Учебники нового поколения
(Обучение детей по задачам-картинкам)
В.А. Козлова
докт. пед.н., проф.
МГГУ им. М.А. Шолохова, Москва
В основу математического развития ребенка-дошкольника могут быть положены собственно математические знания, выделение которых следует производить в соответствии с научным содержанием «большой математики». Последовательность маленьких порций учебного материала, нацеленная на формирование математических представлений, образует последовательность интеллектуальных (научных) задач. В каждой такой задаче определенные виды интеллектуальной деятельности становятся предметом специального усвоения. Важно, что при этом происходит не только освоение математических знаний, но и формируются специфические виды познавательной, умственной деятельности и общелогические приемы мышления.
Проблема отбора и расположения учебного материала важна не только сама по себе. Очень важно понять, как следует организовать обучение ребенка по усвоению последовательности математических понятий, как следует организовать обучение по нашим интеллектуальным задачам.
Единство чувственного и абстрактного обеспечивает «золотое правило» дидактики – наглядность. Наши интеллектуальные задачи должны быть задачами-картинками. Но не просто иллюстрациями.
Вопрос, который обращен к ребенку, просто не имеет смысла, если нет картинки. А картинка бессмысленна, если нет вопроса. Их единство и есть маленькая математическая задача.
Видеоряд персонажей наполняется внутренним содержанием и сложной динамикой благодаря движению мысли. Равноправные части изображения начинают восприниматься в своей общности, когда ребенок начинает думать как математик, по правилам, продиктованным существом математического образа. Он вдруг обнаруживает, что картинка имеет свою внутреннюю логику, а легкий ритм рисунков-персонажей тесно связан с композицией математического содержания. Благодаря ее глубине, простое видовое изображение становится образом то множества персонажей, то отношений между ними, то множеством определенной численности и т.д.
Принцип, положенный в основу обучения детей по задачам-картинкам, мы назовем адекватной наглядностью. Реализация принципа адекватной наглядности помогает целенаправленно, системно и последовательно управлять ходом процесса освоения ребенком математических знаний. Минуя стадию материализованных действий (с предметами), ребенок знакомится с новыми способами действия с научными понятиями. На перцептивном уровне, только фиксируя изображения взором, он следит за логикой рассуждений воспитателя. Постепенно свои рассуждения он произносит вслух, его деятельность переходит во внешнеречевую, наконец, форма действий становится умственной, когда все операции выполняются про себя, в уме. Использование задач-картинок не отвергает, однако, и материализованную форму. В случае необходимости можно организовать выполнение адекватных действий с предметами или их заместителями.
Кроме информационной функции адекватной наглядности мы отметим и другую - эстетическую. Безмятежный покой рисунка придает математическому образу особую значительность. Вот почему рисунки при внешней статичности и кажущейся монотонности должны быть зрительно выразительны. Персонажи картинки должны быть легко узнаваемы, а рисунки – оптимистичными, веселыми, озорными, жизненнонаполненными. Это олицетворение праздника, в очаровании солнечного тепла и света которого нежится и купается ребенок. Душевная глубина и мягкость изображенных персонажей, утверждение их красоты и внутренней содержательности порождают эмоциональное, новое отношение к математическим представлениям. Разработанный нами принцип адекватной наглядности был реализован в книгах для детей [1-3].
Согласно теории поэтапного формирования умственных действий ребенка следует провести с помощью «путеводной нити», выданной на этапе ориентировки, через пошаговый контроль к полному самоконтролю. В ориентировочной основе следует раскрыть «объективную структуру материала и действия, выделить в материале ориентиры, а в действии – последовательность его отдельных звеньев, чтобы вместе они позволили ребенку с первого и до последнего шага правильно выполнить все задание».
Другими словами, малыша по рисунку надо вести рассказом, сказкой, историей, обозначая ориентиры пошагового освоения математического образа и формирования интеллектуальных умений, навыков. Предоставляя ребенку ориентировочную основу умственных действий, мы ликвидируем многообразие промежуточных этапов, а значит устраняем ошибки, характерные для каждого из них, сокращаем время решения задачи. Ориентировка помогает обозначить поэтапное преобразование перцептивных и умственных действий. Благодаря ориентировочной основе действий легко осуществить пошаговый контроль и обеспечить переход малыша к самоконтролю.
Последовательное и системное рассмотрение задач-картинок с ориентировочной основой действий раскрывает широкий спектр математических образов и приемов интеллектуальной деятельности.
Благодаря ориентировочной основе действий ребенок осваивает логику действий и рассуждений. Он узнает предметные образы, сличает, устанавливает их сходство, различает или идентифицирует, сопоставляет, сравнивает, анализирует (целое дробит на части), осуществляет синтез (из частей составляет целое), проводит аналогию, абстрагируется (от несущественных признаков), классифицирует, обобщает. Развивается его логическое мышление. При этом мыслительные структуры формируются непроизвольно, исподволь.
Обучение ребенка по интеллектуальным (научным) задачам на основе адекватной наглядности с предоставленной ориентировочной основой действий мы определим как принцип адекватного оперирования.
Проблема создания массового учебника по математике для дошкольного обучения и начальной школы – грамотного, немногословного, с адекватной наглядностью, которая помогает зрительно «схватить» суть математического понятия, с четким обозначением расширяющейся системы знаний, с достаточным числом упражнений для выработки определенного умения и навыка – остается актуальной и в наше время, а широкие возможности использования такого учебника в электронном виде подтверждают это.
Библиография
1. Козлова В.А. Пых: книга по математике для детей и воспитателей. 2-е изд. Дораб. М.: Школьная пресса, 2002.88с.
2. Козлова В.А. Умнейка: Математика в играх и задачах для малышей.
В 5 книгах с методикой. М.: Школьная пресса, 2000. 192с.
3. Козлова В.А. Цифирная школа для малышей. Учебное пособие для
детей дошкольного возраста. В 4 книгах. М.: Вентана Граф, 2004. 128с.