Нормативно-правовые и программные основания необходимости  предоставления детям свободы выбора в современном детском саду

Ст. воспитатель ГОУ детского сада,

Л.А. Абузярова

Положение о том, что ребёнку необходимо предоставлять свободу, определено в документах, а значит, и провозглашено законом. В Декларации прав ребёнка и Конвенции о правах ребёнка отмечено, что у каждого ребёнка есть права и свободы, которые необходимо уважать и соблюдать. Прежде всего, право на развитие своих интересов, сохранение своей индивидуальности, формирование собственных взглядов и убеждений, право на личную жизнь, на отдых, досуг, игры. Эти права не могут быть соблюдены без предоставления детям определённой свободы. Об этом говорится и в законе РФ  «Об образовании». В этом законе определены основные принципы государственной политики в области образования. Вот один из них: «Гуманистический характер образования, приоритет... свободного развития личности. Воспитание... уважения к правам и свободам человека... ». Особое внимание при этом обращается на то, что содержание образования должно способствовать реализации права воспитанников и обучающихся на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений . Причём за нарушение прав и свобод, воспитанников, учащихся  и сотрудников, образовательное учреждение несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. С целью подтверждения данных прав и свобод издан специальных закон, который называется

По отношению к детям дошкольного возраста необходимость предоставления им свободы определяется в Концепции дошкольного воспитания. В ней отмечается, что в регламенте жизни детей должно быть предусмотрено время для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребёнка – время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-либо другие занятия. «Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребёнка, чем участвовать в коллективных делах». Основным видом такой  деятельности провозглашается сюжетная игра, позволяющая ребёнку проявить собственную активность и самостоятельность, наиболее полно реализовать   себя.   При этом в детском саду должны   быть   созданы   условия   для   свободного,   не стеснённого инструкциями общения с целью раскрепощения личности ребёнка. В Концепции указывается и на необходимость обогащения духовного мира ребёнка, но одним из положений, на которых она базируется, является «свободного выбора»: если воспитатель стремится что-то внушить ребёнку (те или иные взгляды, ориентации, вкусы), то это должно иметь прямое отношение к формированию базиса личностной культуры. За пределами этой задачи ребёнку ничего не вменяют в обязанность, ничего не внушают. Он располагает правом самоопределения, свободного выбора.  Именно поэтому очень важно сохранить ребёнку свободное время. На это обращается внимание работников дошкольных учреждений через инструктивно-методические письма: «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» (2000), «О подготовке детей к школе» (1997), «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации» (1995). В этих документах отмечается необходимость «сбалансированного чередования специально организованных занятий, нерегламентированной деятельности, свободного времени и отдыха детей». Говорится о необходимости построения педагогического процесса на основе сотрудничества, уважения личности ребёнка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

Большое внимание реализации данных положений уделяется во время аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений. Важно отметить, что некоторые критерии оценки их деятельности напрямую связаны с предоставлением детям свободы. Так, некоторыми из них являются:

·  сотрудники не ограничивают естественный шум в группе (оживлённую деятельность, игру, смех, свободный разговор и прочее);

·  сотрудники поощряют самостоятельность детей;

·  предоставляют детям возможность самим выбрать занятие по интересам (во время прогулки, в нерегламентированных видах деятельности, в свободное время).

Итак, мы видим, что необходимость предоставления детям свободы, право на свободу выбора закрепляется на законодательном уровне и внесена в качестве аксиомы в документы, регламентирующие работу системы  дошкольного образования. Это значит, мы не можем игнорировать эту проблему.

Рассмотрим, какое отражение в программах дошкольных учреждений нашло это законодательное положение. С 1989 – 1990 г.г. детским садам Российской Федерации предоставлена известная свобода выбора программ развития, обучения и воспитания детей. При этом программа должна предусматривать организацию детской деятельности в трёх формах:

-   занятия, как специальная организованная форма обучения;

-   нерегламентированные виды деятельности;

-   свободное время, предусмотренное для ребёнка в детском саду в течении дня.

Из имеющихся программ мы попытаемся выделить наиболее интересные предложения, с точки зрения предоставления детям свободы выбора.

Обратимся к базисной программе «Истоки», разработанной под научным руководством Л.А.Парамоновой.  Эта программа построена с учетом результатов изучения личности ребёнка дошкольника, отталкивается от базисных характеристик его личности. Так, в 5-ти летнем возрасте, одной из базисных характеристик является «стремление совершать независимые поступки, выбирать ту или иную деятельность». Отмечается также, что приобретаемое чувство свободы позволяет ребёнку быть более открытым, эмоционально раскрепощённым, хотя считается, что ребёнок в старшем дошкольном возрасте должен быть «смелым, но осторожным», так как , по мнению авторов, именно это даёт ребёнку возможность «свободы и гарантию безопасности» (там же). Отмечается, что чувство безопасности и свободы должно опираться на понимание причинно - следственных связей в самых разных жизненных ситуациях. В частности в качестве одними из таковых связей выступают связи между поведением людей и их эмоциональным состоянием. Поэтому ряд задач работы с детьми направлен на усвоение детьми нравственных норм и  умение действовать в соответствии с ними, познание эмоциональных состояний людей.                                   

 Обратившись к программе «Развитие», разработанной коллективом лаборатории Л.А. Венгера, мы увидим, что возможность быть свободным в выборе собственных действий и самостоятельно анализировать каждую новую ситуацию, организовывать свою деятельность дает ребёнку те культурные средства, которые он активно присваивает.

Авторы программы «Золотой ключик» рассматривают волю, как «высшую опосредствующую функцию, благодаря которой возможно свободное действие». Большое внимание уделяется формированию у ребёнка умения организовать своё собственное пространство в зависимости от целей деятельности, развитию способности анализировать собственную деятельность, рефлексировать, осознавать себя субъектом этой деятельности.

В перечисленных и во многих других современных отечественных программах мы видим тенденцию к предоставлению детям свободы выбора, для которой необходимо создание специальных условий: прежде всего, предоставления времени и места для свободной деятельности. Например, некоторые программы («Развитие», «Радуга») предусматривают осуществление свободы выбора не только в ирге, но и на занятиях, рассматривая данное условие, как один из приёмов обучения. Важным является и то, что воспитателям показывается необходимость планирования условий для самостоятельной деятельности детей на протяжении дня, недели, месяца (программа «Истоки»). Задача обучения детей пользоваться этими условиями в свободной самостоятельной деятельности рассматривается только в программе «Радуга»: обсуждение с детьми мест хранения и расположения материалов, правил работы с ними, предоставление образцов, которыми дети могут действовать в самостоятельной деятельности.

Таким образом, важным фактором предоставления детям свободы выбора представляется создание специально организованной среды. Между тем необходимость научить ребёнка свободно жить и действовать в этой среде в современных программах практически не упоминается. Только в программе «Радуга» рассматривается необходимость обсуждения с детьми планов на день и подведение итогов прожитого дня. Именно поэтому необходимо определить все те условия, благодаря которым детям будет предоставляться свобода выбора и обеспечена возможность её реализации.