Патриотическое воспитание детей в условиях детского отделения кафедры ЮНЕСКО (МГУКИ)
как новой социально-значимой игровой
формы совместной познавательно-творческой деятельности
педагогов,
детей и родителей
Нестеренко Евгения Сергеевна
Руководитель детского культурно –
образовательного центра «Рябинушка»,
методист по этнокультурному воспитанию
детей
ГОУ детский сад комбинированного вида №
1851 СОУО ДО г. Москвы
Прежде чем рассказать об опыте работы по
организации детской кафедры ЮНЕСКО в детском саду, хотелось бы коснуться такого необычного на первый взгляд названия игры и истории его развития.
Термин «Детская кафедра ЮНЕСКО» можно
раскрыть как «игра в ученых», где дети занимаются изучением отечественного культурного наследия. В процессе игры дети объединяются в сообщества для познания и творчества с учеными,
педагогами и родителями.
Начало работы по организации новой социально-значимой игры «Детская кафедра ЮНЕСКО» было положено в 2002г. в средней общеобразовательной школе № 683 и ГОУ «Начальная школа – детский сад» № 1664. В этих учреждениях такая форма была выбрана для организации детской деятельности с целью приобщения к отечественному культурному наследию. Открытию Детского отделения кафедры ЮНЕСКО способствовала преемственность этих образовательных учреждений и установившиеся связи с кафедрой ЮНЕСКО МГУКИ. В данных учреждениях проектно-исследовательской деятельностью занимались школьники, а в ДОУ №1851 нами была поставлена задача организовать игру в детскую кафедру ЮНЕСКО с детьми дошкольного возраста с привлечением родителей, установления партнерских отношений с семьями. Практика показала, что игра в «Детскую кафедру ЮНЕСКО» является перспективной формой освоения культурно-исторического наследия посредством организации индивидуальной проектно-творческой деятельности ребенка, в которой в качестве объектов детского исследования используются такие явления и предметы, которые вызывают удивление и интерес у современных детей. Прежде всего, это относится к лучшим семейным традициям, фольклору, старинным предметам материальной культуры и народного быта; народным играм и игрушкам, народным обрядовым блюдам и др.
Педагогической основой организации детской проектной деятельности
составили работы отечественных и зарубежных ученых (С.Т. Шацкого, А.И. Савенкова и др.) о проектной деятельности, в
процессе которой происходит непрерывная
перестройка опыта ребенка, постепенное приращение новых сведений и
впечатлений, что позитивно влияет на развитие личности ребенка и способствует
патриотическому воспитанию. Не
секрет, что дети любят сами искать и находить,
они всегда чувствуют себя
первооткрывателями и не устают удивляться многочисленным чудесам мира
народной культуры. Задача педагога -
помочь детям и привлечь родителей, чтобы отобрать то главное, что ведет в
глубину смысла и мотивирует детское творчество.
В процессе нашей работы получили дальнейшее развитие
основные идеи организации социально-значимой игровой формы на основе
взаимодействия педагогов и родителей в организации познавательно-творческой
деятельности ребенка. Был разработан
алгоритм познавательно-творческого процесса в детском
саду и в семье на всех этапах, начиная от постановки проблемы и выбора темы
исследования, проработки программы или плана исследования,
сбора информационного материала, его апробации в совместной деятельности,
оформления и представления проекта, его защиты и поощрения.
Методика организации детской
проектной деятельности строится с учетом возрастной психологии. Установлено,
что проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно с 5 лет на подражательно-исполнительском
уровне. Поэтому активная роль принадлежит взрослому, в
данном случае – родителям, педагогам. Как показывает практика, дети с
удовольствием выполняют задания вместе с родителями, предлагаемые
взрослыми. Выбор тематики и содержания проекта зависит от интересов девочек
и мальчиков, мотивации на их удовлетворение и реализации потребностей ребенка в
игре, совместной активной деятельности со значимыми взрослыми (родителями,
педагогами).
Задачи Детской кафедры ЮНЕСКО:
1 Расширение и формирование устойчивых представлений детей о русском мире и народном художественном творчестве.
2 Мотивация познавательной и творческой деятельности посредством включенности детей и их участия в заседаниях и деятельности «Детской кафедры ЮНЕСКО».
3 Формирование патриотических чувств, положительной этнической самоидентификации и духовно-нравственных качеств личности на основе ценностей и идеалов отечественной культуры, воспитание в духе уважительного отношения к другим народам.
4. Формирование эвохотологической грамотности детей (умения культурно организовать свой досуг) на основе выполнения творческих заданий и проектов, участия в выставках, праздниках, фестивалях.
5. Развитие познавательных и этнохудожественных интересов на основе привлечения к выполнению проектов и творческих заданий.
На первом этапе нами была проведена
большая методическая предварительная работа с воспитателями, где
обсуждались формы взаимодействия и сотрудничества с родителями, подбирались темы
для детских исследований, а также предполагаемые варианты предоставления
собранного материала и его оформления.
Объектом детских
проектов выбрана жизнь народов России, явления народной культуры, материальная и
духовная культура, народное художественное творчество.
Самым трудным в методическом плане
стал вопрос: с чего начать и
как направить деятельность ребенка на исследование? Мы использовали рекомендации
А.И. Савенкова. Чтобы увлечь ребенка процессом изучения народной художественной культуры, нужно заинтересовать темой
и мотивировать дальнейшую деятельность детей. Для этого нужно поставить вопрос,
проблему. Нами были разработаны алгоритмы исследования по следующим темам:
·
Во что играли наши пра-прабабушки и прадедушки, когда
были детьми?
·
Почему у нас есть такая традиция
наряжать елку под Новый год, а не в другое время?
