О влиянии качеств личности социального
педагога на эффективность взаимодействия с родителями
Аспирант МГПИ, С.И.
Гаврилюк
Социальный педагог – это новый тип
педагога. Он признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь
собственное мнение, анализирует процесс формирования как социальный процесс,
процесс развития его задатков и способностей. Важным во всем этом процессе является
творчество педагога в общении, требуется проявлять педагогический такт и
мастерство, сознательно дозировать воздействие, иначе возможно давление, а
это мешает общению, и дальнейшему сближению. Культура педагогического общения
предполагает в свою очередь необходимость работать над собой, своим умение вести
разговор, способность знать, что, где, когда сказать, помнить о собственном достоинстве и
достоинстве партнера по общению, понимать настроение, чувства и переживания
окружающих детей и их окружения прежде, чем применить к ним той или иной метод
воздействия.
Чем
лучше социальный педагог знает
особенности детей и родителей, их поведение и решительность, тем легче и
эффективней он сможет работать с ними. Важно учитывать тип семьи и стиль
воспитания в ней, отталкиваясь от этого, социальный педагог может вместе с
кодексом качеств и умений влиться в работу и преодолеть все трудности и
проблемы.
Таким
образом, проблема влияния личности педагога, его качеств на эффективность
общения с детьми и их родителями, с детским и взрослым коллективом является
одной из самых актуальных для обеспечения эффективности социально-педагогической
помощи.
Между тем, анализ
психолого-педагогической литературы показывает, что проблема влияния качеств
личности социального педагога на взаимодействие с родителями не нова, ее
методологические основы разрабатывали Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Н.В.
Кузьмина, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, В.С.Мухина, В.А.
Сластенин, Д.Б. Эльконин и другие выдающиеся отечественные психологи и
педагоги. Так,
основными из профессионально важных качеств исследователи называют
профессиональную направленность и профессиональное самосознание,
профессиональное творческое мышление.
К индивидуальным
особенностям личности, оказывающим положительное влияние на эффективность взаимодействия с
родителями учащихся относятся: личное обаяние, доброжелательность,
чуткость, внимательное отношение к окружающим, находчивость, уравновешенность и
самообладание.
В
ряде исследований выделяют важность таких качеств как эмпатийная лабильность, коммуникативная толерантность,
ценностная орентация социального
педагога.
На основе анализа
психолого-педагогической литературы нами были определены следующие качества
личности социального педагога, которые влияют на эффективность его
взаимодействия с родителями:
эмпатия, коммуникативная толерантность, коммуникаторские и организаторские способности, ценностные
ориентации.
Дальнейшая опытно-экспериментальная работа по изучению влияния
личности социального педагога на взаимодействие с родителями, проводилась
на базе ГОУ
СШО № 1276 ЦАО с углубленным изучением английского языка, в ней участвовали
родители (56 человек) двух 10 классов и два социальных
педагога.
Опытно-экспериментальная работа включила:
- изучение личностных качеств социального
педагога (первый блок –
уровень коммуникативной компетенции; второй блок - эмпатийная лабильность; третий блок - ценностные
ориентации).
-
выявление влияния качеств личности социального педагога и эффективности
взаимодействия с родителями учащихся (комплексное анкетирование родителей
учащихся).
Для диагностики особенностей
личности социальных педагогов были
применены стандартизированный опросник КОС-2, и методика диагностики ценностных ориентаций (С.С.Бубнов), коммуникативной
толерантности (В.В.Бойко), исследование эмпатийных
тенденций (Э.М.Юсупов).
Для диагностики влияния качеств
личности социального педагога на эффективность его взаимодействия с родителями
были использованы анкеты профессиональной
заинтересованности.
Результаты диагностики показали
следующее:
1 блок
личностных
качеств социального педагога – уровень
коммуникативной компетенции: результат анализа показал, что запрос родителей отчасти не совпадает с
данными эмпирического исследования, требуется повышение уровня коммуникативной и
организаторской культуры.
2 блок -
эмпатийная лабильность и гибкость на данном этапе
оценивается средним уровенем обеспечения относительно
эффективного взаимодействия педагога.
3 блок -
ценностные ориентации: опросник реальной структуры ценностных
ориентаций личности позволил нам выстроить приоритетный список ценностей
социальных педагогов. В нем максимально проявлены
любовь к окружающим и уважение, актуально здоровье и познание нового, на
последнем месте стоит материальная часть.
Результаты
анкетирования родителей показали, что они довольны работой социального педагога
и для эффективности взаимодействия
важную
роль родители отводят эмпатийной гибкости, коммунакаторским способностям, ценностным ориентациям, одним
из основных факторов, влияющих на процесс
взаимодействия, является стиль руководства социального педагога, в
частности, позитивные, бесконфликтные, сплоченные взаимоотношения
обуславливает демократический
стиль; приятная внешность способствует расположению окружающих людей, к общению
с педагогом;
содержание и уровень развития профессионального взаимодействия педагога с
родителями предопределяются
содержанием его педагогической деятельности.
Значительно влияет на эффективность взаимодействия с
родителями профессиональная направленность социального
педагога и ориентирование учащихся на последующий выбор профессии,
последующую адаптацию в мире профессий и заинтересованность в профессиональном
становлении учащихся.
На
основании полученных данных были составлены рекомендации социальному педагогу по
самосовершенствованию, саморазвитию, повышению уровня профессионального
самосознания, формированию, готовности, как к изменению себя, так и своей
профессиональной позиции. Их апробация показала, что на эффективность взаимодействия с родителями
учащихся влияют следующие качества личности социального педагога: коммуникаторские и организаторские способности,
коммуникативная толерантность, эмпатия и ценностные
ориентации, умение учитывать особенности
типа семьи и стиля воспитания ребенка в семье, профессионально-ориентологическая заинтересованность социального
педагога.