Использование метода проектов в руководстве театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста

                                                                                                 Богатырева О.О.

       студентка факультета педагогики и методики дошкольного образования                       

                                                                                    МГПИ, Москва, Россия 

Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда развиваются способности, которые необходимы человеку в любом виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по-своему видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство», - писал детский психолог и педагог Л.А.Венгер.

В последние годы в дошкольных учреждениях становится популярной театральная педагогика, на деле уже доказавшая свою состоятельность в  воспитательно-образовательном процессе.  Причиной этого являются не только её внутренние резервы, но и условия социальной среды, которые требуют ненавязчивых, нестандартных методов воздействия на все сферы развития личности детей дошкольного возраста.

        Театрализация развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навыки перевоплощения, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных навыков, умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.  Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Казалось бы, имея в себе такой положительный импульс, театральная деятельность может быть востребована, и широко использоваться в работе с детьми дошкольного возраста, однако, воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно используется в практике ДОУ. Театрализованную деятельность следует рассматривать и как обучающую развивающую сферу. В ней смыкаются такие понятия как «игра», «культура», «свобода», «прекрасное», «творчество». Драматизация является наиболее распространенным видом детского творчества, а творчество составляет основу общего психического развития, включая саморазвитие ребенка.

Тенденции развития  современных  образовательных  технологий  напрямую связаны  с  гуманизацией  образования,  способствующей  самоактуализации   и самореализации личности. Если раньше приоритетной целью являлось формирование у дошкольников устойчивой системы знаний, умений, навыков, то в новых условиях акцент смещён в сторону развития деятельностных способностей.

Не случайно мы обратили внимание на ставший в последнее время популярным и востребованным проектный метод. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность, а значит на самоорганизацию и саморазвитие. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки иссле­довательской деятельности, разви­вает познавательную активность, самостоятельность, творчество, уме­ние планировать, работать в кол­лективе. Метод проектов и театрализованная деятельность дошкольников имеют много общего. Используя деятельностный подход, театрализованную деятельность можно рассматривать как мощный инструмент открытия многих человеческих способностей и в первую очередь познавание себя и окружающего мира, развитие навыков взаимодействия  с другими людьми.  Метод проектов также имеет в своей основе именно деятельностный подход к обучению детей, где педагог не просто передает знания детям в объяснительно-иллюстративной форме, а создает такие условия, при которых дети самостоятельно ищут способ решения проблемы. Педагогические возможности "метода проектов" мы рассматриваем как ориентиры развития личности ребенка как субъекта деятельности, благодаря чему происходят значительные изменения в его личностном развитии.

Этот метод изучается и применяется более широко в школьном образовании, что же касается дошкольной педагогики, то на данном этапе развития педагогической науки, определяются способы осуществления пропедевтики проектного метода в практику дошкольных учреждений.       Исследование проводилось в ГОУ ЦРР – детского сада № 2343  на тему «Использование метода проектов в руководстве театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста» в рамках дополнительного образования.

          Задачами исследования было определение уровня развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, выявление образовательных возможностей проектного метода и определение условий его эффективного использования в организации театрализованной деятельности.

         Методологической основой исследования  стали научно-обоснованные психолого-педагогические  теории по разработке «метода проектов» (Д. Дьюи, В. Кильпатрик), а также научные исследования и практические материалы   отечественных  ученых (С.Т.Шацкий, Н.К. Крупская, М. Крупенина, С.И. Краснов, Р.Г. Каменский, Л.С. Киселева, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат),   труды психологов в области субъектно-деятельностного подхода (Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддьяков, В.И. Слободчиков), методические рекомендации и практические материалы в области театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (Т.И. Петрова, Л.В. Артемова, Т.Н. Доронова, М.Д. Маханева, Э.Г.Чурилова).

В эксперименте принимали участие 48 детей (экспериментальная    и контрольная группа) старшего дошкольного возраста, 10 педагогов, 48 родителей.

           На констатирующем этапе эксперимента  проводилась диагностика художественно-творческих способностей детей ,  в результате чего, на основе выделенных критериев и показателей,  был определен их уровень.

          В связи с поставленной целью этого этапа исследования были созданы совместные детско-взрослые проекты, результатом которых стали детские спектакли «Мойдодыр», «Петух и краски», «Сказочный сон». По ходу замысла проектов и их реализации создавались условия для максимального проявления детской активности, самостоятельности, инициативы, творчества, проводились игры, способствующие развитию способностей к решению нестандартных задач и игровые тренинги, направленные  на развитие коммуникативных навыков (социо-игровая педагогика В.М. Букатова, театральная педагогика П.М. Ершова).

