Патриотическое воспитание детей в условиях детского  отделения  кафедры  ЮНЕСКО (МГУКИ)

 как новой социально-значимой игровой формы совместной познавательно-творческой деятельности

педагогов, детей и родителей

 

Нестеренко  Евгения Сергеевна

Руководитель детского культурно – образовательного центра «Рябинушка»,

методист по этнокультурному воспитанию детей

 ГОУ детский сад комбинированного вида № 1851 СОУО ДО г. Москвы   

 

Прежде чем рассказать об опыте работы по организации детской кафедры ЮНЕСКО в детском саду, хотелось бы коснуться такого необычного на первый взгляд названия игры и  истории его развития.

Термин «Детская кафедра ЮНЕСКО» можно раскрыть как «игра в ученых», где дети занимаются изучением отечественного культурного наследия. В процессе игры  дети объединяются в сообщества для  познания и творчества с учеными, педагогами   и родителями.

Начало работы по организации новой социально-значимой игры «Детская кафедра ЮНЕСКО» было положено в 2002г. в средней общеобразовательной школе № 683 и ГОУ «Начальная школа – детский сад» № 1664. В этих учреждениях такая форма была выбрана для организации детской деятельности с целью приобщения к отечественному культурному наследию. Открытию Детского отделения кафедры ЮНЕСКО способствовала преемственность этих образовательных учреждений и установившиеся связи с кафедрой ЮНЕСКО МГУКИ. В данных учреждениях проектно-исследовательской деятельностью занимались  школьники, а  в ДОУ №1851 нами была поставлена задача организовать игру в детскую кафедру ЮНЕСКО  с детьми дошкольного возраста с привлечением родителей,  установления партнерских отношений с семьями. Практика показала, что  игра в «Детскую кафедру ЮНЕСКО» является перспективной формой освоения культурно-исторического наследия посредством организации индивидуальной проектно-творческой деятельности ребенка, в которой в  качестве объектов детского исследования используются такие явления и предметы, которые вызывают удивление и интерес у современных детей. Прежде всего, это относится к  лучшим семейным традициям, фольклору, старинным предметам материальной культуры и народного быта; народным играм и игрушкам, народным обрядовым блюдам и др. 

       Педагогической основой организации детской проектной деятельности составили работы отечественных и зарубежных ученых (С.Т. Шацкого, А.И. Савенкова и др.) о проектной деятельности, в процессе которой происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, постепенное приращение новых сведений и впечатлений, что позитивно влияет на развитие личности ребенка и способствует патриотическому воспитанию.  Не секрет, что дети любят сами искать и находить, они  всегда чув­ствуют себя первооткрывателями и не устают удивляться многочисленным чу­десам мира народной культуры. Задача педагога -  помочь детям и привлечь родителей, чтобы отобрать то главное, что ведет в глубину смысла и мотивирует детское творчество.

       В процессе нашей  работы получили дальнейшее развитие основные идеи организации социально-значимой игровой формы на основе взаимодействия педагогов и родителей в организации познавательно-творческой деятельности ребенка. Был разработан   алгоритм познавательно-творческого процесса в детском саду и в семье на всех этапах, начиная от постановки проблемы и выбора темы исследования,  проработки программы или плана исследования, сбора информационного материала, его апробации в совместной деятельности, оформления и представления проекта, его защиты и поощрения.

        Методика  организации детской проектной деятельности строится с учетом возрастной психологии.  Установлено, что проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно с 5 лет на подражательно-исполнительском уров­не. Поэтому активная роль принадлежит взросло­му, в данном случае – родителям, педагогам. Как показывает практика, дети с удовольствием вы­полняют задания вместе с родителями, предлагаемые взрослыми. Выбор тематики и содержа­ния проекта зависит от интересов девочек и мальчиков, мотивации на их удовлетворение и реализации потребностей ребенка в игре, совместной активной деятельности со  значимыми взрос­лыми (родителями, педагогами).

      Задачи  Детской кафедры ЮНЕСКО:

 1  Расширение и формирование устойчивых представлений детей о русском мире и народном художественном творчестве.

2 Мотивация познавательной и творческой деятельности посредством включенности детей и их участия в заседаниях и деятельности  «Детской кафедры ЮНЕСКО».

3  Формирование патриотических чувств, положительной этнической самоидентификации и духовно-нравственных качеств личности на основе  ценностей и идеалов отечественной культуры, воспитание в духе уважительного отношения к другим народам.

4.  Формирование эвохотологической грамотности детей (умения культурно организовать свой досуг) на основе выполнения творческих заданий и проектов, участия в выставках, праздниках, фестивалях.

 5. Развитие познавательных и этнохудожественных интересов на основе привлечения к  выполнению проектов и творческих заданий.

         На первом этапе нами была проведена  большая методическая предварительная работа с воспитателями, где обсуждались формы взаимодействия и сотрудничества с родителями, подбирались темы для детских исследований, а также предполагаемые варианты предоставления собранного материала и его оформления.  

     Объектом детских проектов выбрана жизнь народов России, явления народной культуры, материальная и духовная культура, народное художественное творчество.

        Самым трудным в методическом плане  стал вопрос:  с чего начать и как направить деятельность ребенка на исследование? Мы использовали рекомендации А.И. Савенкова. Чтобы увлечь ребенка процессом изучения народной художественной культуры, нужно заинтересовать темой и мотивировать дальнейшую деятельность детей. Для этого нужно поставить вопрос, проблему. Нами были разработаны алгоритмы исследования по следующим темам:

·        Во что играли наши пра-прабабушки и прадедушки, когда были детьми?

