Группа
кратковременного пребывания как инновационная форма
дошкольного
образования
К.п.н., доц.
МГПИ, Ю.В. Микляева
Группы
кратковременного пребывания (ГКП) детей в ДОУ – группы, открывающиеся приказом
окружного управления образования (по согласованию с районными Управами). Их целью является обеспечение всестороннего
развития детей, не посещающих ДОУ, формирование у них готовности к школьному
обучению.
Нормативно-правовая основа организации ГКП отражена в следующих
документах:
-
Приказ Министерства образования РФ
от 29 июня
-
«Программа развития новых форм
российского дошкольного образования в современных социально – экономических
условиях» (письмо
Минообразования России от 10.04.2000 г. №106/23 –16);
-
Приказ Министерства образования РФ
от 18 февраля 2002 года № 490 о дальнейшей разработке и апробации пакета
документов по обеспечению функционирования новых форм дошкольного образования и
т.д.
Перечислим
основные документы, необходимые для открытия ГКП:
- штатное
расписание;
- режим дня и распорядок
организации жизнедеятельности детей;
- список
детей;
- заявления родителей (законных
представителей);
- образовательная
программа.
Рекомендации Минобразования РФ по организации ГКП разработаны авторским
коллективом под руководством канд. психол. наук О.Л.
Князевой.
Алгоритм создания ГКП может быть следующим[1]:
1.
Изучение образовательных запросов
родителей с целью выбора модели ГКП, востребованной
населением.
Приоритетное направление |
Услуги |
Возраст детей |
Время посещения |
Обучение на занятиях, участие в прогулке |
Обучение, воспитание |
3-7 лет |
Время занятий в ДОУ |
Обучение на занятиях, участие в
прогулке |
Обучение, воспитание |
3-7 лет |
2-3 часа в день, от 2 до 5 раз в неделю |
Адаптационные группы |
Адаптация к условиям ДОУ (дети впоследствии переходят в постоянный
контингент), консультации
для молодых
матерей |
Младенческий, ранний
(1- |
Совместное (или раздельное) пребывание детей и родителей в удобное или фиксированное время |
Семейные группы |
Совместное обучение детей и родителей, консультации для родителей |
Ранний возраст (1- |
Совместное пребывание детей и родителей в удобное или фиксированное время |
Для детей - инвалидов |
Патронажные услуги в
сочетании с КП детей в детском саду: воспитание, обучение |
Младенческий, ранний,
дошкольный |
Время занятий в специальное время посещений на дому |
Подготовка к школе |
Обучение, воспитание |
5-7 лет |
Вечернее время |
Группы выходного дня |
уход, присмотр, обучение, воспитание |
Любой возраст |
Выходные
дни |
2. Определение возможных
источников финансирования.
ГКП содержатся за счет
одного или нескольких источников финансирования. Рассмотрим их.
Первый
источник -
бюджетное финансирование в случае, если органы управления образованием берут на
себя эту ответственность.
При этом
предполагается, что образовательные услуги будет оплачивать государство, а
услуги по присмотру, уходу, питанию и оздоровлению детей могут быть предложены
родителям за отдельную плату. Последний факт, кроме того, связан с тем, что в
Положении о ГКП не предполагается полное обеспечение детей
питанием.
ГКП
функционируют:
- с организацией питания
воспитанников 1 раз в день (завтрак, обед или полдник) по меню и денежным нормам
питания для дошкольных образовательных учреждений в зависимости от режима работы
группы;
- с организацией питания
воспитанников 1 раз в день (завтрак, обед или полдник) по специальному меню,
утвержденному ЦГСЭН, и денежным нормам питания для дошкольных образовательных
учреждений в зависимости от режима работы группы;
В
перечисленных случаях администрация ДОУ чаще всего договаривается с работниками
кухонного блока о том, что детей из ГКП будут кормить позже, чем воспитанников
обычных групп. Например, предлагать завтрак в 11 часов.
- без организации питания при
длительности пребывания ребенка в группе до 3,5 часов.
