Организация работы ресурсного центра ЮНЕСКО «Мой садик дома» с детьми, не посещающими  дошкольные образовательные учреждения

Н.А.Царькова,

зам.директора ЦИПРа,

ГОУ г. Москвы Прогимназия №1762,Россия

И.А.Дахновская,

музыкальный руководитель ЦИПРа

ГОУ г. Москвы Прогимназия №1762,Россия

Л.Г.Кузнецова,

педагог дополнительного образования ЦИПРа

ГОУ г. Москвы Прогимназия №1762, Россия

И.И.Ларченко,

воспитатель ЦИПРа,

 ГОУ г .Москвы Прогимназия №1762, Россия

Центр Игровой Поддержки ребенка – новая форма дошкольного образования. Адаптация детей к условиям ДОУ, ранняя социализация малышей, гармонизация детско-родительских отношений, обеспечение физического, личностного и  интеллектуального развития ребенка – вот основные цели и задачи ЦИПр.

Наш центр был открыт в 2003 году Зеленоградским окружным  управлением образования  при ГОУ г. Москвы Прогимназии № 1762. За  это время  накоплен определенный опыт. Разработаны режим, формы и принципы работы, сложились традиции. С 2008 г. ЦИПР стал ресурсной площадкой ЮНЕСКО «Мой садик дома». У нас открыто 9 групп по 5 человек вместе с мамами. Возраст – от 1 до 3 лет.  Три развивающих центра ежедневно встречают малышей: Центр художественного развития; Центр музыкального развития; Центр развивающих игр. Организация занятий с детьми раннего возраста предусматривает игровую форму, широкое использование наглядного материала, двигательных моментов, поэтому главное место в любом из центров отдано ИГРЕ. Причем занятия во всех центрах объединены одной темой. Например: «Птичий двор», «На ферме», «Семья», «В гостях у…», «На прогулке в лесу» и т.д.

В Центре РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ребят встречает Степашка. После приветствия зайка играет в пальчиковые игры, соответствующие теме дня. При помощи знакомого всем персонажа педагог включает каждого ребенка в дальнейшую игру, где активно использует следующие виды деятельности:

Развитие речи и знакомство с окружающим миром. Целью данных занятий является  расширение запаса понимаемых ребенком слов и простых фраз (бытовые ситуации, игровые действия, окружающие предметы, качество предметов и т.д.).

                Художественно-речевая деятельность подразумевает формирование эмоциональной отзывчивости на литературное произведение; развитие способности слушать и активно реагировать на содержание текста.

                Сенсорное развитие достигается путем развития элементарных представлений о величине, форме и цвете; развитием осязательных представлений; формированием обобщенных способов обследования сенсорных качеств.

                На занятиях по конструированию используются конструктор «Lego» и различной формы деревянные кубики. Целью занятия является: формирование интереса к конструированию; приобщение к созданию простых конструкций; побуждению детей к совместному собиранию кубиков; знакомство со свойствами и возможностями материала;  развитие пространственной ориентировки (протяженность и расположение предметов).

                Предметная деятельность по инициативе ребенка является обязательной частью занятий. Ее цель: развитие самостоятельной игры-экспериментирования  с различными предметами; развитие активности и самостоятельности в решении игровых задач; способствование овладению орудийными способами действий в быту и на занятиях; способствование возникновению сюжетно-отобразительных игр.     

                Предметно-развивающая среда, наполнение окружающего пространства  соответствующим оборудованием, пособиями, игрушками позволяют педагогу в полной мере раскрыть огромные потенциальные возможности роста и развития малышей, заняться их ранней социализацией.

                 Центр ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ предполагает совместную деятельность педагога с детьми и родителями.  Любое задание обыгрывается в начале занятия при участии Котика из набора «Би-ба-бо». Родители активно включаются в учебно-игровой процесс. Дети осваивают различные изобразительные материалы и техники.

На занятиях используются пальчиковые и гуашевые краски, масляные и восковые мелки, фломастеры. При выполнении аппликации малыши осваивают клей, учатся выбирать бумагу нужного цвета и размера. Аппликация обязательно добавляется пластилином и другими материалами, развивающими мелкую моторику: паетками, конфетти, сжатой калькой и др.