·        Почему у нас есть такая традиция наряжать елку под Новый год, а не в другое время? 

·        Какие тайны хранит народный календарь? 

·        Почему человек входит в дом через дверь, а не лезет в окно?

·        Что могут означать слова  в  сказке  «возьми клубочек, он тебе дорогу покажет»?  

·        Что такое «хоровод»? «каравай»? 

·        Где живет «Масленица», «Коляда»?

·        Что такое бирюльки? 

·        Как появились народные музыкальные инструменты? Почему они такие  разные?

·         Как наряжались наши пра-прабабушки? 

·        Какие тайны хранят народные узоры?   

·        Что такое лапти? 

         Тема должна быть интересна и увлекательна. Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможно лишь тогда, когда объект исследования привлекает и только на добровольной основе. Разумеется, вдохновить на исследовательскую деятельность нужно не только ребенка, но и родителей, поэтому тематика детских проектов должна обязательно быть согласованной с интересами родителей. Для этого проводились беседы с родителями для выявления их интересов. Такие беседы переросли в семейную гостиную. Нам удалось  заинтересовать не только мам, но и пап, всю семью.  В соответствии с рекомендациями научных руководителей и воспитателей, они изучали литературу, читали детям книги, вместе с ребенком рассматривали иллюстрации, посещали музеи традиционной культуры, культурно-образовательные центры, использовали Интернет.

        Так, например, Обыграйкина Настя, воспитанница старшей логопедической группы, выбрала тему  «Какой наряд носили наши славные пра-прабабушки?». Вместе с мамой Настя посетила Дмитровский историко-художественный музей, познакомились с основными чертами русского народного костюма и другими  видами женской одежды, особенностями их технологии (кроя, цвета, отделки и украшений). Своими руками, под наблюдением  Насти, мама сшила русский традиционный девичий костюм, головной убор. Вместе сделали бусы. В заключении представили творческую папку о проведенной работе, с рисунками, фотографиями, схемами, в создании, которой принял участие папа девочки.

                 Данил И. (старшая логопедическая группа) выбрал тему проекта «Какой кисель вкуснее всего?». Они вместе с мамой изучили историю возникновения русского традиционного напитка,  и ребенок многое узнал из книг. На защите проекта он рассказал о способах приготовления разных видов киселя, назвал русские  народные праздники, в которых это блюдо употребляется, а также угостили гостей приготовленными дома разными киселями:  клюквенным, тыквенным, овсяным и молочным.

       Интересная тема исследования была выбрана Каримом Ш., посвященная  татарской традиционной культуре. В этом проекте приняла участие  вся семья нашего воспитанника старшей логопедической группы. Вместе с братом и мамой они посетили татарский культурный центр, мечеть, библиотеку, где познакомились с татарским народным творчеством, поэзией народных авторов. На защите проекта они вместе с братом рассказали об особенностях традиционного татарского мужского и женского наряда, традициях  народных татарских праздников, традиционной кухни. В заключении они исполнили песню на татарском языке  и угостили чак-чаком. 

    Также был представлен ряд других не менее интересных проектов:

1.     Откуда пришла к нам матрёшка? (ребенок логопедической группы вместе с родителями изучил историю русской матрёшки, технологию изготовления и росписи, узнал много интересного о мастерах и центрах, где изготавливают  матрёшки).

2.     Кто такие Чуваши ? (проект посвящен столице Чувашии городу Чебоксары, а также чувашской традиционной культуре. Ребенок вместе с мамой изучили чувашский традиционный костюм, женский головной убор, традиционный орнамент и  народную вышивку. На защиту этого проекта мама мальчика сшила традиционный чувашский костюм и головной убор, в котором исполнила народную  песню).

3.     Почему мне понравилась старинная русская игра «Бирюльки»? (проект посвящен старинной русской народной игре «Бирюльки», девочка вместе с мамой нашли много информации об этой игре в Интернете, посетили музей декоративного и народного искусства, где познакомились с различными видами этой игры. Такая тема проекта была увлекательной не только для ребенка, но и для родителя. Мама для себя раскрыла педагогический потенциал старинной русской игры. Теперь эта игра увлекла все группы детского сада.

4.       На заседания детской кафедры были представлены проекты: 

·        Как жили наши пра-прабабушки и пра-прадедушки?

·        Что может рассказать маленькая бусинка?

·        Во что играли наши пра-прабабушки и пра-прадедушки?

·        Какой подарок мы с папой сделали маме?                                    

·         Что может рассказать русская печка?

·         Почему березка мое любимое дерево?

·         Какие игрушки мастерят в городе Сапожок?

·         Какие истории может рассказать гончарный круг? 

·         Как построен дом моей бабушки?

·         Какие тайны хранит старинная фарфоровая шкатулка?

·        Какие тайны хранят золотые купола?         

        Весь материал по этим проектам  хранится в методическим кабинете.

Многие проекты, представленные к защите на детской кафедре ЮНЕСКО, отмечены дипломами Департамента Образования г. Москвы,  заняли призовые места в конкурсе проектных и исследовательских работ «Горизонты открытий» (г. Москва). 

       В заключении можно сделать вывод, что детская кафедра ЮНЕСКО является одной из эффективных форм развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка, патриотического воспитания детей.  Умения и навыки исследователя,  полученные в ходе изучения народной художественной культуры  легко переносятся во все виды художественно-творческой деятельности, потому, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно в ходе собственных творческих изысканий. Мы считаем, что данная игровая форма работы «Детская кафедра Юнеско» является очень перспективной и требует широкого внедрения в другие дошкольные учреждения.