Второй источник
финансирования заключается в экономии денежных средств из фонда заработной платы
ДОУ, которая не отражается отрицательно на качестве образовательного процесса
всего ДОУ. Это означает, что администрация выделяет из штатного расписания
дополнительные ставки для работы педагогов в ГКП и обеспечивает возможность
подключения к отдельным режимным моментам воспитателей-специалистов, старшего
воспитателя ДОУ, медицинской сестры и других сотрудников детского
сада.
Третий источник
- внебюджетное финансирование за счет привлечения средств родителей. В последнем
случае почасовая или месячная оплата родителей определяется договором. При этом
одним из условий работы ГКП становится оказание дополнительных
услуг.
Платные
дополнительные образовательные услуги являются частью хозяйственной
деятельности дошкольного образовательного учреждения и регулируются Законом
Российской Федерации «Об образовании» и Уставом образовательного
учреждения. Информация об оказании
таких услуг содержится в следующих документах:
-
Приказ Министерства
образования РФ от 21. 07. 95 № 52-М4;
-
Об утверждении правил оказания
платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования.
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001г. № 505;
-
Об утверждении Примерной формы
договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования.
Приказ МО РФ № 864 от 15.03.02.
При этом платные
образовательные услуги не могут быть оказаны вместо или в рамках основной
образовательной деятельности, финансируемой за счет средств соответствующего
бюджета (ст.45 Закона РФ «Об образовании»).
Они делятся
на:
- оздоровительные услуги –
услуги, направленные на охрану и укрепление здоровья детей. При этом родителей
детей, посещающих ГКП, обычно интересует обучение детей плаванию и занятия в
спортивных секциях.
- медицинские услуги –
профилактические и лечебные мероприятия и процедуры (в том числе коррекция
физического развития). Данная сфера интересует родителей детей с ослабленным
здоровьем, часто болеющих, а также имеющих те или иные проблемы в
психофизическом развитии.
- развивающие услуги –
различные формы и методы специального обучения (в том числе коррекция
психического развития). Родителей воспитанников ГКП привлекают такие услуги, как
занятия по развитию изобразительного творчества детей, обучение иностранному
языку, занятия в танцевальной или хореографической студии и
др.
- организационные услуги –
улучшение условий пребывания и питания (в том числе лечебное питание и т.д.),
специальное оснащение. Например, оснащение ГКП Монтессори - материалом или
оборудованием ЛЕГО - групп.
Приведем пример
привлечения бюджетного и внебюджетного финансирования на основе реализации в ГКП
дополнительных услуг. Посещая 3
раза ГКП «Играя, обучаюсь» на бесплатной основе, ребенок может ходить на
развивающие (например, занятия по подготовке детей к школе или обучению
иностранному языку) и
оздоровительные (занятия в бассейне) услуги в оставшиеся 2 раза в неделю,
но уже на платной основе. Проблема заключается в том, что на практике ребенок,
посещающий обычную группу детского сада в дневное время, часто в вечернее время
приходит в ГКП типа «Будущий первоклассник», чтобы лучше подготовиться к школе.
В итоге достижение высоких результатов обеспечивается за счет перенапряжения
нервной системы и здоровья ребенка.
3. Определение того, в
каком помещении будет организован педагогический процесс: в действующей
возрастной группе ДОУ, в каком-либо свободном помещении или
кабинете.
Приоритетное
направление |
Условия |
Обучение на занятиях, участие в
прогулке |
Интеграция в постоянную группу
ДОУ |
Обучение на занятиях, участие в
прогулке |
Специально выделенное групповое
помещение |
Адаптационные
группы |
В свободном помещении или на
прогулке |
Семейные
группы |
В специально организованных
семейных комнатах |
Для детей -
инвалидов |
Интеграция в постоянную группу
ДОУ, патронаж на дому |
Подготовка к
школе |
Интеграция в постоянную группу
или автономно |
Группы выходного
дня |
В помещении или на
участке |
4. Обеспечение материально-технического
оснащения педагогического процесса (в соответствии с возрастным
контингентом, содержанием образовательной программы и
др.).
