Эффективные методы взаимодействия воспитателей с семьей

Воспитатель ГОУ детского сада №1896 г. Москвы, Храпунова Л.Я.

Формирование тесной связи и взаимодействия воспитателя с семьей обеспечивает благоприятные условия жизнедеятельности и воспитания детей, развитие гармоничной личности каждого ребенка. Однако современные условия жизни и формируемые ими запросы общества определяют важность поиска наиболее эффективных методов взаимодействия воспитателя с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей. Осознавая это, мы ведем очень активную работу с родителями воспитанников.

 Анкетирование и посещение детей на дому помогает нам выявить: тип семьи, уровень удовлетворенности родителей положением семьи в обществе, особенности социального и материального положения, условия развития детей, сферу основных семейных ценностей, образовательный уровень взрослых, специфику опыта семейного воспитания ребенка, потребность в образовательных услугах для детей, образовательные потребности в повышении педагогической грамотности родителей, уровень их включения в деятельность ДОУ.

Результаты посещений семей, бесед и анкетирования родителей позволяют наладить индивидуальную работу с родителями по вопросам воспитания и обучения детей, выработки совместных требований к ребенку.   В частности, родителям важно

·            знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей;

·            знакомиться с содержанием и методами воспитания;

·            овладевать методами  организации детской деятельности и детско-родительского общения, направленными  на  формирование  социальных  форм  поведения  и ценностных отношений ребенка с окружающим миром.

 Для этого проводятся утренние и вечерние консультации для отдельных родителей. При этом создаются условия для подтверждения слов и выводов воспитателей в виде совместных наблюдений за поведением ребенка в группе детей, его взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми. Кроме того, есть возможность сразу «перейти от слов к делу» - включить родителей в совместную деятельность с ребенком.

В проведение родительских собраний мы тоже включаем вопросы развития и помощи ребенку в формировании определенных знаний, групп умений и навыков по разным линиям развития. Темы определяются из того, что хочет донести до родителей воспитатель, что хотят узнать от него родители, например: «Детские рисунки»,  «Подражание и пример в детском саду», «Во что и как играют дети», «Значение игры в жизни ребенка», «Воспитание детей в семье». Однако мы стараемся раскрывать их содержание очень ненавязчиво. Наши собрания - это теплая дружеская встреча. Родители знают, что всех ждет уважающий их, любящий детей воспитатель, горячий чай - и они не забывают принести что-нибудь к чаю. Когда все собираются, мы начинаем играть. Это могут быть и социальные игры, например, игры на доверие и музыкально-ритмические. После подвижной части и игры переходим к теоретической части: рассказу воспитателя по определенной теме и коллективное обсуждение. Одной из нетрадиционных форм работы может стать в связи с этим встречи с интересными  людьми. Такие встречи могут проходить и вне рамок родительских собраний, с участием детей. Например, такие мероприятия помогают  доносить  до сознания воспитанников то, что труд бывает разный: труд для общества (профессия, работа для всех людей, которых даже не знаешь), труд для себя и семьи (домашний труд, самообслуживание), труд для души (в т.ч. хобби, увлечение), труд лично для себя.

В конце проведения подобных мероприятий и родительских собраний мы используем систему домашних заданий для совместного выполнения детьми и родителями. Например, провести работу по составлению «дерева жизни», беседуя с членами семьи по фотографиям семейного альбома.

Кроме того, мы организуем выставки с разнообразной тематикой, выставки рисунков и презентации коллективных сказок, составленных детьми и родителями.   Включая родителей в детскую деятельность, мы создали творческую группу, которая активно делится своим опытом. Благодаря активной деятельности родителей и воспитателей, мы создали социально-развивающую среду в группе. Совершенствуем самостоятельную и совместную деятельность детей. Проводим занятия и викторины с участием родителей, организовали кружок «Рукодельница» - кружок по вышиванию (руководит кружком одна из мам).

Очень популярны у нас дни рождения, чаепития, конкурсы. В детском саду традиционно отмечаются Новый год, 8 Марта, 23 февраля. Но жизнь детей становится интересней, если воспитатель организует какие-то нестандартные, веселые досуги, на которые родителей приглашают не только в качестве зрителей, но и участников. Например, досуги «Я + Я = счастливая и дружная, надежная и верная семья». Этот досуг учит ребенка любить и беречь семью, отца и мать, традицию своего дома.

Родители в процессе проведения подобных мероприятий хорошо узнают друг друга в совместных конкурсах, соревнованиях, эстафетах. Взрослые и дети учатся лучше понимать друг друга, а родители имеют возможность понаблюдать за общением своего ребенка с другими. Дети видят положительный пример общения и отдыха. Организация семейных праздников и досугов - один из наиболее эффективных способов взаимодействия воспитателя с семьей. Приведем пример.

Сценарий проведения «Педагогического калейдоскопа»

Участники: дети и их родители (6 чел.)

Зрители (дети и родители) могут по договоренности сменить участника команды.

Жюри и ведущий: воспитатели детского сада.

«Педагогический калейдоскоп» проводится в музыкальном зале, сопровожде­ние - магнитофон, записи.

Ход проведения:

 Ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы с Вами собрались в этом зале, чтобы проверить, насколько хорошо все, здесь присутствующие, разбираются в проблемах, связанных с нашими детьми. Проблемы подсказали Вы сами, а решать мы будем их вместе. Итак, представляю вам участников: … (за круглый стол в центре зала садятся 5-6 человек взрослых с детьми). А теперь зрители или группа поддержки - … (по очереди называются родители и их дети). Сразу оговорюсь: это не постоянный состав, участники и зрители могут сменить друг друга, имеют право совещаться и просить помощи. А теперь - начинаем (звучит веселая мелодия).

