Сотрудничество с родителями в ходе коррекционной работы в условиях группы кратковременного пребывания.

Фомина А.А, Колобаева Е.Ю.

педагог – психолог, учитель – дефектолог

ГОУ д/с № 2399, Москва, Россия

В ГОУ детский сад № 2399 СВОУО г. Москвы функционирует городская экспериментальная  площадка. Тема экспериментальной деятельности «Управление развитием службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям со сложной структурой дефекта». Научный руководитель: Доскин Валерий Анатольевич – доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки, профессор, заведующий кафедрой поликлинической педиатрии Российской медицинской академии последипломного образования МЗ РФ.

  В рамках эксперимента в детском саду организованна группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» для детей со сложной структурой дефекта и их родителей. Одной из основных задач поставленных перед специалистами стала задача разработка системы взаимодействия с семьей воспитывающей ребенка с особыми образовательными нуждами. Свою работу с родителями мы строим по следующим направлениям:

-                     повышение уровня родительской компетентности;

-                     психолого-педагогическая подготовка сопровождающего взрослого для ребенка с особыми образовательными нуждами;

-                     разработка индивидуальных рекомендаций по созданию развивающей среды дома для «особого» ребенка.

         Педагог-психолог и дефектолог разрабатывают и внедряют  систему совместных коррекционно-воспитательных занятий: (дети – специалисты – родители) с целью обеспечить каждому ребенку адекватные для него темп движений и способы усвоения навыков, знаний, организация способов общения.

При составлении  занятий были  собраны и систематизированы упражнения и игры, использованы литературные источники по дошкольному воспитанию детей с ограниченными возможностями,

Мы считаем, что к коррекционно-развивающему процессу воспитания детей с отклонениями в развитии должны быть подключены не только врачи, педагоги, массажисты, но и в первую очередь родители - семья.

    По средствам данных занятий можно в значительной степени корректировать некоторые нарушения развития,  которые имеются у детей,  при условии, что специалисты и родители объединяют свои усилия, веру и терпение, опираясь на метод, основанный на активном развитии сохранных функций.

Занятия в группе «Особый ребенок» мы рассматриваем как создание первичное базы для социальной адаптации ребенка, которая включает в себя развитие способности активного приспособления к социальным условиям. Эта способность формируется по мере ознакомления с окружающим, развития умения объективно оценивать обстановку и приводить свое поведение в соответствие с условиями окружающей среды. Наша задача сформировать у детей с особыми нуждами набор алгоритмов поведения в разных ситуациях, а также умения выбирать наиболее оптимальный вариант поведения. Эта задача успешно решается в процессе коллективных занятий с детьми  и сопровождающими взрослыми. В ходе таких занятий мы используем элементы сказкотерапии, арттерапии, песочной терапии, музыкотерапии.

Коллективные занятия с «особыми» детьми помогают в формировании гуманных чувств, снятию цикла замкнутости, одиночества, эмоционального напряжения не только детей, но и  родителей.

Особое место в работе группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» уделяется подготовке сопровождающего  взрослого, так как важнейшим фактором успешного развития ребенка с особыми нуждами является игра  совместно с взрослым, таким образом, его деятельность направляется в нужное русло естественным образом. Важно убедить родителей в том, что взрослый должен проявлять инициативу в игре с ребенком как можно чаще. Взрослый пробуждает в ребенке желание, с его помощью ребенок достигает цели, за счет чего активность ребенка повышается, внимание усиливается, ребенок становится счастливее и все больше стремится к сотрудничеству со взрослым, а в дальнейшем и со сверстниками.

Посещая занятия в группе «Особый ребенок» родители учатся создавать условия для развития детей, с особыми нуждами в домашних условиях  учитывая индивидуальный особенности отклонений в развитии ребенка. Это является основной задачей родителей, так же как и повышение активности ребенка, и развитие у него самостоятельности. Обучение происходит не только на занятиях, но и в быту во время проведения режимных моментов  (одевание, умывание, еда, уборка). Родителям важно помнить при организации развивающих занятий с особыми детьми, что неограниченное количество опыта, приобретенного при зрительном, тактильном и слуховом восприятии,  является обязательной основой для умственного развития ребенка. Но невозможно приобрести такой опыт без развития мелкой моторики кисти рук. Педагоги объясняют родителям, что процесс обучения организованный родителем не должен проходить механически, а должен сообразовываться с желаниями ребенка, удовлетворять его потребности, побуждать интересы, развивать их далее и повышать его способность к общению (сотрудничеству). Необходимо стремится к тому, что бы ребенок испытывал удовольствие от достигнутых результатов. Главным в этом процессе является не только то, что родители помогают ему, но и то, что ребенок сам помогает взрослым. Которые ждут эту помощь и показывают, как они счастливы, когда получают ее. Таков путь к самостоятельности и самосознанию. Не надо тормозить деятельность ребенка, а напротив необходимо всегда и всячески поощрять его и направлять энергию в нужное русло. Родитель тоже получает удовольствие от достигнутого, что повышает уверенность в себе и мотивацию, а это необходимо для продолжения работы.

 

Литература.

1.                Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. СПб., 2003г.

2.                Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. , Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. СПб., 2001г.

3.                Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. М., 2007г.

4.                Акош К., Акош М. Помощь детям с церебральным параличом – Кондуктивная педагогика. М., 1994г.

5.                Закрепина А.В. Трудный ребенок. М., 2007г.

6.                Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста \ под ред. Серябряковой Н.В. СПб., 2005г.

7.                Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией. СПб., 2006г.