К вопросу о разработке межфакультетского курса «Родительская академия: основы раннего обучения иностранному языку»

Аспиранты МГПИ, К.В. Ревенкова, Н.Ю. Шматко

 

Проект «Родительская академия: основы раннего обучения иностранному языку» представляет собой факультативный курс для студентов факультетов иностранных языков и дошкольного воспитания. Данный курс был разработан преподавателями кафедр англистики и межкультурной коммуникации и педагогики и методики дошкольного образования и направлен на решение проблемы профессиональной подготовки педагога к обучению детей дошкольного возраста в условиях домашнего обучения и в детском саду.

Актуальность решения данной проблемы обусловлена тем, что сегодня существует противоречие между востребованностью специалиста по обучению детей дошкольного возраста иностранному языку и недостаточной эффективностью реализации существующей модели подготовки педагогов к работе с дошкольниками. Так, получение квалификации учителя иностранного языка, педагога дополнительного образования и методиста-организатора дошкольного образовательного учреждения не является приемлемым для эффективного обучения детей иностранному языку по ряду причин. Прежде всего, это недостаточность общего и отсутствие блока специальных дисциплин в обеих квалификациях, которые позволяют раскрыть возможные приемы и методы обучения детей иностранному языку с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

Предлагаемый курс относится к факультативным и направлен на ознакомление студентов факультетов педагогики и методики дошкольного образования и английской филологии с особенностями раннего обучения иностранному языку, спецификой работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. При этом здесь будут учтены аспекты профессиональной деятельности организатора-методиста дошкольного образования и учителя английского языка, связанные с методикой преподавания языка и реализацией принципа всестороннего развития личности.

В конце данного курса студент будет знать и уметь осуществлять диагностику способности детей к изучению английскому языку; анализировать и осуществлять выбор УМК по иностранному языку для детей дошкольного и младшего школьного возраста; предъявлять разумные требования к ребенку и обеспечивать условия их осуществления, осуществлять индивидуальный подход; использовать активные формы и разнообразные приемы работы с детьми на занятии, а также организовать совместную деятельность детей в процессе обучения детей иностранному языку.

Это будет достигнуто за счет того, что обучение по программе предполагает теоретическую и практическую подготовку, при этом акцент делается на практические занятия, семинары-практикумы, круглые столы и т.д.

Так, в ходе теоретической подготовки студентам читается блок лекций по разделам:

1) Особенности раннего обучения иностранному языку;

2) Аспекты обучения иностранному языку детей-дошкольников и младших школьников;

3) Обучение видам речевой деятельности детей-дошкольников и младших школьников;

4) Формирование основ лингвосоциокультурной компетенции в дошкольном и младшем школьном возрасте;

5) Основы методической компетенции педагога иностранного языка.

Материалы лекций по дисциплине сопровождается практическими занятиями и заданиями. В частности, к ним относится разработка портфолио молодого гувернера и начинающего учителя английского языка в детском саду, планов-сценариев и конспектов занятий для работы с детьми разных возрастных групп, творческих проектов студентов.

Кроме того, преподавателями кафедр англистики и межкультурной коммуникации и педагогики и методики дошкольного образования проф. Зотовой Е.М.,  проф. Микляевой Н.В., ст. преп. Ревенковой К.М., асс. преп. Шматко Н.Ю. был разработан блок заданий для контроля полученных знаний. Данный блок  включает в себя комплексы вопросов, разделенных по видам речевой деятельности и по аспектам языка, а также несколько тестов для самоконтроля.

Итоги обучения подводятся в ходе творческой мастерской, где каждый представляет проектную работу – анализ одного из актуальных вопросов методики раннего обучения иностранному языку, иллюстрирует свои разработки демонстрацией фрагмента занятия.

Апробация данного курса началась в 2007 году и доказала его эффективность и  социальную востребованность.