К  проблеме разработки методики оценки инноваций и нововведений в ГОУ для детей дошкольного возраста

Ст. воспитатель ГОУ детского сада №2104, Романова О.Ю.

Для того, чтобы ГОУ для детей дошкольного возраста отвечали постоянно меняющимся требованиям современного общества, необходимо внедрение инновационных подходов в воспитательно-образовательный процесс и методический процесс управления ОУ. В свою очередь, своевременная диагностика и развитие творческого инновационного потенциала педагогов способствует развитию не только конкретного ОУ, но и системы дошкольного образования в целом. В настоящее время в сферу инновационного образовательного пространства ОУО включены уже не только отдельные экспериментальные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение. Отрадно, что инновационные преобразования, касающиеся оптимизации и повышения эффективности программ дошкольных  образовательных учреждений приобретают системный характер.

Однако для комплексной оценки степени проникновения идеологии постоянного инновационного творчества в повседневную практику дошкольных ОУ необходимо проводить регулярный мониторинг. Этим целям, в частности, служит проведение систематической оценки возможностей реализации инновационных потенциалов сотрудников, например, с помощью   проведения анкетирования педагогов ГОУ для детей дошкольного возраста. Обычно при этом для проведения подобных исследований и для оптимизации процесса составления анкет используются методические рекомендации, разработанные  рядом авторов: а) исследование Т.Г. Шаргановой уровня разработки модели управления педагогическим процессом ДОУ в условиях инновационных работ; б) методика Горбуновой Н.В. характеристики педагогических и управленческих навыков и умений в области внедрения педагогических (дидактических, организационно-педагогических) и управленческих (организация структуры, функции, организация и механизм реализации) новшеств; в) методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива К.Ю. Белой; д) методические рекомендации Степанова Е.Н. и Андреева А.А. к оценке удовлетворенности работой педагогов и родителей жизнедеятельности ДОУ.

Опыт проведения подобных исследований в нашем детском саду (№2104) позволяет рекомендовать следующий алгоритм действий администрации, старшего воспитателя:

1.                    Разработать анкету, направленную на оценку возможностей разработки и внедрения инноваций в педагогическую практику ГОУ дошкольного образования.

2.                    Провести собрание с педагогами детского сада для разъяснения актуальности, целей и правил проведения исследования.

3.                    Определить социологически репрезентативную выборку сотрудников и провести индивидуальное анкетирование педагогов.

В качестве примера можно рекомендовать следующую  анкету, разработанную к.п.н., ст. преп. МГПИ, Л.П. Гладких.

«Оценка инноваций и нововведений в ГОУ дошкольного образования»

 

Согласны ли Вы с утверждением, что в нашем дошкольном учреждении созданы условия для:

Степень реализации

(1-5)

Какие проблемы необходимо решать.

(1min-14max)

1.Удовлетворения изменяющихся образовательных потребностей детей и их родителей, в частности:

а) обеспечения государственного стандарта дошкольного образования;

б) обеспечения развития детей в различных видах деятельности

 

 

2. Периодического внесения изменений в цели развития ГОУ и его коллектива

 

 

3. Обеспечение высокого уровня развития ГОУ как системы, а именно:

а) имеется коллектив с высокой ответственностью, профессиональной подготовленностью, которому присущи тесное сотрудничество и высокая индивидуальная эффективность каждого;

 

 

б) способность педагогического коллектива к нововведениям;

 

 

в) структура управления и распределение функций помогает внедрению инноваций;

 

 

г) ГОУ имеет прочные традиции, обеспечивающие устойчивость системы в изменяющейся внешней среде;

 

 

д) цели обучения и воспитания, методы и формы организации инновационного воспитательно-образовательного процесса тесно связаны между собой;

 

 

е) в ГОУ созданы условия, способствующие самореализации каждого педагога;

 

 

ж) создана рациональная организация труда сотрудников ГОУ;

 

 

з) создана удовлетворяющая материально-техническая база;

 

 

и) осуществляется систематическое обучение кадров в соответствии с их потребностями, интересами, проблемами;

 

 

к) создан благоприятный психологический климат в педагогическом и детском коллективах.

