Социализация детей в группах кратковременного пребывания в условиях прогимназии
Пасальская Татьяна Леонидовна,
Аспирант МГПИ
Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Эту работу надо вести с учетом специфики дошкольного детства. Степень готовности школьника к обучению – это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребенка. Приступая к систематическим занятиям, он должен быть готов не только к усвоению знаний, но и к существенной перестройке всего образа жизни, которая неизбежно связана с изменением его места в системе общественных отношений – принятием положения школьника.
Л.С.Выготский считал, что среда играет роль источника развития ребенка. Общение ребенка с окружающими имеет первостепенное значение для его психического развития. Анализ литературных источников (М.И.Лисина, Е.Е.Кравцова, Т.А.Репина, А.И.Силвестру, Е.О.Смирнова) позволяет выделить три важнейших компонента психологической готовности детей к школьному обучению: общение ребенка со взрослым; общение со сверстниками; отношение к самому себе.
Исследование условий и закономерностей формирования у дошкольников социальной готовности к школе приобретают практическое значение, поскольку создают основу для использования более эффективных методов подготовки детей к последующему школьному обучению. Целью является облегчение психологической адаптации дошкольников к новым условиям жизни, безболезненный переход от игры к учению, помощь в преодолении трудностей, которые испытывают многие из них, приступая к обучению в школе.
Базируясь на исследованиях отечественных ученых Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева была разработана научная концепция «Дошкольное образование как ступень системы общего образования» под редакцией В.И.Слободчикава. В ней дается обобщенно-схематический анализ истории становления современного детства. Делается вывод, что в истории детства, а не в наличии социальных условий лежат источники и основание для выделения в целостном процессе развития его различных стадий, причины возникновения критических периодов в развитии. На каком-то этапе истории складываются условия моделирования в детском сообществе отношений взрослых. Именно таким путем возникает новая ведущая деятельность – ролевая игра. Игра общественна по происхождению, содержанию и форме.
В истории развития детства были как стабильные, так и кризисные периоды. Есть основания полагать, что современный этап истории детства – этап критический. Он очевидно обнаруживается в период, когда ребенок попадает в начальную школу.
Псевдошкольные формы обучения в дошкольном возрасте вытесняет игру из жизни детей. Тем самым обессмысливается и жизнь дошкольника. В итоге наблюдается сочетание раннего взросления по одним показателям с длительным сохранением инфантильности – по другим.
Теряются межпоколенные связи в семье. Семья обособляется от образовательных учреждений. Развитие общества сейчас совершается слишком быстро. В отношении дошкольного возраста необходимо реализовывать нормативный подход, основанный на серьезном тщательном анализе исторических закономерностей развития современного детства.
По данным статистики 50% первоклассников приходят в школу, минуя дошкольные образовательные учреждения (далее ДОУ). Большинство таких детей испытывают трудности в освоении программы начальной школы, в общении со сверстниками, учителями.
Начиная с 1991 года (по 2001 год включительно) численность детей в ДОУ значительно сократилась (с 8433 тыс. воспитанников в 1991 г. до 4246 тыс. в 2001 г.). Это было вызвано снижением рождаемости в стране. В связи с уменьшением численности воспитанников значительно сократилось количество ДОУ – с 87,6 тыс. в 1991 г. до 50,0 тыс. в 2001 г. при этом динамика уменьшения числа воспитанников всегда опережала сокращение количества дошкольных учреждений.
Начиная с 2002 г. вследствие повышения рождаемости увеличивается численность воспитанников дошкольных образовательных учреждений. По данным Рособрнадзора, к началу 2006/2007 учебного года в Российской Федерации функционировало 45245 ДОУ шести видов, в них числилось около 4800 тыс. воспитанников.
Повышается охват детей дошкольными образовательными учреждениями. Если в 1998-м году ДОУ посещали 53,9% детей в возрасте от 1 года до 6 лет, то в 2003 г. – 58,3%, в 2005 г. – 59%, в 2006 г. – 61, 3% от общего количества детей дошкольного возраста, в сравнении с 1991 г. (63,9%).
Таким образом, наблюдается определенный дефицит мест в ДОУ. В связи с невозможностью обеспечить местами всех желающих детей дошкольного возраста в последние годы резко обострилась проблема разноподготовленности детей к школе.
С 2000 года начали развиваться вариативные формы дошкольного образования, а именно группы кратковременного пребывания (далее ГКП) детей в образовательном учреждении. В этой ситуации можно говорить о «дошкольной образовательной группе» как особой организационной единице. Такая группа как организационная форма мобильнее и дешевле, чем дорогостоящий и сложный механизм детского сада полного дня.
Основными моделями образования детей старшего дошкольного возраста являются дошкольные образовательные группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования и дошкольные образовательные группы кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ.
В связи с этим на базе прогимназии № 1729 была создана ГКП «Будущий первоклассник» для детей 5-6 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Основными образовательными задачами группы стали:
· обеспечение единых стартовых условий для детей поступающих в школу, минуя ДОУ;
· обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и комфортного перехода ребенка в школу;
· сохранение и укрепление здоровья детей, готовящихся к обучению в школе;
· воспитание основ доброжелательного отношения к сверстникам, выработка навыков общения с ними;
· формирование личностной, социально-психологической, эмоциональной готовности к школе.
У детей, не посещающих дошкольные учреждения, малый опыт общения. В связи с этим в ГКП к детям требуется иной подход – акцент должен делаться на игровую деятельность. Это трудно, потому что дети посещают эту группу три раза в неделю по три часа. Занятия занимают основное время, но при этом комплексная готовность к школе, в том числе и социальная, должна быть обеспечена.
Задача педагога – помочь детям приобрести опыт социально уверенного поведения и развить в процессе общения их социальные способности. Система работы предполагает включение детей в различные виды деятельности, способствующие социализации. Прежде всего, большое место отводится различным видам игр: сюжетно-ролевым, играм с правилами, подвижным, театральным. Работа с детьми строится различными способами и в разных режимных процессах. Выстраивая модель образовательного процесса группы, мы выделили первый месяц для адаптации детей. В этот период была запланирована работа, которая помогала детям познакомиться друг с другом, наладить отношения со взрослыми, привыкнуть к обстановке и почувствовать себя более комфортно. В дальнейшем работа по социализации проводилась во время занятий, в моменты динамических пауз, на переменах, в часы досуга, в кружковой деятельности, на праздниках.
Возникающие в старшем дошкольном возрасте новые виды общения ребенка со взрослыми и сверстниками определенным образом влияют на успешность последующего обучения в школе и играют существенную роль в возникновении психологической готовности к школьному обучению.
Список литературы
Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с.
Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / под ред. В.С.Слободчикова. – М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. – 28 с.
Нижегородцева, Н.В., Шадриков, В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
Рекомендации по организации групп кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях/ разраб. авт. кол. под рук. О.Л.Князевой. – М.: Б.и., 2002. – 118 с.
Смирнова, Е.О. Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М.:ВЛАДОС, 2005. – 158 с.