К
проблеме разработки методики оценки
инноваций и нововведений в ГОУ для детей дошкольного
возраста
Ст. воспитатель ГОУ детского сада
№2104, Романова О.Ю.
Для того,
чтобы ГОУ для детей дошкольного возраста отвечали постоянно меняющимся
требованиям современного общества, необходимо внедрение инновационных подходов в
воспитательно-образовательный процесс и методический процесс управления ОУ. В
свою очередь, своевременная диагностика и развитие творческого инновационного
потенциала педагогов способствует развитию не только конкретного ОУ, но и
системы дошкольного образования в целом. В настоящее время в сферу
инновационного образовательного пространства ОУО включены уже не только
отдельные экспериментальные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а
практически каждое дошкольное учреждение. Отрадно, что инновационные
преобразования, касающиеся оптимизации и повышения эффективности программ
дошкольных образовательных
учреждений приобретают системный характер.
Однако для комплексной оценки степени
проникновения идеологии постоянного инновационного творчества в повседневную
практику дошкольных ОУ необходимо проводить регулярный
мониторинг. Этим целям, в частности, служит проведение систематической оценки
возможностей реализации инновационных потенциалов сотрудников, например, с
помощью проведения
анкетирования педагогов ГОУ для детей дошкольного возраста. Обычно при этом для
проведения подобных исследований и для оптимизации процесса составления анкет
используются методические рекомендации, разработанные рядом авторов: а) исследование Т.Г.
Шаргановой уровня разработки модели управления
педагогическим процессом ДОУ в условиях инновационных работ; б) методика Горбуновой Н.В. характеристики педагогических и
управленческих навыков и умений в области внедрения педагогических
(дидактических, организационно-педагогических) и управленческих (организация
структуры, функции, организация и механизм реализации) новшеств; в) методика
оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива К.Ю. Белой;
д) методические рекомендации Степанова Е.Н. и Андреева
А.А. к оценке удовлетворенности работой педагогов и родителей жизнедеятельности
ДОУ.
Опыт проведения подобных исследований
в нашем детском саду (№2104) позволяет рекомендовать следующий алгоритм действий
администрации, старшего воспитателя:
1.
Разработать анкету, направленную на
оценку возможностей разработки и внедрения инноваций в педагогическую практику
ГОУ дошкольного образования.
2.
Провести собрание с педагогами
детского сада для разъяснения актуальности, целей и правил проведения
исследования.
3.
Определить социологически
репрезентативную выборку сотрудников и провести индивидуальное анкетирование
педагогов.
В качестве примера можно
рекомендовать следующую анкету,
разработанную к.п.н., ст. преп. МГПИ, Л.П. Гладких.
«Оценка инноваций
и нововведений в ГОУ дошкольного образования»
Согласны ли Вы с утверждением, что в нашем дошкольном
учреждении созданы условия для: |
Степень реализации (1-5) |
Какие проблемы необходимо решать. (1min-14max) |
1.Удовлетворения
изменяющихся образовательных потребностей детей и их родителей, в
частности: а) обеспечения
государственного стандарта дошкольного образования; б) обеспечения
развития детей в различных видах деятельности |
|
|
2. Периодического
внесения изменений в цели развития ГОУ и его
коллектива |
|
|
3. Обеспечение
высокого уровня развития ГОУ как системы, а именно: а) имеется коллектив с
высокой ответственностью, профессиональной подготовленностью, которому
присущи тесное сотрудничество и высокая
индивидуальная эффективность каждого; |
|
|
б) способность
педагогического коллектива к нововведениям; |
|
|
в) структура
управления и распределение функций помогает внедрению
инноваций; |
|
|
г) ГОУ имеет прочные
традиции, обеспечивающие устойчивость системы в изменяющейся внешней
среде; |
|
|
д) цели обучения и
воспитания, методы и формы организации инновационного
воспитательно-образовательного процесса тесно связаны между
собой; |
|
|
е) в ГОУ созданы
условия, способствующие самореализации каждого
педагога; |
|
|
ж) создана
рациональная организация труда сотрудников ГОУ; |
|
|
з) создана
удовлетворяющая материально-техническая база; |
|
|
и) осуществляется
систематическое обучение кадров в соответствии с их потребностями,
интересами, проблемами; |
|
|
к) создан
благоприятный психологический климат в педагогическом и детском
коллективах. |
|
|
4. Непрерывность
инновационной деятельности, развития
педагогов и администрации ГОУ |
|
|
4.
