родителей

1

«Каким мы хотим видеть своего ребёнка» (родители)

 - проблемные вопросы;

 - аудиовизуальный метод;

 - презентация

2

«Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребёнка» (родители)

 - игровой метод

3

«Там водятся волшебники»

(родители)

  - наглядный метод;

  - метод дискуссии;

  - аудиовизуальный метод

4

«Генеалогическое древо, как история семьи» (родители и дети)

  -презентация

5

«Давайте говорить друг другу комплименты» (родители и дети)

  - игровой метод

6

«Вместе с мамой» (родители и дети)

  - продуктивная деятельность;

  - игровые упражнения.

 

В заключение опытно-экспериментальной работы был проведен контрольный этап эксперимента, целью которого было проследить динамику сформированности педагогической компетентности  родителей.  Обработка данных выявила позитивные изменения общего уровня педагогической компетентности родителей: высокий уровень достиг 37,5 %; средний уровень претерпел количественные и качественные изменения, его показатель составил 62,5 %; низкий уровень отсутствует.

          Таким образом, на экспериментальном уровне было доказано, что успешной       работе дошкольного образовательного учреждения по повышению педагогической компетентности родителей способствует постоянный учет потребностей родителей в педагогических знаниях, учет трудностей в воспитании и установлении обратной связи, введение активных форм работы детского сада с семьей и включение родителей в повседневный педагогический процесс.

Список литературы

  1. Данилина, Т. А.  Взаимодействие ДОУ с семьёй в микро- и макроструктуре: дис. канд. пед. наук 13.00.01. – М., 2003. – 212 с. 
  2. Дуброва, В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: учебное пособие. – Минск, 1977. – 74 с.

      3.     Зверева, О. Л. Влияние дошкольного учреждения на повышение педагогической              культуры молодой семьи: автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 1987. – 23 с.