Согласно Положению о
ГКП, они создаются в дошкольных образовательных или образовательных учреждениях
для детей дошкольного и младшего школьного возраста только при наличии
необходимых материально-технических условий (в пределах выделенных средств).
5. Разработка режима работы
ГКП: ежедневно или несколько раз в неделю, в дневное или вечернее время,
сколько часов в день.
6. Кадровое обеспечение ГКП и
определение условий работы.
Для всех
видов ГКП устанавливаются следующие штатные единицы:
- 0,5 единицы воспитателя; 0,5
единицы помощника воспитателя, 0,25 единицы музыкального руководителя; 0,25
единицы педагога-психолога - из расчета на одну группу;
- 0,25 единицы воспитателя
физкультуры; 0,25 единицы старшего воспитателя; 0,25 единицы медицинской сестры
- из расчета на две группы.
Проблемы кадрового обеспечения при организации ГКП возникают чаще всего
не потому, что воспитатели не знают и не умеют в них работать, а как следствие
того, что им оплачивается неполный рабочий день. Поэтому воспитатели вынуждены
работать по совместительству, уделяя основное внимание планированию и
организацию работы в обычных группах детского сада.
Дополнительно
устанавливаются штатные единицы для следующих видов групп кратковременного
пребывания:
- «Группа развития» - 0,25 единицы
инструктора физкультуры из расчета на две группы (при наличии
бассейна);
- «Будущий первоклассник» - 0,25
единицы учителя-логопеда из расчета на одну группу;
- «Группа для детей, у которых
русский язык не является родным» - 0,5 единицы педагога дополнительного
образования из расчета на одну группу; 0,25 единицы инструктора физкультуры из
расчета на две группы (при наличии бассейна);
- «Группа для детей с отклонениями
в развитии» - 0,25 единицы учителя-логопеда, 0,25 единицы учителя-дефектолога,
0,25 единицы медицинской сестры по массажу, 0,25 единицы медицинской сестры по
физиотерапии - из расчета на одну группу; 0,25 единицы инструктора физкультуры
из расчета на две группы (при наличии бассейна);
- «Особый ребенок» - 0,25 единицы
учителя-логопеда, 0.25 единицы учителя-дефектолога, 0,25 единицы медицинской
сестры по массажу, 0,25 единицы медицинской сестры по физиотерапии, 0,25 единицы
медицинской сестры ЛФК из расчета на одну группу; 0,25 единицы инструктора
физкультуры из расчета на две группы (при наличии
бассейна).
7. Разработка функциональных
обязанностей и графиков работы педагогов, которые будут работать в
ГКП.
По этому поводу были
изданы рекомендации Минобразования РФ по организации ГКП детей в ДОУ, касающиеся
их организационного обеспечения (в том числе, методики перевода педагогического
коллектива на почасовую оплату труда и гибкий график работы[2]).
Предполагается,
что в младших группах детского сада вторая смена воспитателей начинается раньше,
так как самые проблемные и ответственные моменты (подгрупповые занятия, выход на
прогулку, обед и т.д.) легче осуществлять сразу 2 взрослым. Соответственно,
первая смена вполне может заканчивать работу ко времени укладывания детей спать,
так как во время сна присутствие обоих взрослых уже не нужно. Таким образом,
один воспитатель младшей группы может работать с 7.00 до 12.30 (30 минут – на обед), а второй – с 9.30
до 19.00 (30 минут – на обед). За два дня, меняясь сменами, оба воспитателя
«вырабатывают» положенные им 7 часов работы. В средней группе время совместной
работы воспитателей меньше: первый работает с 7.00 до 13.00, а другой – с 11.00
до 19.00. В старших и подготовительных группах в этом вообще нет необходимости
(особенно при введении специалистов). Поэтому первая смена может начинаться в
7.00 и заканчиваться в 13.30, а вторая - проходить с 12.30 до
19.00.
