Эффективные
методы взаимодействия воспитателей с семьей
Воспитатель
ГОУ детского сада №1896 г. Москвы, Храпунова
Л.Я.
Формирование тесной связи и
взаимодействия воспитателя с семьей обеспечивает благоприятные условия
жизнедеятельности и воспитания детей, развитие гармоничной личности каждого
ребенка. Однако современные условия жизни и формируемые ими запросы общества
определяют важность поиска наиболее эффективных методов взаимодействия
воспитателя с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры
родителей. Осознавая это, мы ведем очень активную работу с родителями
воспитанников.
Анкетирование и посещение детей на дому
помогает нам выявить: тип семьи, уровень удовлетворенности родителей положением
семьи в обществе, особенности социального и материального положения, условия
развития детей, сферу основных семейных ценностей, образовательный уровень
взрослых, специфику опыта семейного воспитания ребенка, потребность в
образовательных услугах для детей, образовательные потребности в повышении
педагогической грамотности родителей, уровень их включения в деятельность
ДОУ.
Результаты посещений семей, бесед и
анкетирования родителей позволяют наладить индивидуальную работу с родителями по
вопросам воспитания и обучения детей, выработки совместных требований к
ребенку. В частности,
родителям важно
·
знать основные закономерности и
особенности воспитания и обучения детей;
·
знакомиться с содержанием и методами
воспитания;
·
овладевать методами организации детской деятельности и
детско-родительского общения, направленными на
формирование социальных форм поведения и ценностных отношений ребенка с
окружающим миром.
Для этого проводятся утренние и вечерние
консультации для отдельных родителей. При этом создаются условия для
подтверждения слов и выводов воспитателей в виде совместных наблюдений за
поведением ребенка в группе детей, его взаимоотношениями со сверстниками и
взрослыми. Кроме того, есть возможность сразу «перейти от слов к делу» -
включить родителей в совместную деятельность с ребенком.
В проведение родительских собраний мы
тоже включаем вопросы развития и помощи ребенку в формировании определенных
знаний, групп умений и навыков по разным линиям развития. Темы определяются из
того, что хочет донести до родителей воспитатель, что хотят узнать от него
родители, например: «Детские рисунки»,
«Подражание и пример в детском саду», «Во что и как играют дети»,
«Значение игры в жизни ребенка», «Воспитание детей в семье». Однако мы стараемся
раскрывать их содержание очень ненавязчиво. Наши собрания - это теплая дружеская
встреча. Родители знают, что всех ждет уважающий их, любящий детей воспитатель,
горячий чай - и они не забывают принести что-нибудь к чаю. Когда все собираются,
мы начинаем играть. Это могут быть и социальные игры, например, игры на доверие
и музыкально-ритмические. После подвижной части и игры переходим к теоретической
части: рассказу воспитателя по определенной теме и коллективное обсуждение.
Одной из нетрадиционных форм работы может стать в связи с этим встречи с
интересными людьми. Такие встречи
могут проходить и вне рамок родительских собраний, с участием детей. Например, такие мероприятия помогают доносить до сознания воспитанников то, что труд
бывает разный: труд для общества (профессия, работа для всех людей, которых даже
не знаешь), труд для себя и семьи (домашний труд, самообслуживание), труд для
души (в т.ч. хобби, увлечение), труд лично для
себя.
В конце проведения подобных
мероприятий и родительских собраний мы используем систему домашних заданий для
совместного выполнения детьми и родителями. Например, провести работу по
составлению «дерева жизни», беседуя с членами семьи по фотографиям семейного
альбома.
Кроме того, мы организуем выставки с
разнообразной тематикой, выставки рисунков и презентации коллективных сказок,
составленных детьми и родителями.
Включая родителей в детскую деятельность, мы создали творческую группу,
которая активно делится своим опытом. Благодаря активной деятельности родителей
и воспитателей, мы создали социально-развивающую среду в группе. Совершенствуем
самостоятельную и совместную деятельность детей. Проводим занятия и викторины с
участием родителей, организовали кружок «Рукодельница» - кружок по вышиванию
(руководит кружком одна из мам).
Очень популярны у нас дни рождения,
чаепития, конкурсы. В детском саду традиционно отмечаются Новый год, 8 Марта, 23
февраля. Но жизнь детей становится интересней, если воспитатель организует
какие-то нестандартные, веселые досуги, на которые родителей приглашают не
только в качестве зрителей, но и участников. Например, досуги «Я + Я = счастливая и дружная, надежная и верная семья». Этот
досуг учит ребенка любить и беречь семью, отца и мать, традицию своего
дома.
Родители в процессе проведения
подобных мероприятий хорошо узнают друг друга в совместных конкурсах,
соревнованиях, эстафетах. Взрослые и дети учатся лучше понимать друг друга, а
родители имеют возможность понаблюдать за общением своего ребенка с другими.
Дети видят положительный пример общения и отдыха. Организация семейных
праздников и досугов - один из наиболее эффективных способов взаимодействия
воспитателя с семьей. Приведем пример.
Сценарий проведения «Педагогического
калейдоскопа»
Участники: дети и их родители (6
чел.)
Зрители (дети и родители) могут по
договоренности сменить участника команды.
Жюри и ведущий: воспитатели детского
сада.
«Педагогический калейдоскоп»
проводится в музыкальном зале, сопровождение - магнитофон,
записи.
