Инновационный проект: Детский сад русской традиции

Челышева Наталья Владимировна

заведующая ГОУ

Фокина Ирина Викторовна

старший воспитатель

ГОУ Детский сад № 1502 с этнокультурным (русским)

 компонентом образования города Москвы, Россия

Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка,  формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуры мы помогает детям войти в мир прекрасного, тайного, в мир приключений, переживаний и эмоционального наслаждения.

Это утверждение проверяется и утверждается вот уже на протяжении  10 лет экспериментальной работы нашего коллектива, итогом которой мы видим создание и функционирование детского сада русской традиции.

Сущность концептуального подхода к решению проблемы создания национального дошкольного учреждения состоит в том, что традиционная этнопедагогика рассматривается как целебный  и неисчерпаемый источник  развития современной научной теории и практики дошкольного воспитания. Введение национальной культуры в обиход дошкольников предполагает понимание и ориентацию на психологию народа, которая вырабатывается веками и поэтому позволяет наиболее адекватно формировать личность.

Основой концепции детского сада является:

-               Право свободного доступа к культурному наследию своего народа;

-               Принцип естественного воссоздания традиций народной культуры;

-               Развитие творческих способностей;

Перед коллективом ставится цель: всестороннее развитие личности ребенка с учетом его физического, психического развития, его индивидуальных возможностей, интересов и способностей, нравственно – патриотическое воспитание в традициях русской культуры.

Для решения поставленной цели создан особый учебно-воспитательный процесс, построенный на решении ряда задач:

-               Охрана жизни и укрепление здоровья детей;

-               Создание условий и предпосылок, обеспечивающих полноценное и разностороннее развитие детей: физического, интеллектуального, эстетического;

-               Приобщение детей к культурным ценностям и народным традициям русского народа, патриотическое и духовно-нравственное  воспитание дошкольников

Это очень продуктивная модель, так как она влияет на формирование личности ребенка с опорой на универсальные духовные ценности, выработанные народом на протяжении многих веков, и осуществляется посредством специально разработанной системы интегрированных занятий  и создании развивающей среды:

-               Весь годовой цикл занятий по народоведению, праздники, досуги строятся на основе народного календаря с изучением  обрядов, традиций, фольклора. Занятия по народоведению проводятся воспитателем 2 раза в месяц по памятным датам.

-               Занятия и экскурсии в музее русского быта и народно – прикладного искусства. Проводятся специалистом по музейной педагогике 1 раз в неделю для детей и регулярные встречи – экскурсии для родителей и педагогов.

-               Занятия по музыкальному фольклору. Проводятся специалистом по фольклору и аккомпаниатором 1 раз в неделю. Дети знакомятся с  русским песенным фольклором: закличками, частушками, изучают народный танец и др.

-               Музыкальные занятия. Проводятся музыкальным руководителем 2 раза в неделю. Здесь дети изучают народную песню, знакомятся с народными инструментами и учатся на них играть, слушают музыку русских композиторов.

-               Хореографические занятия по изучению элементов русского танца Проводит педагог по хореографии 1 раз в неделю. Дети изучают неповторимую хореографию и пластику русского танца

-               Разнообразные виды народной игры (подвижная, с предметами, с куклами, с игрушками), широкое использование театрализованных игр. Знакомство с народной игрой на основе музыкального фольклора проводятся специалистом по фольклору 1 раз в неделю, подвижные игры проводятся на занятиях по физкультуре и используются в организации прогулок, праздниках, повседневной жизни детей.

-               Использование всех видов продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) при знакомстве детей с русским бытом и соответствующим ручным трудом, народно – прикладным искусством, народной игрушкой. Занятия проводятся в группе – воспитателем в соответствии с планом и предстоящими праздниками и педагогом дополнительного образования по изодеятельности 1 раз в неделю с более детальным изучением народных промыслов и истории их возникновения.

-               Использование элементов православной культуры, москвоведения, краеведения. Используются при планировании занятий по ознакомлению детей с окружающим миром, социальной действительностью, при подготовке к досугам и праздникам.

-               Работа по программе М.Ю. Новицкой «Наследие», разделы: «Святые наши имена», подготовка к школе по пособиям «Родной дом» детей подготовительной группы. Проводятся воспитателями группы 1 раз в неделю. При работе с пособиями «Родной дом» у детей развиваются все необходимые для успешного обучения в школе предпосылки.

Традиционным итогом работы специалистов с детьми за месяц является праздник или досуг, которые проводятся 1-2 раза в месяц. Именно здесь дети и используют весь изученный и накопленный за этот период материал в захватывающей игровой форме с незабываемыми переживаниями и эмоциями. Именно здесь видна связь специалистов друг с другом и с родителями и результативность проведенной работы.

Основой специально созданной развивающей среды является сертифицированный музей русского быта и народно – прикладного искусства, в котором сосредоточены предметы русского быта, игровой материал, куклы, игрушки, этнографические костюмы. Помимо этого во всех группах оборудован уголок русского быта и народного творчества для самостоятельной деятельности и самореализации детей. В методическом кабинете функционирует регулярная выставка народного календаря, подобраны методические рекомендации, имеется подбор разнообразной литературы и иллюстративного материала; для работы с родителями оформлены стенды, имеется подбор информационного материала, заданий по сотворчеству детей, задания для индивидуальной работы; создано специальное нетрадиционное оборудование и атрибутика для изостудии, музыкального и физкультурного зала,

Управление экспериментальной работы осуществляется на основе привлечения актива к планированию, организации, контролю, анализу и регулированию учебно – воспитательного процесса. В целях реализации поставленных задач в детском саду русской традиции должно быть определенное штатное расписание:

-               старший воспитатель по этнокультуре, который осуществляет взаимосвязь всех педагогов и специалистов, осуществляет методическую работу по этнокультуре;

-               специалисты: по народно – прикладному искусству, народному костюму; музейной педагогике; фольклору; хореографии; концертмейстер.

Коллектив педагогов и специалистов работает по единому годовому перспективному плану, при этом каждый имеет свой перспективный план на год, с разработанными конспектами и сценариями, дополненными видео и фото материалами.

Работа с детьми проводится как на специально организованных занятиях, так и во время организации режимных моментов в течении всего пребывания в саду – беседы, использование малых форм фольклора при организации режимных моментов, чтение литературы и др. Дважды в год проводится диагностика развития детей, разработанная педагогом-психологом детского сада.

Такая системная работа - богатейший материал для развития культурно-творческого и эмоционального потенциала каждого ребенка, его познавательной и интеллектуальной сферы, продуктивной деятельности, личностного, нравственно - патриотического развития, при котором складывается национальное мировоззрение, необыкновенное чувство любви и уважения к родным корням, и многие другие качества, которые трудно, а подчас и невозможно воспитать без подобной системы работы.

 

Используемая в работе литература:

1.     Игры и праздники Московии. Сост. Борисов Е.В. – М., Московия, 2002.

2.     Микляева Н.В., М.Ю. Новицкая. Управление образовательным процессом в ДОУ. – М., Айрис дидактика, 2006.

3.     Науменко Г.М.. Русские народные детские игры. -  М., Либерия, 2003 г.

4.     Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. -  М., Дрофа, 1997 г.

5.     Новицкая М.Ю. Наследие. – М., Линка - пресс, 2003

6.     От осени до осени. Сост. М.Ю. Новицкая – М., Планетариум, 1994 г.

7.     Русская школа. По ред. Русакова Е.В. – М., Роман – газета, 1993 г.

8.     Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. М.: Айрис-пресс, 2003.

9.     Шангина И.И. Русские дети. – СПб., Искусство-СПб, 2006