К вопросу о разработке межфакультетского курса «Родительская академия: основы раннего обучения иностранному языку»
Аспиранты МГПИ, К.В. Ревенкова, Н.Ю. Шматко
Проект «Родительская академия: основы раннего обучения иностранному языку» представляет собой факультативный курс для студентов факультетов иностранных языков и дошкольного воспитания. Данный курс был разработан преподавателями кафедр англистики и межкультурной коммуникации и педагогики и методики дошкольного образования и направлен на решение проблемы профессиональной подготовки педагога к обучению детей дошкольного возраста в условиях домашнего обучения и в детском саду.
Актуальность решения данной проблемы обусловлена тем, что сегодня существует противоречие между востребованностью специалиста по обучению детей дошкольного возраста иностранному языку и недостаточной эффективностью реализации существующей модели подготовки педагогов к работе с дошкольниками. Так, получение квалификации учителя иностранного языка, педагога дополнительного образования и методиста-организатора дошкольного образовательного учреждения не является приемлемым для эффективного обучения детей иностранному языку по ряду причин. Прежде всего, это недостаточность общего и отсутствие блока специальных дисциплин в обеих квалификациях, которые позволяют раскрыть возможные приемы и методы обучения детей иностранному языку с учетом их индивидуально-психологических особенностей.
Предлагаемый курс относится к факультативным и направлен на ознакомление студентов факультетов педагогики и методики дошкольного образования и английской филологии с особенностями раннего обучения иностранному языку, спецификой работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. При этом здесь будут учтены аспекты профессиональной деятельности организатора-методиста дошкольного образования и учителя английского языка, связанные с методикой преподавания языка и реализацией принципа всестороннего развития личности.
В конце данного курса студент будет знать и уметь осуществлять диагностику способности детей к изучению английскому языку; анализировать и осуществлять выбор УМК по иностранному языку для детей дошкольного и младшего школьного возраста; предъявлять разумные требования к ребенку и обеспечивать условия их осуществления, осуществлять индивидуальный подход; использовать активные формы и разнообразные приемы работы с детьми на занятии, а также организовать совместную деятельность детей в процессе обучения детей иностранному языку.
Это будет достигнуто за счет того, что обучение по программе предполагает теоретическую и практическую подготовку, при этом акцент делается на практические занятия, семинары-практикумы, круглые столы и т.д.
Так, в ходе теоретической подготовки студентам читается блок лекций по разделам:
1) Особенности раннего обучения иностранному языку; |
2) Аспекты обучения иностранному языку детей-дошкольников и младших школьников; |
3) Обучение видам речевой деятельности детей-дошкольников и младших школьников; |
4) Формирование основ лингвосоциокультурной компетенции в дошкольном и младшем школьном возрасте; |
5) Основы методической компетенции педагога иностранного языка. |
Материалы лекций по дисциплине сопровождается практическими занятиями и заданиями. В частности, к ним относится разработка портфолио молодого гувернера и начинающего учителя английского языка в детском саду, планов-сценариев и конспектов занятий для работы с детьми разных возрастных групп, творческих проектов студентов.
Кроме того, преподавателями кафедр англистики и межкультурной коммуникации и педагогики и методики дошкольного образования проф. Зотовой Е.М., проф. Микляевой Н.В., ст. преп. Ревенковой К.М., асс. преп. Шматко Н.Ю. был разработан блок заданий для контроля полученных знаний. Данный блок включает в себя комплексы вопросов, разделенных по видам речевой деятельности и по аспектам языка, а также несколько тестов для самоконтроля.
Итоги обучения подводятся в ходе творческой мастерской, где каждый представляет проектную работу – анализ одного из актуальных вопросов методики раннего обучения иностранному языку, иллюстрирует свои разработки демонстрацией фрагмента занятия.
Апробация данного курса началась в 2007 году и доказала его эффективность и социальную востребованность.