Синтез
искусств как направление в проведении
комплексных
занятий с детьми
Воспитатель ГОУ д/с №
Н.М. Иванова
Современная педагогика выделяет
несколько направлений совершенствования образовательного процесса в ДОУ. Одним
из основанных направлений является создание условий для развития личности
ребенка и ее приобщения к системе общечеловеческих
ценностей.
В формировании духовно развитой
личности огромную роль играет знакомство детей с различными видами
искусства.
Искусство способствует единству
интеллектуального и чувственного начала в ребенке, развитию духовных
потребностей. С одной стороны, это
приводит к более глубокому осмыслению жизни и природы, с другой стороны, через
приобщение к искусству в ребенке активируется его творческий потенциал как
личности.
При этом искусство не следует
рассматривать только как средство, с помощью которого осуществляется развитие
личности ребенка, но и как духовный объект восхищения и наслаждения
красотой. Кроме того, искусство как
объект восприятия и переживания дает ребенку возможность искать и находить для
себя соответствия и несоответствия, гармонию и дисгармонию, правду и
правдоподобие. И хотя каждый вид искусства по-своему уникален, но только через
единство всех его видов могут быть соотнесены смысловые координаты внутреннего
мира ребенка и общечеловеческой Картины мира.
Важным средством достижения этого
единства является развитие образной речи ребенка. Это происходит благодаря тому,
что слово и знакомые символы, составляющие язык разных видов искусства, отражают
целостный духовный образ.
Наиболее удачными программами, в
которых прослеживается данной единство, являются «Синтез искусств в эстетическом
воспитании» О.А. Куревиной и Л.С. Васильевой и
«Эстетическое воспитание, и обучение: экспериментальная программа от 3 до 10
лет» Г.В. Арзямовой, З.П. Морозовой, Т.Д. Стульчик. В
качестве основной цели этих программ можно назвать создание целостной Картины
мира на основе интеграции внутреннего чувственного образа, лежащего в основе
воображения ребенка, и художественного образа, являющегося формой и содержанием
искусства, отражающего мир человека в нем.
Путь познания мира в данном контексте
является следующим: от окружающего мира к человеку, от человека и его
внутреннего мира – к искусству как образу внешнего мира. Таким образом, ребенок
становится центром мироздания, открывающим красоту мира и искусства через свое
внутреннее «Я».
Реализация данных теоретических
положений способствует личностно-ориентированный подход к развитию ребенка.
Основными принципами личностно-ориентированного взаимодействия в контексте
приобщения детей к миру искусства являются:
-
Принцип
деятельности;
-
Принцип
активности;
-
Принцип
вариантности;
-
Принцип креативности;
-
Принцип
непрерывности;
-
Принцип
гуманности;
Инструментом реализации данных
принципов является коллективный диалог и предоставление возможностей для
импровизации, как педагогу, так и ребенку.
Обобщение нашего опыта по включению
различных видов искусства (литературы, музыки, живописи, театральных форм) в
процессе воспитания и обучения дошкольников позволило нам выработать единый
подход к составлению комплексных занятий с детьми.
1.
Выбор темы для такого занятия должен
предполагать возможность рассмотреть ее в разных аспектах и в ходе использования
различных сюжетных линий. Например, темами для подобных занятий могут
быть:
-
«Сказки зимнего
леса»;
-
«Осень золото
роняет»;
-
«Песни дождей»;
-
«Мама»;
-
«В царстве цветов» и
т.д.
2.
Цели занятий должны отражать единство
духовных и эстетических ценностей через соотнесение и противопоставление
знаковых и образных средств видов искусства.
Например, целями
занятия могут быть:
-
Формирование представлений о
специфике восприятия различных видов искусства;
-
Формирование навыков анализа
произведений искусства на основе средств художественной
выразительности.
3.
Структурные компоненты занятия должны
отражать переходы с одного вида воспринимающей деятельности детей (зрительной,
слуховой, двигательной) на другой, реализуя принципы динамичности детского
восприятия и смены видов деятельности (игровой, театральной,
продуктивной).
4.
На протяжении всего занятия должен
сохраняться элемент непредсказуемости, новизны, удивления и восхищения от
соприкосновения с прекрасным. Это требует тщательного и продуманного подхода к
подбору музыкального репертуара, произведений изобразительного искусства,
литературных и поэтических текстов.
Для того чтобы продемонстрировать,
как данные положения реализуются на практике, обратимся к анализу открытого
занятия на тему: «Здравствуй, Весна!», проведенного с детьми подготовительной к
школе группы детского сада № 1715.
Занятие начиналось с того, что
педагог, стоя у окна, обращал внимание детей на яркий свет весеннего
солнца:
-
Сколько света! Сколько
солнца!
Сверкает небо чистое,
Такое
голубое!
И солнышко
лучистое
Не ведает
покоя!
Капель поет с
утра
И ручейка нить
тонкая
Уводит со
двора…
Затем детей просили ответить, о каком
времени года шла речь, с помощью каких слов и выражений поэтесса Т. Прописнова в своем стихотворении воспроизвела картину
весеннего пробуждения природы и выразила свое отношение к ней, сделать вывод о
том, почему весну называют «утром года» и светлым праздником пробуждения
природы?