Началась работа на формирующем этапе эксперимента с проекта «Мойдодыр». Интерес у детей к новым занятиям возник сразу. Дети стали задавать вопросы: «Какие спектакли мы будем играть?», «Кого будем приглашать?», «Где будет проходить спектакль?». Как известно, проект всегда подразумевает наличие проблемы и опирается на интерес детей. Совместная деятельность педагога и детей, связанная с постановкой спектакля, началась с выбора произведения, а проблема обнаруживалась уже в процессе деятельности, тогда и возникал план реализации проекта. Дети сами выбрали произведение «Мойдодыр» для драматизации. Проблема возникла в процессе его обсуждения, когда дети стали выделять персонажей, которых будут играть. Оказалось, что  в спектакле мало ролей:  Мальчик, Крокодил, Тотоша, Кокоша и Мойдодыр. А все дети хотели кого-то играть. Стали считать друг друга и решили что нужно 24 роли. Проблема была в том, что в произведении много неодушевленных предметов, но они были как живые, а как их «оживить» для спектакля дети затруднялись ответить. Проект начался с выделения проблемы - найти всем роли и придумать как «оживлять» предметы.  Проект реализовывался по нескольким этапам (выделение и озвучивание проблемы;  определение цели проекта и прогнозирование результата; постановка задач и планирование; основной творческий -  реализация проекта),  и его результатом стал детский спектакль «Мойдодыр», который проходил с участием родителей.

В ходе проекта было отмечено, что чем больше дети чувствовали свою ответственность за общее дело, тем дружнее они становились, меньше возникало конфликтных ситуаций, связанных с распределением ролей. Были и творческие находки, которые исходили от детей. Например, мальчик, который играл роль Мойдодыра, решил, что он свои слова будет петь. Также дети сами, придумывая декорации для комнаты Мальчика, предложили, чтобы «одеяло убежало» надо к нему привязать веревочку и тянуть. С большим удовольствием они придумывали костюмы, на этом этапе, конечно, подключились родители, которых тоже захватил процесс подготовки к спектаклю. Интересно было обсуждать с детьми результаты, после просмотра видеосъемки и фотографий. Всем понравился спектакль, особенно тем, что в нем принимали участие и родители. Дело в том, что детям было предложено задействовать и зрителей, и они решили, что родители будут «умывальники» и «будут тоже маршировать». Все атрибуты для этого были принесены, но это был сюрприз, про который зрители узнали только во время показа. После спектакля, дети еще долго проигрывали сценки, меняясь ролями во время игры.

В ходе реализации всех проектов ставились определенные задачи обучения и воспитания, но при этом учитывались интересы детей, чтобы не противоречить основным принципам проектного метода.

Решая различные познавательно-практические задачи со взрослыми и сверстниками, детьми приобреталась способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительнее эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых –  формировали у ребенка уверенность в своих силах, побуждали к поиску новых знаний и приобретению новых умений. В проектной деятельности ребенок постоянно сталкивался с необходимостью проявлять себя, особенно когда необходимо заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми), открыто и четко рассказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе; согласовать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

Характер участия ребенка в проектировании постоянно менялся. В процессе проектирования ребенок мог выступать как заказчик (это экскурсия в театр, изготовление программки педагогом по просьбе детей) или исполнитель (когда нет интереса в какой-то деятельности, а при этом общее дело делать надо), но в основном непосредственный участник от зарождения идеи до получения результата, а также эксперт. Все созданные проекты по своему виду относятся к творческим комплексным проектам, так как позволили интегрировать разные виды деятельности.

 На данном этапе работы, неожиданно возник взрослый родительский проект - создание театра родителей. Это была инициатива самих родителей.

Основной целью разрабатываемой технологии использования метода проектов в руководстве театрализованной деятельностью дошкольников были целенаправленные изменения в образовательном процессе, развитие субъектности детей, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей лучшего понимания себя и других, создания возможностей для самовыражения, формирование уверенности у ребенка в том, что он может быть активным участником общего дела.

Контрольный этап эксперимента показал  положительную динамику развития художественно-творческих способностей у детей.  В экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, больше детей с высоким уровнем развития, а также значительно выше показатели по отдельно взятым критериям.

Таким образом, метод проектов показал свою состоятельность. Технология использования проектного метода в руководстве театрализованной деятельности позволяет реализовать принцип оптимального соотношения между развитием, действиями взрослого, и саморазвитием,  обусловленным собственной активностью.