Функционирование дошкольного образовательного учреждения

как открытой системы

Зав. ГОУ ЦРР-детским садом №2321 г. Москвы,

Гавриченко Г.И.

К.п.н., доцент МГПИ, Микляева Н.В.

     По словам социального педагога О.В. Гетман, «открытость образовательного учреждения в процессе налаживания сотрудничества с родителями по проблеме духовно-нравственного и патриотического воспитания должна стать открытостью «внутрь» и открытостью «наружу».

     Открытость «внутрь» предполагает создание таких условий, чтобы у всех участников воспитательно-образовательного или учебно-воспитательного процесса (детей, педагогов, родителей) возникала личная готовность открыть себя в какой-то деятельности, поделиться радостью, неприятностью. Необходимо вводить ребенка в мир своих переживаний. Это поможет ему стать более внимательным, добрым, умеющим понимать эмоциональное состояние другого человека, вызовет желание помочь ему морально и физически, сформирует устойчивую патриотическую и духовно-нравственную направленность личности и соответствующую позицию.

     Открытость детского сада «наружу», то есть готовность дошкольного учреждения сотрудничать как с родителями детей, их дедушками и бабушками, так и замечательными людьми района, ветеранами войны и труда, с расположенными в микрорайоне другими социальными институтами (музей, Совет Ветеранов, воинская часть, школы, библиотека и т.д.) также дает свои положительные результаты.

     «В нашем Центре развития ребенка», - продолжает О.В. Гетман, -  «сложилась традиция встреч детей с моряками-связистами и их командиром, майором Р.Н. Поляницей в День Защитника Отечества. Дети, воспитатели и  родители готовят в этот день концерт, собирают посылки в воинскую часть (в них и детские рисунки, и сладости, и вязаные вещи и т.п.), а гости «посвящают» в матросы своих юных друзей, играют с ними, поют под гитару. А в будни приходят поиграть  с детьми на прогулке, помочь наполнить песочницы песком, расчистить снег на территории детского сада, сделать скульптуры из снега, покатать детей на санках.    

     Не забыты и ветераны. Они - всегда желанные гости в нашем дошкольном учреждении. Мы иногда не только приглашаем их в гости, но и сами приходит к ним, например, чтобы поздравить с юбилеем. Так, в прошлом году, весной, поздравляли с 90-летием И.А. Бурлакова – самого частого гостя детского сада, от которого трудно увести детей, потому что он прекрасно знает их психологию и с интересом может выслушать каждого ребенка. Именно от него исходила в этом году инициатива показать детям музей Боевой Славы «Никто не забыт, ничто не забыто» при школе № 1025. После получения очередной награды в честь 60-летия Великой Победы в этом самом музее, ветеран сказал: «Надо и моих дошколят сюда привести. Им будет интересно». Потом Иван Алексеевич любезно согласился сопровождать детей в музей, помог сориентироваться в музее и дополнил экскурсоводов, которыми были школьники выпускного класса.

     От каждой такой встречи у детей и взрослых должны оставаться светлые и добрые воспоминания. И ветеранам, и морякам-связистам, и солдатам дарим фотографии, где запечатлено их общение с детьми. Фотографии оплачивают родители, которые сами не имеют возможности присутствовать на этих мероприятиях, а интерес к жизни детей в дошкольном учреждении у них есть. Делаем стенгазеты и дарим их друг другу – дети – военным и ветеранам, они – нашим воспитанникам».

     При этом у детей остаются не только добрые воспоминания – они учатся быть благодарными людям за тот мир, который они дарят им, учатся быть похожими на них, искать достойные образцы для подражания, не бояться будущего и уметь нести за него ответственность. Ведь современная жизнь взрослых в меняющемся мире стала более сложной и трудной, она наполнилась страхом за здоровье и жизнь детей, и это они не могут не чувствовать, тоже привыкая бояться за себя и за других.

     Как воспитатели, учителя и родители могут помочь детям сначала понять, а затем и принять ценности ненасилия, мира, толерантности, как научить их противостоять войне, терроризму, насилию во всех его проявлениях? На этот непростой вопрос педагоги Центра развития ребенка – детского сада № 2321 дают простые ответы:

     «Мы стараемся дать возможность детям самим принять решение и совершить, пусть маленький, но настоящий поступок. Поступок, достойный маленького патриота. Как? Например, так.

       В прошлом году весь мир  праздновал 60-летие Великой Победы. Мне захотелось записать высказывания детей о войне, а заведующая нашим Центром развития ребенка Г.И. Гавриченко показала альбом с этими высказываниями Анжеле Васильевне Раевской, директору Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства ВАО города Москвы, которая собирала материал для книги «Это страшное слово «война»». Автор заинтересовалась. Так, наши воспитанники стали соавторами Раевской. В этой книге были также напечатаны рисунки детей нашего детского сада, с которыми занимается руководитель художественной изостудии Г.Н. Ляшевич.

     Презентация книги А.В. Раевской «Это страшное слово «война»» проходила в музыкальном зале нашего детского сада. На нее дети были приглашены с родителями. Нарядные, очень серьезные и счастливые, сидели они за празднично накрытыми столами (постарались родители!), и слушали выступающих. Затем сами показали небольшой концерт (патриотического содержания) для гостей. Каждый ребенок получил книгу из рук автора с автографом и пожеланием (лично для него!), а также карандаши, фломастеры и краски в подарок. Разве это не счастье?!          

     Потом было вручение автору книги и гостям подарков: голубей мира (поделки «Оригами»), сделанных под руководством педагога дополнительного образования  О.В. Лучицкой, открыток, которые дети подготовили вместе с воспитателем Е.Ю. Варакиной, рисунков, на которых они изобразили свое представление о войне, картины с элементами пластилинографии, которую в изостудии сделали вместе с ее руководителем Г.Н. Ляшевич».

   После проведения таких акций дети действительно меняются. В связи с этим вспоминаются следующие слова Г. Бакланова: «Патриотизм - это не доблесть и не профессия, это естественное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу, ко всему тому, что впитано с молоком матери. Это очень интимное чувство. Об этом не кричат. За всю войну я ни разу не слышал на фронте, чтобы кто-то о себе сказал: «Я - патриот». Он делал то дело, которое должен делать человек, когда его Родине грозит или началось иностранное нашествие. Так же и в мирное время: патриотизм выражается в делах, а не в самовозвеличивании». Дети, видимо, интуитивно это чувствуют.

Они по-другому проводят  анализ предложенных проблемных ситуаций («закончи рассказ»), в том числе, ситуаций выбора линии патриотического и непатриотического поведения в соответствии со своими личными мотивами. По-другому реагируют на включение в специально созданную проблемную ситуацию и предложение выбора ребенком линии поведения с последующей ее мотивацией, в том числе, на основе формулирования своего отношения к малой и большой родине. Линия патриотического поведения уже не заменяется на выбор линии социально приемлемого поведения, оптимального для окружающих и наиболее удобного, выгодного для ребенка. Происходит становление патриотических убеждений и собственной позиции, а это – одна из самых сложных задач патриотического воспитания.