Выполнить статистический анализ
поступившей информации, сформулировать основные выводы и дать рекомендации по
дальнейшему развитию инновационных потенциалов коллектива. Приведем пример: «Проведенное анкетирование
показало, что все педагоги удовлетворены существующей системой, сложившейся в
ДОУ, той атмосферой и условиями развития инновационных потенциалов педагогов.
Необходимо отметить, что средняя коллективная оценка по всем вопросам не опускается ниже 3,8.
Индивидуальные баллы для оценки инновационных потенциалов каждого члена
коллектива превышают 4 балла: среднее значение составляет 4,5 (при стандартном
отклонении в 0,3). Такое единодушие в оценке ситуации может косвенно
свидетельствовать о том, что анкетируемые не проявили достаточной степени
откровенности в ответах на вопросы в силу разных причин, например, судя по
результатам анализа, испытуемые не могут быть отнесены к индивидуумам,
поддерживающим и внедряющим инновации, так как в выборке из 10 человек не
нашлось ни одного человека, недовольного существующим положением вещей, что, в
принципе, маловероятно».
5. Подвести итоги на педагогическом
совете ДОУ, касающиеся развития инновационных потенциалов
ДОУ.
Для этого нами была разработана
следующая методика сравнительной оценки. В процессе использования методики
разница между самой высокой и низкой оценкой принимается за 100%. В нашем случае
эта разница составляет 1,1 (4,9 – 3,8). Затем разница делится на 3, в
соответствии с чем вычисляются границы низкого, среднего и высокого уровней
развития инновационных потенциалов педагогического коллектива и ДОУ как системы.
Например: 1,1 – 100%, соответственно, 0, 37 составляет 33%. Тогда относительно низкий уровень инновационного потенциала
будут характеризовать те параметры, которые оцениваются членами педагогического
коллектива в промежутке от 0 до 33%, т.е. от 3,8 баллов до 4,17; относительно средний – от 4,18 до 4,55
баллов, относительно высокий – от
4,56 до 4,93.
Следовательно, в конкретном ДОУ более
низкую относительную оценку имеют следующие параметры: материально-техническая
база (3,8 балла); реализация государственного стандарта дошкольного образования
(4,1 балла); традиции, обеспечивающие устойчивость системы в изменяющейся
внешней среде (4,1 балла). Т.е. из 14 параметров 3 оценены на более низком
относительном уровне (21,4 %).
На среднем относительном уровне –
следующие параметры: периодического внесения изменений в цели развития ГОУ и его
коллектива (4,4 балла); наличие коллектива с высокой ответственностью,
профессиональной подготовленностью, которому присущи тесное сотрудничество и
высокая индивидуальная эффективность каждого (4,4 балла); структура управления и
распределение функций помогает внедрению инноваций (4,4 балла); цели обучения и
воспитания, методы и формы организации инновационного
воспитательно-образовательного процесса тесно связаны между собой (4,3 балла).
Т.е. из 14 параметров 4 оценены на среднем относительном уровне (28,6
%).
На высоком относительном уровне –
параметры: обеспечения развития детей в различных видах деятельности (4,7
балла); способность педагогического коллектива к нововведениям (4,5 балла); в
ГОУ созданы условия, способствующие самореализации каждого педагога (4,8 балла);
создана рациональная организация труда сотрудников ГОУ (4,6 балла);
осуществляется систематическое обучение кадров в соответствии с их
потребностями, интересами, проблемами (4,9 балла); создан благоприятный
психологический климат в педагогическом и детском коллективах (4,7 балла);
непрерывность инновационной деятельности, развития педагогов и администрации ГОУ (4,6
балла). Т.е. из 14 параметров 7 оценены на высоком относительном уровне
(50%).
Таким образом, можно сделать
объективный вывод о том, что у ДОУ
преобладает средний относительный уровень инноваций и нововведений в
ГОУ.
6. Оценка инновационных потенциалов
членов педагогического коллектива.
В качестве людей, способных
активизировать его потенциалы, можно считать тех членов коллектива, которые
относятся к инновационным потенциалам ДОУ. В нашем случае их количество
составляет 50%. Оставшиеся члены коллектива относятся к консерваторам и людям,
которые не желают принимать нововведения, в том числе, могут препятствовать их
внедрению в деятельность ДОУ.
Причины данной ситуации и пути ее
изменения и должны стать темой итогового годового педагогического совета
ДОУ.