Ход
проведения:
Ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы с Вами
собрались в этом зале, чтобы проверить, насколько хорошо все, здесь
присутствующие, разбираются в проблемах, связанных с нашими детьми. Проблемы
подсказали Вы сами, а решать мы будем их вместе. Итак, представляю вам
участников: … (за круглый стол в центре зала садятся 5-6 человек взрослых с
детьми). А теперь зрители или группа поддержки - … (по очереди называются
родители и их дети). Сразу оговорюсь: это не постоянный состав, участники и
зрители могут сменить друг друга, имеют право совещаться и просить помощи. А
теперь - начинаем (звучит веселая мелодия).
1 тур: Решение педагогических
ситуаций
Вашему вниманию предлагается типичная
ситуация и вопрос, на который ответить Вы должны будете сообща после
обсуждения:
Ира гуляет с папой на бульваре. Он
сидит на скамье, читает газету, а девочка рядом с ним играет в мяч. Затем игра с
мячом сменяется игрой в классики, потом снова внимание девочки занято мячом.
«Папа, лови, а я буду бросать!» - просит дочь, но папа не разделяет ее игрового
настроения. «Иди, поиграй вон с той девочкой», - предлагает он, на секунду
оторвавшись от газеты. Но игра в мяч не удалась: девочка, с которой
предложил играть папа, убежала, ловко перепрыгивая через скакалку.
Скучающая Ира замечает птичку у папиных ног: «Пап, смотри, какой смешной
воробей!» - «Ну», - отвечает он. Через минуту: «Папа, посмотри, какой я камешек
нашла! Угадай, в какой руке?» -
«Вон в той», - безучастно отвечает папа. Девочка с грустью замолкает,
через некоторое время она начинает хныкать: «Хочу домой! Хочу домой!» - «Ну что
за ребенок! Ничем не хочет заняться!» - с раздражением говорит
папа.
Вам была представлена ситуация на
прогулке, а теперь – вопросы взрослым: «Почему Ира не хотела гулять? Какова роль
взрослого в организации прогулки?» Вопрос детям: «Как гуляете вы с родителями?»
(в обсуждении участвуют родители и дети, во время обсуждения играет
музыка).
Вторая
педагогическая ситуация представлена в виде картинки (участникам и зрителям
демонстрируется картинка по проблеме: «Отношение
родителей к младшему и старшему ребенку»). Задание для участников
педагогического калейдоскопа: проанализировать рисунок, привести свои примеры
(картина для удобства восприятия передается на круглый
стол).
2 тур: «Отгадай-ка»
1 часть. Родителям - участникам педагогического калейдоскопа раздаются
большие листы с пропущенными фрагментами сюжета или одна из серии сюжетных
картин. Маленькие карточки или картинки из сюжетных серий раздаются всем детям
(участникам и зрителям).
Задание: отыскать ребенка с нужной
картинкой (подходящей по смыслу), составить целую картину или
последовательность, объяснить закономерность и договориться с детьми, кто что
говорит. Зрители оценивают ответы участников
аплодисментами.
2 часть. Воспитатель вносит черный ящик
(играет музыка) и показывает
содержимое только детям (детская книжка,
сладости, воздушный шар, яблоко). Родителей спрашивает: «Кто догадается, что в
этом ящике, получит этот предмет в подарок. Вы имеете право задать 3-5 вопросов,
на которые дети будут отвечать только «да» или «нет»».
3 задание: Игра со
зрителями.
Ведущий: «Сегодня мы с вами споем песенку
и разучим веселый танец, который легко танцевать с детьми (включается
запись текста и музыки). Только давайте договоримся. Слово «девочки» - кричат только девочки
и мамы, слово «мальчики» - только мальчики и папы. Все слова песенки
сопровождаются жестами. Ну, что готовы? Музыка! (танец повторяется 3 — 5
раз с ускорением)».
4
задание: Экспресс - опрос.
Ведущий: «После такой разминки
задание должно быть поспокойнее, но к нам это не
относится. Родители всегда должны быть во всеоружии. Следующее задание
может быть для вас трудным, но вы имеете право попросить помощи у детей».
Вопросы: Кто написал сказку
«Три медведя»? (Толстой) Кого увидела Машенька в избушке? (никого, медведей не
было дома). Кого выгнала лиса из избушки? Назвать сказку (зайца, «Лиса и заяц»).
Сколько пальцев на руках у трех взрослых, одного ребенка и собаки, сидящей
на полу? (40). Что надевают дети для занятий физкультурой в детском саду?
(чешки) Какой цвет получится, если смешать красную и синюю краску в
пластмассовой миске? (фиолетовый). Если мальчик играет в куклы, то это
должно настораживать взрослых или нет? (нет). Во сколько времени дети должны ложиться спать в рабочие дни? (не
позже 21.30 в любой день)
Ведущий: «Молодцы! Вы замечательно
справились с самыми сложными вопросами и по праву считаетесь грамотными
родителями. Последнее задание только подтвердит это».
3 тур: «Узнай своего
ребенка».
Родителю-участнику (на выбор)
завязывают глаза, подводят к нему несколько детей и просят узнать своего.
Родитель должен привести доказательства, что «этот ребенок - действительно его»
(покрой рубашки, что за платье, как завязан бант и т.д.). Игра повторяется
несколько раз и со зрителями тоже.
Окончание педагогического
калейдоскопа проводится таким образом. Детей отводят в группу переодеваться, с
родителями остаются психолог и воспитатель. Ведущий: «Ну вот, подошла к концу
наша встреча. Я надеюсь, что она не прошла зря - и мы встретимся снова. Хочется
выслушать ваши впечатления от сегодняшнего вечера. Расскажите, что нового вы
узнали сегодня, чему научились, что поняли, что не поняли, над чем задумались, какие темы вас еще волнуют, какие вопросы
остались нерешенными» (Беседа с родителями). В конце беседы дети могут выступить
с праздничным номером перед родителями.