Ответы детей сопровождались подбором
собственных определений и эпитетов. Например:
-
Весна какая?
-
Долгожданная, шумная, теплая, ранняя,
звенящая, прекрасная…
При этом незаметно педагог переводил
детей на уровень сопоставлений и сравнений, используя прием незаконченных
предложений: «солнце яркое, как…». В ответ дети иногда подбирали очень
выразительные сравнения, например: «солнце яркое, как звезда, лучистое»,
«теплое, как мамины руки», «сияющее, как глаза, ослепительное», «ласковое, как
мама».
Так же проводилась работа над
описанием весеннего неба, облаков, ручейка, подснежника. Затем дети составляли
собственные предложения, используя найденные слова и словосочетания. Пока ребята
придумывали предложения, педагог просил попробовать произнести
их,
-
Изменяя силу голоса (громко-тихо) и
подумать, когда так говорят, понижая или повышая голос;
-
Темп речи (быстро-медленно,
растягивая гласные или акцентируя первый согласный звук);
-
Интонацию (радостно, восторженно, с
грустью, с удивлением и т.д.).
Во второй части занятия для создания
картинки весеннего пробуждения природы использовались музыкальные средства.
Воспитатель обращал внимание детей на то «как много прекрасных слов сказано о
весне, но не только словами можно передать весеннее настроение, образы и
картинки природы. Композиторы с помощью музыкальных звуков тоже рассказывают нам
в своих произведениях об этом удивительном времени года».
Детям предлагалось прослушать
музыкальную пьесу П.И. Чайковского «Песня жаворонка» из цикла «Времена года».
Затем их просили рассказать о том, что они чувствовали, услышали, что навеяла им
музыка. Педагог обобщал ответы детей. «Маленькая птичка, высоко в небе, радуясь
теплу и солнцу, поет свою песню. Этой песней она приветствует приход весны. Вся
природа вторит ей. Слышатся трепетные и нежные, робкие и светлые звуки весны».
Если у детей эта картинка вызвала приток эмоций, то они вспоминали
стихотворения, посвященные этому прекрасному времени года. Далее –
воспроизведение образов весны осуществлялось с помощью пластики движений и
специально подобранных атрибутов (легких газовых косынок, имитирующих облака;
султанчиков из серебристой мишуры – образов дождя; голубых лент – символ
ручейков и т.д.). В качестве сопровождения использовалась запись музыкального
произведения П.И. Чайковского Апрель «Подснежник».
В следующей части занятия дети
передавали с помощью изобразительной деятельности, рисования. При этом педагог
старался активизировать те впечатления, которые получили во время прогулок,
экскурсий, знакомства с картинками художников – пейзажистов. Фоном, создавая
нужную эмоциональную атмосферу, звучит концерт для струнного оркестра, скрипки и
клавесина А. Вивальди (ч. 1 «Весна»). По окончании
работы давалась коллективная оценка детским рисункам. Воспитатель отмечал, как
умело, дети передали в своих работах краски весенней природы – нежные, светлые и
чистые. «Так же красиво и ярко, выразительно вы теперь можете придумать для него
свое название».
В конце занятия, обобщая весь свой
чувственный, двигательный и речевой опыт, дети составляли собственные рассказы,
обсуждали, оценивали их, делились впечатлениями. В заключении педагог предлагал
свой рассказ. Он называл «Здравствуй, весна!»: «И вот она наступила,
долгожданная, весенняя пора. Весна торопилась. Она летела к нам на крыльях
скворцов, ласточек, журавлей. Она опускалась на землю густыми туманами, редкими
дождичками, обдувала застывшую землю вкусно пахнущими ветрами, бойко капал
капелью. Вслушайтесь в песню весны – и вы поймете, о чем щебечут птицы, журчит
звонкий ручеек, тихо шепчут только что родившиеся листочки на ветвях деревьев.
Слушайте, смотрите, встречайте весну!» таким образом, создавалось ощущение
заключительного аккорда всего занятия и это делало его для ребят целостным и
эмоциональным значимым.
На ваш взгляд, проведение подобных
комплексных занятий, в основе которых лежит синтез искусств, создает у детей
ощущение радости от встречи с прекрасным, а у взрослого – переживание
«педагогического счастья» от того, что он видит сияющие детские глаза и первые
попытки самовыражения и импровизации. Занятия способствуют развитию и совершенствованию вкусов детей, их
эмоциональному и интеллектуальному развитию, способности к сопереживанию и
творчеству. Самое главное то, что у детей развивается способность увлеченно
исследовать окружающий мир, наблюдя и вслушиваясь в его многозвучие и многоцветие.
Действительно, оказывается возможным воплощение мысли Анри Стендаля: «Красота –
это, прежде всего ожидание счастья».
Литература:
1.
Дошкольное образование России в документах и материалах. Сборник действующих
нормативно-правовых документов и программно-методических материалов./ Ред.-сост.
Р.Б.Стеркина. – М.: 2001.
2.
Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по
духовному воспитанию. / Книга IV.
– М., 1997.
3.
Хухлаева О.В. Лесенка радости /методическое пособие/.
-М., 1998.
4.
Эмоциональное развитие дошкольников. Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.,
1985г.