О влиянии   качеств личности социального педагога на эффективность взаимодействия с родителями

Аспирант МГПИ, С.И. Гаврилюк

       Социальный педагог – это новый тип педагога. Он признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь собственное мнение, анализирует процесс формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей. Важным  во всем этом процессе является творчество педагога в общении, требуется проявлять педагогический такт и мастерство, сознательно дозировать  воздействие, иначе возможно давление, а это мешает общению, и дальнейшему сближению. Культура   педагогического общения предполагает в свою очередь необходимость работать над собой, своим умение вести разговор, способность знать, что, где, когда сказать, помнить о собственном достоинстве и достоинстве партнера по общению, понимать настроение, чувства и переживания окружающих детей и их окружения прежде, чем применить к ним той или иной метод воздействия.

       Чем лучше  социальный педагог знает особенности детей и родителей, их поведение и решительность, тем легче и эффективней он сможет работать с ними. Важно учитывать тип семьи и стиль воспитания в ней, отталкиваясь от этого, социальный педагог может вместе с кодексом качеств и умений влиться в работу и преодолеть все трудности и проблемы.

       Таким образом, проблема влияния личности педагога, его качеств на эффективность общения с детьми и их родителями, с детским и взрослым коллективом является одной из самых актуальных для обеспечения эффективности социально-педагогической помощи.

Между тем, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема влияния качеств личности социального педагога на взаимодействие с родителями не нова, ее методологические основы разрабатывали Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Н.В. Кузьмина, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, В.С.Мухина, В.А. Сластенин, Д.Б. Эльконин и другие выдающиеся отечественные психологи и педагоги. Так, основными из профессионально важных качеств исследователи называют профессиональную направленность и профессиональное самосознание, профессиональное творческое мышление.

 К индивидуальным особенностям личности, оказывающим положитель­ное влияние на  эффективность взаимодействия с родителями учащихся относятся: личное обаяние, доброжелательность, чуткость, внимательное отношение к окружающим, находчивость, уравновешенность и самообладание. 

В ряде исследований выделяют важность таких качеств как эмпатийная лабильность, коммуникативная толерантность, ценностная орентация социального педагога.

На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были определены следующие качества личности социального педагога, которые влияют на эффективность его взаимодействия с родителями: эмпатия, коммуникативная толерантность, коммуникаторские и организаторские способности, ценностные ориентации. 

     Дальнейшая опытно-экспериментальная работа по изучению влияния личности социального педагога на взаимодействие с родителями, проводилась на базе  ГОУ СШО № 1276 ЦАО с углубленным изучением английского языка, в ней участвовали родители (56 человек) двух 10 классов и два социальных педагога.

     Опытно-экспериментальная работа включила:

 - изучение личностных качеств социального педагога (первый блок – уровень коммуникативной компетенции; второй блок - эмпатийная лабильность; третий блок - ценностные ориентации).

- выявление влияния качеств личности социального педагога и эффективности взаимодействия с родителями учащихся (комплексное анкетирование родителей учащихся).

Для диагностики особенностей личности  социальных педагогов были применены стандартизированный опросник  КОС-2, и методика  диагностики ценностных ориентаций  (С.С.Бубнов), коммуникативной толерантности (В.В.Бойко), исследование эмпатийных тенденций (Э.М.Юсупов).

Для диагностики влияния качеств личности социального педагога на эффективность его взаимодействия с родителями были использованы анкеты профессиональной заинтересованности.

 Результаты диагностики показали следующее:

1 блок личностных качеств социального педагога – уровень коммуникативной компетенции: результат анализа показал, что  запрос родителей отчасти не совпадает с данными эмпирического исследования, требуется повышение уровня коммуникативной и организаторской культуры.

2 блок - эмпатийная лабильность и гибкость на данном этапе оценивается средним уровенем обеспечения относительно эффективного взаимодействия педагога.

3 блок - ценностные ориентации: опросник реальной структуры ценностных ориентаций личности позволил нам выстроить приоритетный список ценностей социальных педагогов. В нем максимально проявлены любовь к окружающим и уважение, актуально здоровье и познание нового, на последнем месте стоит материальная часть.

  Результаты анкетирования родителей показали, что они довольны работой социального педагога и для эффективности взаимодействия  важную роль  родители  отводят эмпатийной гибкости, коммунакаторским способностям, ценностным ориентациям, одним из основных факторов, влияющих на процесс  взаимодействия, яв­ляется стиль руководства социального педагога, в частности, позитивные, бесконфликтные, сплоченные взаимоотношения обуславливает  демократический стиль; приятная внешность способствует расположению окружающих людей, к общению с педагогом; содержание и уровень развития профессионального  взаимодействия педагога с родителями  предопределяются содержанием его педагогической деятельности.

 Значительно  влияет на эффективность взаимодействия с родителями  профессиональная направленность социального педагога и ориентирование учащихся на последующий выбор профессии, последующую адаптацию в мире профессий и заинтересованность в профессиональном становлении учащихся.

На основании полученных данных были составлены рекомендации  социальному педагогу по самосовершенствованию, саморазвитию, повышению уровня профессионального самосознания, формированию, готовности, как  к изменению себя, так и своей профессиональной позиции. Их апробация показала, что на эффективность взаимодействия с родителями учащихся влияют следующие качества личности социального педагога: коммуникаторские и организаторские способности, коммуникативная толерантность, эмпатия и ценностные ориентации, умение учитывать особенности  типа семьи и стиля воспитания ребенка в семье, профессионально-ориентологическая  заинтересованность социального педагога.