Изучение влияния типа семейного воспитания на развитие

детей раннего возраста

Учитель-логопед ЦРР-детского сада №1837, Пангина Н.С.

       Воспитание детей первых трех лет жизни - относительно новое для российской педагогики направление. Особенно интенсивно оно развивается в последние годы, что говорит об актуальности данной проблемы в сложившихся социально-экономических условиях. Ухудшается состояние здоровья матерей, увеличивается количество семей, где материальные заботы не позволяют родителям уделять достаточно внимания ребенку. В связи с этим в настоящее время отмечается большое количество детей, имеющих задержку психического и речевого развития. Проблема  выявления у детей отклонений развития, их коррекция и компенсация остро стоит не только перед медиками, но и перед педагогами. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих не только соматическими, но и нервно-психическими заболеваниями. Поэтому является важным выявить социальные и/или биологические причины нарушений развития детей как можно в более ранние сроки, так как мозг ребенка в первые три года жизни обладает пластичностью, что и является основой профилактики или коррекции отклонений в развитии.

    Проблема раннего вмешательства изучается с психофизиологической и генетической точки зрения. Но менее изученным (в отечественной педагогике) остается аспект влияния семьи на всесторонне развитие ребенка с нормальными психофизиологическими предпосылками.

    С учетом этого нами было проведено   констатирующее исследование.

    Целью исследования стало выявление  особенностей протекания психического и речевого развития детей третьего года жизни  в условиях разных типов семейного воспитания.

   Гипотеза исследования состояла  в том, что на развитие детей третьего года жизни оказывает влияние тип семейного воспитания и в связи с этим необходимо осуществлять психолого-педагогическую работу с детьми и их родителями.

   Исследование проводилось на базе МДОУ «Ладушки» города Старая Русса Новгородской области. Экспериментальная группа состояла  из 20 детей в возрасте от 2 до 3 лет, посещающих вторую младшую группу массового  детского сада  и не имеющих грубых патологий. Непосредственному обследованию детей предшествовала беседа с педагогами, знакомство с документацией (медицинские карты, характеристика социально-бытовых условий жизни детей, составленная воспитателями) и совместное с психологом изучение портретов семей путем проведения проективной методики «Нарисуй семью».

   Используемая методика явилась результатом обобщения методик, разработанных Н.А. Рычковой, И.А. Корневым, Е.А. Стребелевой,  и состояла из 3 серий:

 I. Изучение состояния невербального интеллекта: зрительного гнозиса (цветоразличение, дифференциация контрастных геометрических форм), произвольного внимания, памяти (зрительной, слуховой), конструктивного праксиса, пространственного гнозиса, видов деятельности, двигательной сферы (общей, мелкой ручной и артикуляторной моторики), уровня развития игровой деятельности, уровня оперирования с предметами быта.

    II. Изучение состояния вербального интеллекта: уровня сформированности активного и пассивного словаря, связной речи.

   III. Изучение анамнестических данных.

   Полученные в ходе констатирующего исследования данные позволяют утверждать, что тип семейного воспитания оказывает значительное влияние на формирование сенсомоторных, психических и речевых функций детей раннего возраста.

   В ходе анализа результатов все дети были разделены на три группы, в зависимости от уровня из развития.

   Первую группу (с высоким уровнем развития) составили дети из семей с гибким типом воспитания. Родители в таких семьях воспринимают ребенка как личность, ограничения в поведении обговариваются  с ребенком, который принимает их как справедливость.

  Вторую группу (со средним уровнем развития)  составили дети из семей с гиперопекой и из семей  со сменой воспитательных приемов. Для родителей из семей с гиперопекой характерно использование системы запретов и ограничений в поведении ребенка, без учета его пожеланий и возможностей. В семьях со сменой воспитательных, как правило, не существует единой концепции воспитания детей, что выражается в полярности использования воспитательных приемов и средств: от полного запрета до неограниченной свободы действий.

  В третью группу вошли дети с низким уровнем развития из семей с гипоопекой. Для родителей характерно предоставление полной свободы действий ребенку, отсутствие контроля с их стороны и даже избегание контактов. Данная тенденция наблюдается не только в семьях с низким материальным достатком, но и в обеспеченных семьях, где дети отдаются на воспитание гувернанткам.

   В ходе исследования отмечено, что все дети легко шли на контакт, однако не все были готовы к сотрудничеству в процессе игровых заданий. Дети с гибким типом воспитания быстро понимали задания и стремились их выполнить самостоятельно, их интересовал конечный результат. Дети из семей со сменой воспитательных приемов и гиперопекой были заинтересованы в выполнении задания, однако им требовался образец действия  или подсказка взрослого. Некоторые дети с гипоопекой при выполнении задания опираются только на помощь взрослого.

   Исследование состояния моторной сферы  показало, что по уровню развития общей моторики дети не имеют существенных различий.  Становление  общих двигательных   функций соответствует возрасту и происходит в процессе собственно активного познания мира.

   Развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук и артикуляторной моторики имеет свои особенности в каждой из представленных групп. Совершенствование мелкой моторики  происходит в большинстве случаев  в ходе целенаправленных движений: рисования, пальчиковых игр, ручного массажа и т.д. Организация таких движений осуществляется взрослым с привлечением к ним внимания детей. Их развитию способствуют заинтересованность, совместная работа и предоставление нужных материалов. Недостаточность  внимания к ребенку, запреты или предоставление излишней свободы в действиях  замедляют формирование и дифференциацию тонких движений. Поэтому у многих детей из семей с гиперопекой, гипоопекой, а также из семей со сменой воспитательных приемов  не определена ведущая рука.

   Навыки самообслуживания у детей формируются по подражанию в процессе взаимодействия со взрослыми. Дети из семей с гипоопекой  приобретают  в большинстве случаев данные навыки самостоятельно из-за недостатка внимания со стороны родителей. Поэтому эти дети имеют более высокий уровень социализации. У детей из семей с остальными типами воспитания  отмечается более низкий уровень социализации из-за подавления их активности в усвоении навыков самообслуживания родителями.

   Тип семейного воспитания оказывает влияние и на развитие предметной и игровой деятельности. В этом возрасте дети в игре подражают взрослым, их действиям и поступкам, поэтому, чем лучше организованно общение родителей и ребенка, тем выше уровень развития игры. У детей с гибким типом воспитания по данному параметру несколько выше, чем у остальных участников исследования.

   Становление  многих психических функций  у детей на третьем году жизни зависит от развития предметной, предметно-игровой деятельности и правильно организованной  развивающей среды.  При этом важна роль взрослых (матери, отца), с помощью которых ребенок учится познавать окружающий его мир. Показатели развития психических функций у детей из семей со сменой воспитательных приемов, гиперопекой и гипоопекой снижены по сравнению с детьми из семей с гибким типом воспитания. Недостаток или избыток внимания со стороны родителей  замедляет в некоторых случаях формирование  психической сферы, а также замедляет становление  её произвольности.

    У детей из семей с гибким типом воспитания развитие произвольного внимания, целенаправленной поисковой деятельности, произвольной слуховой и зрительной памяти выше, чем у остальных детей. При гиперопеке возникающие у ребенка потребности в совершении какого-либо произвольного сложного целенаправленного движения подавляются  неосознанно родителями, которые стремятся помочь и выполнить все за него. У детей из семей с гипоопекой произвольность функций оказывается недостаточной в силу ограничения совместной деятельности с родителями.

    Изучение состояния сенсорных функций показало,  что большинство детей  способно к восприятию и дифференциации контрастных геометрических фигур и основных цветов. Несколько сниженные результаты отмечаются у детей из семей с гипоопекой и гиперопекой. Кроме того, дети из семей с гипоопекой затруднились назвать основные цвета, а подбор предметов по цвету стал возможен после обучения.  Дети из семей с гибким типом воспитания и дети из семей со сменой воспитательных приемов лучше справились с заданием, направленным на изучение пространственного гнозиса. Понимание направлений у многих детей из семей с гиперопекой и гипоопекой затруднено, хотя в повседневной деятельности  у них не отмечается нарушений ориентации в пространстве.

   Исследование речевого развития показало, что у детей с гибким типом воспитания уровень сформированности импрессивной и экспрессивной речи в большинстве случаев соответствует возрасту. У детей, в воспитании которых преобладает гиперопека или смена воспитательных приемов, объем пассивного словаря, понимание многих конструкций с простыми предлогами, дифференциация грамматических значений числа сформированы на достаточном уровне. Однако активный словарь и фразовая речь соответствуют младшему возрасту.  У детей с гиперопекой разрыв между пассивным и активным словарем возникает из-за отсутствия потребности в  речи, в силу того, родители заранее предвосхищают его высказывания и тормозят собственно речевую продукцию ребенка. В случае смены воспитательных приемов ребенок допускает ошибки или использует слова более младшего возраста из-за отсутствия единого образца речи. У детей из семей с гипоопекой обеднен активный и пассивный словарь, недостаточно сформировано понимание грамматических конструкций из-за дефицита общения с матерью. Речь детей находится на уровне ниже возрастной нормы, отмечается в некоторых случаях задержка речевого развития.

   Приведенные выше результаты констатирующего эксперимента позволяют судить о влиянии типа семейного воспитания на всестороннее развитие ребенка  раннего возраста и свидетельствуют о необходимости разработки  системы интегрированной психолого-коррекционной работы с такими детьми, которая будет направлена на оптимизацию и создание условий для полноценного развития  детей в семье, на организацию  непосредственно занятий с ними, а также консультирование  педагогов, работающих с детьми раннего возраста и их семьям.