 

 

4. Непрерывность инновационной деятельности, развития  педагогов и администрации ГОУ

 

 

 

4.                    Выполнить статистический анализ поступившей информации, сформулировать основные выводы и дать рекомендации по дальнейшему развитию инновационных потенциалов  коллектива. Приведем пример: «Проведенное анкетирование показало, что все педагоги удовлетворены существующей системой, сложившейся в ДОУ, той атмосферой и условиями развития инновационных потенциалов педагогов. Необходимо отметить, что средняя коллективная оценка  по всем вопросам не опускается ниже 3,8. Индивидуальные баллы для оценки инновационных потенциалов каждого члена коллектива превышают 4 балла: среднее значение составляет 4,5 (при стандартном отклонении в 0,3). Такое единодушие в оценке ситуации может косвенно свидетельствовать о том, что анкетируемые не проявили достаточной степени откровенности в ответах на вопросы в силу разных причин, например, судя по результатам анализа, испытуемые не могут быть отнесены к индивидуумам, поддерживающим и внедряющим инновации, так как в выборке из 10 человек не нашлось ни одного человека, недовольного существующим положением вещей, что, в принципе, маловероятно».

5. Подвести итоги на педагогическом совете ДОУ, касающиеся развития инновационных потенциалов ДОУ.

Для этого нами была разработана следующая методика сравнительной оценки. В процессе использования методики разница между самой высокой и низкой оценкой принимается за 100%. В нашем случае эта разница составляет 1,1 (4,9 – 3,8). Затем разница делится на 3, в соответствии с чем вычисляются границы низкого, среднего и высокого уровней развития инновационных потенциалов педагогического коллектива и ДОУ как системы. Например: 1,1 – 100%, соответственно, 0, 37 составляет 33%.  Тогда относительно низкий уровень инновационного потенциала будут характеризовать те параметры, которые оцениваются членами педагогического коллектива в промежутке от 0 до 33%, т.е. от 3,8 баллов до 4,17; относительно средний – от 4,18 до 4,55 баллов, относительно высокий – от 4,56 до 4,93.

Следовательно, в конкретном ДОУ более низкую относительную оценку имеют следующие параметры: материально-техническая база (3,8 балла); реализация государственного стандарта дошкольного образования (4,1 балла); традиции, обеспечивающие устойчивость системы в изменяющейся внешней среде (4,1 балла). Т.е. из 14 параметров 3 оценены на более низком относительном уровне (21,4 %).

На среднем относительном уровне – следующие параметры: периодического внесения изменений в цели развития ГОУ и его коллектива (4,4 балла); наличие коллектива с высокой ответственностью, профессиональной подготовленностью, которому присущи тесное сотрудничество и высокая индивидуальная эффективность каждого (4,4 балла); структура управления и распределение функций помогает внедрению инноваций (4,4 балла); цели обучения и воспитания, методы и формы организации инновационного воспитательно-образовательного процесса тесно связаны между собой (4,3 балла). Т.е. из 14 параметров 4 оценены на среднем относительном уровне (28,6 %).

На высоком относительном уровне – параметры: обеспечения развития детей в различных видах деятельности (4,7 балла); способность педагогического коллектива к нововведениям (4,5 балла); в ГОУ созданы условия, способствующие самореализации каждого педагога (4,8 балла); создана рациональная организация труда сотрудников ГОУ (4,6 балла); осуществляется систематическое обучение кадров в соответствии с их потребностями, интересами, проблемами (4,9 балла); создан благоприятный психологический климат в педагогическом и детском коллективах (4,7 балла); непрерывность инновационной деятельности, развития  педагогов и администрации ГОУ (4,6 балла). Т.е. из 14 параметров 7 оценены на высоком относительном уровне (50%).

Таким образом, можно сделать объективный вывод о том, что у  ДОУ преобладает средний относительный уровень инноваций и нововведений в ГОУ.

6. Оценка инновационных потенциалов членов педагогического коллектива.

В качестве людей, способных активизировать его потенциалы, можно считать тех членов коллектива, которые относятся к инновационным потенциалам ДОУ. В нашем случае их количество составляет 50%. Оставшиеся члены коллектива относятся к консерваторам и людям, которые не желают принимать нововведения, в том числе, могут препятствовать их внедрению в деятельность ДОУ.

Причины данной ситуации и пути ее изменения и должны стать темой итогового годового педагогического совета ДОУ.