Принцип построения занятий изобразительной деятельностью с малышами: от простого – к  сложному.  В начале знакомства с рисованием дети осваивают простейшие приемы («наматываем» фломастером клубочек, рисуем яблочки для животных, зернышки для курочек, изображаем дорожки для машинок и лошадок). Освоив основные приемы, дети при помощи взрослых используют их в разных вариантах. По ходу создания рисунка ребенок учится ориентироваться в пространстве листа. Дополнительная стимуляция мелкой моторики во время лепки и рисования благоприятно сказывается на речевом развитии детей. Родители отмечают и возрастающую творческую активность малышей.

                Обязательно идет чередование занятий: лепка, рисование красками, аппликация, работа с плавающим и флуорисцентным пластилином. Каждое игровое занятие включает в себя сюрпризный момент.

 Особенно нравятся детям занятия с заготовками (яблоки, груши, курочки, вырезанные из плотного белого картона). Шаблоны расписываются мелками и заполняются разноцветным флуорисцентным пластилином и другими материалами. В конце таких занятий каждый ребенок несет свою работу к общему дереву, нарисованному педагогом на ватмане (если это яблоки и груши) или на ферму,  также заранее приготовленную,   (если дети делали домашних животных). Малышам очень нравятся такие игрушки, сделанные своими руками.

 Созданию коллективных работ, знакомящих детей с навыками совместного творчества, отводится особое внимание. В таких работах используются смешанные техники, создание идет в два этапа: нанесение фона и завершение картины.

 Организуется свободная деятельность ребенка. В дополнительное время малыш самостоятельно выбирает игровой материал. В это время он может пообщаться со сверстниками или поиграть с педагогом.

Занятия заканчиваются  совместным любованием: ребенок вместе с мамой радуется и восхищается результатом своей работы и рассказывает или показывает, что он сделал.

В центре изодеятельности постоянно экспанируются работы малышей.

Все поделки и рисунки детей собираются в отдельные папки и вручаются малышам на выпускном празднике. Так, просмотрев дома работы, родители могут не только проследить все этапы развития умения их детей рисовать и лепить, но и, опираясь на данный материал, самостоятельно придумать и осуществить новые творческие задания.       

 Центр МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ уделяет особое внимание воспитанию малышей. Именно первые три года жизни ребенка это стартовые возможности музыкального развития, развития потенциальных способностей детей.  И результаты зависят от их активности, эмоциональности. Ведь для малыша мама -  пример во всем. И если мама поет и танцует, ребенок быстрее включается в музыкальную деятельность.

Перед музыкальным руководителем стоит ряд задач – увлекать, удивлять и радовать детей музыкой, приучать малышей внимательно ее слушать, развивать умение прислушиваться к словам песни, самим воспроизводить простейшие интонации, учить выполнять под музыку простейшие плясовые движения. Только игра способна увлечь малыша и сподвигнуть его на участие. Например: «Сегодня мы с вами будем путешествовать, садитесь в вагончики» или «К нам в гости пришел зайка – давайте покажем ему, как мы танцуем».

Малыши любят действия с предметами, поэтому используются погремушки, бубны, барабаны, платочки, султанчики. Многие атрибуты сделаны руками родителей.

Праздник для малышей – это кукольные спектакли. Большое внимание уделяется подбору музыкального материала, на фоне которого идет представление. Музыка соответствует характеру персонажей представлений (хитрая лиса – музыка легкая, игривая; медведь – размеренная, не торопливая).

    Как результат работы деятельности малышей в центре – итоговое занятие, которое проходит в виде праздника. А воспитанникам, идущим в ДОУ, вручаются «Карты перспективного развития «Малыш идет в детский сад», где освещены итоги деятельности ребенка в центре развития.

         Новые формы обучения и воспитания способствуют получению качественного образования на базе ДОУ, следовательно – востребованы. Мы внедрили в практику авторский журнал «Рабочий журнал для воспитателей, работающих с детьми раненого возраста», экспериментальную программу по развитию у детей музыкально-ритмических способностей, издали для родителей книжки – потешки, буклеты, «ларцы для заботливых родителей». Мы заняли нишу от 1 года до 3 лет. А Вы с кем будете работать?