·
Какие тайны хранит народный
календарь?
·
Почему человек входит в дом
через дверь, а не лезет в окно?
·
Что могут означать слова в
сказке «возьми клубочек, он
тебе дорогу покажет»?
·
Что такое «хоровод»?
«каравай»?
·
Где живет «Масленица», «Коляда»?
·
Что такое бирюльки?
·
Как появились народные
музыкальные инструменты? Почему они такие
разные?
·
Как наряжались наши пра-прабабушки?
·
Какие тайны хранят народные
узоры?
·
Что такое лапти?
Тема должна быть интересна и увлекательна. Исследовательская
деятельность, как и всякое творчество, возможно лишь тогда, когда объект
исследования привлекает и только на добровольной основе. Разумеется, вдохновить
на исследовательскую деятельность нужно не только ребенка, но и родителей,
поэтому
тематика
детских проектов должна обязательно быть согласованной с интересами родителей.
Для этого проводились беседы с родителями для выявления их интересов. Такие
беседы переросли в семейную гостиную. Нам удалось заинтересовать не только мам, но и пап,
всю семью. В соответствии с
рекомендациями научных руководителей и воспитателей, они изучали литературу,
читали детям книги, вместе с ребенком рассматривали иллюстрации, посещали музеи
традиционной культуры, культурно-образовательные центры, использовали Интернет.
Так, например, Обыграйкина
Настя, воспитанница старшей логопедической группы, выбрала тему «Какой наряд носили наши славные пра-прабабушки?». Вместе с мамой Настя посетила
Дмитровский историко-художественный музей, познакомились с основными чертами
русского народного костюма и другими
видами женской одежды, особенностями их технологии (кроя, цвета, отделки
и украшений). Своими руками, под наблюдением Насти, мама сшила русский традиционный
девичий костюм, головной убор. Вместе сделали бусы. В заключении представили
творческую папку о проведенной работе, с рисунками, фотографиями, схемами, в
создании, которой принял участие папа девочки.
Данил И. (старшая логопедическая группа) выбрал тему проекта «Какой
кисель вкуснее всего?». Они вместе с мамой изучили историю возникновения
русского традиционного напитка, и
ребенок многое узнал из книг. На защите проекта он рассказал о способах
приготовления разных видов киселя, назвал русские народные праздники, в которых это блюдо
употребляется, а также угостили гостей приготовленными дома разными
киселями: клюквенным, тыквенным,
овсяным и молочным.
Интересная
тема исследования была выбрана Каримом Ш.,
посвященная татарской традиционной культуре. В этом проекте приняла
участие вся семья нашего
воспитанника старшей логопедической группы. Вместе с братом и мамой они посетили
татарский культурный центр, мечеть, библиотеку, где
познакомились с татарским народным творчеством, поэзией народных авторов. На
защите проекта они вместе с братом рассказали об особенностях традиционного
татарского мужского и женского наряда, традициях народных татарских праздников,
традиционной кухни. В заключении они исполнили песню на татарском языке и угостили чак-чаком.
Также был представлен ряд
других не менее интересных проектов:
1. Откуда пришла
к нам матрёшка? (ребенок логопедической группы вместе с родителями изучил
историю русской матрёшки, технологию изготовления и росписи, узнал много
интересного о мастерах и центрах, где изготавливают матрёшки).
2. Кто такие
Чуваши ? (проект посвящен столице Чувашии городу Чебоксары, а также чувашской традиционной культуре. Ребенок вместе с мамой
изучили чувашский традиционный костюм, женский головной
убор, традиционный орнамент и
народную вышивку. На защиту этого проекта мама мальчика
сшила традиционный чувашский костюм и головной убор, в котором исполнила
народную песню).
3. Почему мне
понравилась старинная русская игра «Бирюльки»? (проект посвящен старинной
русской народной игре «Бирюльки», девочка вместе с мамой нашли много информации
об этой игре в Интернете, посетили музей декоративного и народного искусства,
где познакомились с различными видами этой игры. Такая тема
проекта была увлекательной не только для ребенка, но и для родителя. Мама для
себя раскрыла педагогический потенциал старинной русской игры. Теперь эта игра
увлекла все группы детского сада.
4. На заседания детской кафедры были
представлены проекты:
·
Как
жили наши пра-прабабушки и
пра-прадедушки?
·
Что
может рассказать маленькая бусинка?
·
Во
что играли наши пра-прабабушки и пра-прадедушки?
·
Какой подарок мы с папой сделали маме?
·
Что может
рассказать русская печка?
·
Почему
березка мое любимое дерево?
·
Какие
игрушки мастерят в городе Сапожок?
·
Какие
истории может рассказать гончарный круг?
·
Как
построен дом моей бабушки?
·
Какие тайны
хранит старинная фарфоровая шкатулка?
·
Какие тайны хранят золотые купола?
Весь материал по этим проектам хранится в методическим кабинете.
Многие проекты,
представленные к защите на детской кафедре ЮНЕСКО, отмечены дипломами
Департамента Образования г. Москвы,
заняли призовые места в конкурсе проектных и исследовательских работ
«Горизонты открытий» (г. Москва).
В
заключении можно сделать вывод, что детская кафедра ЮНЕСКО является одной из
эффективных форм развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка,
патриотического воспитания детей.
Умения и навыки исследователя,
полученные в ходе изучения народной
художественной культуры
легко переносятся во все виды художественно-творческой деятельности,
потому, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а
те, что добыты самостоятельно в ходе собственных творческих изысканий. Мы
считаем, что данная игровая форма работы «Детская кафедра Юнеско» является очень
перспективной и требует широкого внедрения в другие дошкольные
учреждения.