1 тур: Решение педагогических ситуаций

Вашему вниманию предлагается типичная ситуация и вопрос, на который ответить Вы должны будете сообща после обсуждения:

Ира гуляет с папой на бульваре. Он сидит на скамье, читает газету, а девочка рядом с ним играет в мяч. Затем игра с мячом сменяется игрой в классики, потом снова внимание девочки занято мячом. «Папа, лови, а я буду бросать!» - просит дочь, но папа не разделяет ее игрового настроения. «Иди, поиграй вон с той девочкой», - предлагает он, на секунду оторвав­шись от газеты. Но игра в мяч не удалась: девочка, с которой предложил играть папа, убежа­ла, ловко перепрыгивая через скакалку. Скучающая Ира замечает птичку у папиных ног: «Пап, смотри, какой смешной воробей!» - «Ну», - отвечает он. Через минуту: «Папа, посмотри, какой я камешек нашла! Угадай, в какой руке?» -  «Вон в той», - безучастно отвечает папа. Девочка с грустью замолкает, через некоторое время она начинает хныкать: «Хочу домой! Хочу домой!» - «Ну что за ребенок! Ничем не хочет заняться!» - с раздражением говорит папа.

Вам была представлена ситуация на прогулке, а теперь – вопросы взрослым: «Почему Ира не хотела гулять? Какова роль взрослого в организации прогулки?» Вопрос детям: «Как гуляете вы с родителями?» (в обсуждении участвуют родители и дети, во время обсуждения играет музыка).

Вторая педагогическая ситуация представлена в виде картинки (участникам и зрителям демонстрируется картинка по проблеме: «Отношение родителей к младшему и старшему ребенку»). Задание для участников педагогического калейдоскопа: проанализировать рисунок, привести свои примеры (картина для удобства восприятия передается на круглый стол).

 2 тур: «Отгадай-ка»

 1 часть. Родителям - участникам  педагогического калейдоскопа раздаются большие листы с пропущен­ными фрагментами сюжета или одна из серии сюжетных картин. Маленькие карточки или картинки из сюжетных серий раздаются всем детям (участникам и зрителям).

 Задание: отыскать ребенка с нужной картинкой (подходящей по смыслу), составить целую картину или последовательность, объяснить закономерность и договориться с детьми, кто что говорит. Зрители оценивают ответы участников аплодисментами.

 2 часть. Воспитатель вносит черный ящик (играет музыка) и показывает
содержимое только детям (детская книжка, сладости, воздушный шар, яблоко). Родителей спрашивает: «Кто догадается, что в этом ящике, получит этот предмет в подарок. Вы имеете право задать 3-5 вопросов, на которые дети будут отвечать только «да» или «нет»».

 3 задание: Игра со зрителями.

 Ведущий: «Сегодня мы с вами споем песенку и разучим веселый танец, кото­рый легко танцевать с детьми (включается запись текста и музыки). Только давайте договоримся.  Слово «девочки» - кричат только девочки и мамы, слово «мальчики» - только мальчики и папы. Все слова песенки сопровождаются жестами. Ну, что го­товы? Музыка! (танец повторяется 3 — 5 раз с ускорением)».

 4        задание: Экспресс - опрос.

Ведущий: «После такой разминки задание должно быть поспокойнее, но к нам это не относится. Родители всегда должны быть во всеоружии. Следую­щее задание может быть для вас трудным, но вы имеете право попросить помощи у детей».  

    Вопросы: Кто написал сказку «Три медведя»? (Толстой) Кого увидела Машенька в избушке? (никого, медведей не было дома). Кого выгнала лиса из избушки? Назвать сказку (зайца, «Лиса и заяц»). Сколько пальцев на руках у трех взрослых, одного ребенка и собаки, сидя­щей на полу? (40). Что надевают дети для занятий физкультурой в детском саду? (чешки) Какой цвет получится, если смешать красную и синюю краску в пластмас­совой миске? (фиолетовый). Если мальчик играет в куклы, то это должно настораживать взрослых или нет? (нет). Во сколько  времени дети  должны ложиться спать в рабочие дни? (не позже 21.30 в любой день)

Ведущий: «Молодцы! Вы замечательно справились с самыми сложными вопросами и по праву считаетесь грамотными родителями. Последнее задание только подтвердит это».

3 тур: «Узнай своего ребенка».

Родителю-участнику (на выбор) завязывают глаза, подводят к нему неско­лько детей и просят узнать своего. Родитель должен привести доказательства, что «этот ребенок - действительно его» (покрой рубашки, что за платье, как завязан бант и т.д.). Игра повторяется несколько раз и со зрителями тоже.

Окончание педагогического калейдоскопа проводится таким образом. Детей отводят в группу переодеваться, с родителями остаются психолог и воспитатель. Ведущий: «Ну вот, подошла к концу наша встреча. Я надеюсь, что она не прошла зря - и мы встретимся снова. Хочется выслушать ваши впечатления от сегодняшнего вечера. Расскажите, что нового вы узнали сегодня, чему на­учились, что поняли, что не поняли, над чем задумались, какие темы вас еще волнуют, какие вопросы остались нерешенными» (Беседа с родителями). В конце беседы дети могут выступить с праздничным номером перед родителями.