Для того, чтобы
подсчитать экономию часов без ущерба для педагогического процесса, на каждую
группу должен составляться график работы персонала в соответствии с планом
воспитательно-образовательной работы в течение дня и недели. Недельную
недоработку[3]
воспитатели компенсируют за счет организации студийной работы или в виде подмены
других воспитателей. В других случаях выходом из создавшегося положения
становится работа 3 воспитателе на 2 смежных группах по принципу «челнока». В
данном случае с двух групп экономится 1 ставка воспитателя.
Возможен вариант,
когда воспитатель работает в группе на 1, 5 ставки: с 7.30 до 18.30. В этом
случае ему помогают 2 помощника воспитателя, которые работают посменно (1-я
смена – с 7.00 до 13.30 (с перерывом на обед), 2-я смена – с 8.30 до 19.00 (с
перерывом на обед)). Причем если детей с 7.00 до 7.30 принимает, а с 18.30 до
19.00 передает родителям воспитатель соседней группы, то этот вариант возможен и
при работе с одной няней.
8. Определение организационных
условий и содержания педагогического процесса, комплекса продуктивных методов,
приемов и средств.
К основным организационным
условиям относят тщательно продуманное комплексирование образовательных программ
для работы с детьми по основным направлениям развития; выделение приоритетных
направлений воспитательно-образовательной работы с детьми; создание обогащенной
предметно-развивающей среды, гибкое планирование воспитательно-образовательной
работы, сочетание индивидуальной и подгрупповой форм работы в разновозрастной
группе; использование специальных педагогических ситуаций, сопровождающих
осуществление всех режимных моментов; проведение обучающих занятий в
интегрированной форме в целях экономии времени; педагогическая поддержка
специалистов ДОУ, разнообразие форм работы с родителями.
9. Отбор диагностических методик,
позволяющих отслеживать качество и эффективность педагогического процесса в
соответствии с Государственным образовательным стандартом дошкольного
образования.
Критериями оценки должны
быть результаты воспитательно-образовательной работы, которые можно
зафиксировать с большей или меньшей степенью точности. М.М. Поташник (2004)
выделяет следующие результаты образования, поддающиеся количественной
оценке:
1.
знания, умения и
навыки;
2.
показатели личностного
развития;
3.
отрицательные эффекты (последствия)
образования;
4.
изменения профессиональной
компетенции педагога и его отношения к работе;
5.
рост (или падение) престижа
образовательного учреждения в социуме.
По каждому
воспитаннику ГКП на основании результатов мониторинга определяется траектория
изменения его общекультурного, социально-нравственного и общеинтеллектуального
развития личности.
Основной
проблемой управления качеством образования на данном этапе является
рассогласование результатов первичной и итоговой диагностики. Естественно, что
вторая должна быть выше, чтобы обеспечить качество образования. Между тем, цели
использования этих диагностик различны, поэтому и результаты на практике могут
не совпадать. При этом принципиально важно, чтобы параметры итоговой диагностики
были заданы педагогическому коллективу до начала учебного года, чтобы, опираясь
на их перечень, они могли прогнозировать цели и результаты образовательного
процесса. Тогда не потребуется подстраивать их под то, что получилось, ради
демонстрации положительных результатов.
Исследователи в
области менеджмента в образовании считают, что наибольшую ценность на данном
этапе управления качеством имеют интегративные показатели результатов
образования. Так как они практически не разработаны, а только названы в теории
дошкольного образования (это развитие познавательных, волевых и эмоциональных
устремлений детей), то в большинстве случаев администрация и старший воспитатель
ДОУ выбирают ряд неинтегрированных показателей, объявляют их участникам
образовательного процесса и далее сопоставляют их экспертным путем.
[1] Настольная книга методиста детского сада/ Автор – составитель Честнова Н.Ю. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – с.305.
[2] Настольная книга методиста детского сада/ Автор – составитель Честнова Н.Ю. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
[3] Ставка воспитателя обычных групп составляет 36 часов в неделю из 5 дней, т.е. 14 часов 24 минуты за 2 дня, а педагоги из ГКП за 2 дня отрабатывают 7 часов в младшей группе, 13 часов – в средней и 12 часов в старшей и подготовительной группах.