Пути повышения педагогической компетентности современной семьи в ДОУ
Зайчикова А.И.
Студентка факультета педагогики и методики дошкольного образования
МГПИ, Москва, Россия
Анализ современных научных подходов к определению сущности понятия «компетентное родительство» позволяет говорить о нем как о многомерном и многогранном феномене, обусловленном самыми разными факторами культурно-исторического, культурно-ценностного, социально-экономического, этнического, религиозного, духовного, психологического, биографического и прочего происхождения.
Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция — обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель — родитель», требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.
Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями. Воспитатели детских садов, психологи и социальные педагоги, повышая педагогическую компетентность семьи, постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить разностороннее гармоничное развитие личности. Оказанию необходимой помощи семье в выполнении воспитательных функций и было посвящено исследование, проведенное в ФГОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 1461» города Москвы на тему «Пути повышения компетентности современной семьи в ДОУ».
В.П.Дуброва, О.Л.Зверева и другие современные педагоги определяют педагогическую компетентность родителей как способность понять потребности детей и создать возможности удовлетворять их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка. Педагогическая компетентность родителей на входе эксперимента оценивалась нами по следующим критериям:
Цель исследования состояла в повышении педагогической компетентности современной семьи.
На констатирующем этапе эксперимента выявлялись потребности родителей в педагогических знаниях и определялась их педагогическую компетентность. Выделенные критерии (осознание ответственности за воспитание, знания о развитии, воспитании и обучении детей, практические умения по организации жизнедеятельности ребенка) и показатели позволили определить уровень педагогической компетентности родителей. Результаты распределились следующим образом: только 25% родителей обладали высоким уровнем педагогической компетентности, 50% - имели средний уровень, и 25% родителей находились на низком уровне педагогической компетентности.
Одновременно с анкетированием проводился опрос родителей для выявления их запросов и ожиданий, с использованием анкеты А. В. Козловой и Р. П. Дешеулиной. Пожелания родителей относительно результатов их совместной с воспитателями и специалистами деятельности выглядит следующим образом (содержание ответов в %):
● 1 – научиться у персонала терпению, пониманию – 75%;
● 2 – научиться правильному воспитанию детей – 25%;
● 3 – научиться методикам обучения – 12,5%;
● 4 – готовность выполнять советы педагогов – 18,8%;
● 5 – научиться определять способности детей – 12,5%.
На основе данных констатирующего эксперимента был разработан и апробирован семинар-практикум для родителей по оптимизации детско-родительских отношений, с использованием элементов сказкотерапии и игротерапии. Его целью было формирование педагогической компетентности родителей по социально-нравственному воспитанию детей и гармонизация детско-родительских отношений.
Семинар-практикум состоял из шести занятий, в трех из них участвовали родители вместе с детьми. Каждое занятие имело свои целевые установки. Программой семинара-практикума предусматривались различные формы работы: консультации, беседы, дискуссии, игровые упражнения, деловые и ролевые игры, практические занятия, анализ педагогических ситуаций и др.
Программа
семинара-практикума
«Гармонизация детско-родительских отношений»
№п/п |
Название занятия |
Методы активизации родителей |
1 |
«Каким мы хотим видеть своего ребёнка» (родители) |
- проблемные вопросы; - аудиовизуальный метод; - презентация |
2 |
«Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребёнка» (родители) |
- игровой метод |
3 |
«Там водятся волшебники» (родители) |
- наглядный метод; - метод дискуссии; - аудиовизуальный метод |
4 |
«Генеалогическое древо, как история семьи» (родители и дети) |
-презентация |
5 |
«Давайте говорить друг другу комплименты» (родители и дети) |
- игровой метод |
6 |
«Вместе с мамой» (родители и дети) |
- продуктивная деятельность; - игровые упражнения. |
В заключение опытно-экспериментальной работы был проведен контрольный этап эксперимента, целью которого было проследить динамику сформированности педагогической компетентности родителей. Обработка данных выявила позитивные изменения общего уровня педагогической компетентности родителей: высокий уровень достиг 37,5 %; средний уровень претерпел количественные и качественные изменения, его показатель составил 62,5 %; низкий уровень отсутствует.
Таким образом, на экспериментальном уровне было доказано, что успешной работе дошкольного образовательного учреждения по повышению педагогической компетентности родителей способствует постоянный учет потребностей родителей в педагогических знаниях, учет трудностей в воспитании и установлении обратной связи, введение активных форм работы детского сада с семьей и включение родителей в повседневный педагогический процесс.
Список литературы
3. Зверева, О. Л. Влияние дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры молодой семьи: автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 1987. – 23 с.