Управление
персоналом образовательного учреждения
компенсирующего вида
Е.П.Емельянова, директор ГОУ № 1707 СВОУ;
Ю.Ф.Гаркуша, канд.пед.наук, доцент кафедры логопедии МПГУ;
Н.А.Печникова, заместитель директора ГОУ № 1707 ,
Москва, Россия
В современных условиях изменения и модернизации отечественного образования предусматривается многообразие видов образовательных учреждений, вариативность их учебных программ. Одним из таких учреждений является ГОУ компенсирующего вида для детей с проблемами здоровья. Охрана здоровья детей дошкольного и школьного возраста отнесена к приоритетным задачам образования.
В рамках многолетней экспериментальной деятельности в ГОУ № 1707 «Начальная школа – детский сад» компенсирующего вида нами предпринято специальное исследование особенностей структуры и управления персоналом данного вида образовательного учреждения. В качестве методов исследования использованы многолетние наблюдения, анкетирование и опрос сотрудников учреждения, родителей воспитанников и учащихся, эксперимент.
Данные исследования показывают, что основная цель государственного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями речи состоит в воспитании разносторонне развитой личности на основе гуманизации и оптимизации учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. В процессе воспитания и специального обучения обеспечивается коррекция его вербальных и невербальных нарушений, раскрытие творческих способностей и предоставление возможностей для его дальнейшего развития.
Анализ структуры ГОУ «Начальная школа – детский сад» компенсирующего вида позволяет выделить четыре ее уровня. Первый уровень структуры учреждения – его директор, второй уровень – его заместители директора по учебно-воспитательной работе детского сада и начальной школы, а также по административно-хозяйственной части. На третьем уровне находятся воспитатели дошкольных групп и продленного дня (в том числе старшие), учителя, логопеды, психологи, дефектологи, социальный педагог, педагог-организатор, музыкальный руководитель. Четвертый уровень структуры составляют учащиеся начальной школы и воспитанники детского сада. Данная структура является дивизиональной, поскольку имеет следующие особенности: 1) во главе учреждения - руководитель; 2) наличие трех структурных достаточно автономных подразделений (детский сад, начальная школа, группы кратковременного пребывания); 3) в управлении каждого подразделения находится не более 8 объектов.
Педагогически обоснованный выбор учителем и воспитателем учебных планов, программ, форм, методов обучения, развития и воспитания, обеспечивает получение детьми образования, соответствующего государственному уровню требований с учетом принципа преемственности, непрерывности и связи отдельных звеньев образовательного процесса: семья - дошкольные группы детского сада - ступени школьного образования - система внеклассных форм работы.
В образовательном процессе используется широкий спектр гибких форм и способов обучения и воспитания, сочетающих традиционные и нетрадиционные подходы к разным видам учебно-воспитательной деятельности.
Обобщение данных литературы и опыт работы показывает, что эффективность совместной деятельности сотрудников образовательного учреждения зависит не только от четкого построения организационной структуры образовательного учреждения, но и от целого ряда других условий, связанных с управлением его персоналом. Для этого необходимо, во-первых, чтобы исполнители хорошо понимали, каких результатов и когда от них ожидают, во-вторых, чтобы они были заинтересованы в их получении, в-третьих, чтобы они испытывали удовлетворение от своей работы, в-четвертых, чтобы социально-психологический климат в коллективе был благоприятен для продуктивной работы.
Определяя организационную структуру, субъект управления регламентирует полномочия и ответственность участников совместной деятельности, а также правила их взаимодействия по вертикали и горизонтали.
Проведя сравнительный анализ структуры ценностных ориентаций педагогов школы, детского сада и администрации, мы отметили общую основу жизненной концепции – это здоровье (физическое и психическое). На втором и третьем месте счастливая семейная жизнь и уверенность в себе у педагогов школы, активная деятельность и любовь у педагогов детского сада, а у администрации - жизненная мудрость и активная деятельность.
Особенности управления двумя структурными подразделениями мы увидели после сравнительного анализа данных, полученных в ходе эксперимента.
Педагоги детского сада (первая группа). Активная позиция личности педагога (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) содействует благополучному осуществлению ведущей игровой деятельности дошкольников. Ранжирование ценностей педагогов детского сада показало, что у педагогов этой группы нет ярко выраженной потребности в безопасности. Полагаем, что эти результаты, а также определение психологического возраста (46 лет), указывает на то, что в «трудные» годы перестройки и смены общественного строя (80-е – начало 90-х годов) это были взрослые люди, имеющие жизненный опыт, уверенность в будущем и сложившуюся ценностную сферу, они легче пережили эти события. У педагогов детского сада и детей совпадают общие потребности: детям нужна любовь, яркая жизнь, активная деятельность. Данные нашего эксперимента показывают, что воспитателям нужно то же самое, и все это, полноту и эмоциональность жизни, они получают, взаимодействуя с детьми. Воспитатели каждый день исполняют разные роли, так же, как и для детей, игра для них - жизнь, их любят дети, и они любят детей. Дети восполняют их потребности, а они восполняют детские. Главная ценность у педагогов - здоровье, по А.Маслоу [3]- это физиологическая потребность относится к блоку безопасности. Не будет здоровья, не будет жизненной полноты, а отсюда невозможность получить любовь, то, что является приоритетом для данной группы педагогов.
Педагоги начальной школы (вторая группа). Формирование ценностно-смысловой сферы (по А.Н.Леонтьеву [2], осуществляется до 20-21 года) многих учителей школы происходило в 80-90-е годы, которые ученые оценивают как «тяжелые» годы для психического здоровья российских людей. Дж. Гринберг сравнивает это время с войной. Это был период сильного психологического стресса, когда разрушались не только многие предприятия, но и семьи. У учителей начальной школы, средний реальный возраст которых 35 лет, в это время шло активное формирование ценностно-смысловой сферы. И в силу того, что тогда у них не сложилось ощущения личной безопасности, в ранжировании ценностей выступили на первый план уверенность в себе и счастливая семейная жизнь. У этой группы нет базового чувства безопасности, им всегда будет нужно восполнять это чувство уверенности. Администрация может помочь восполнить это чувство посредством создания психо-эмоционального комфорта, признания их достижений, роли в организации работы учреждения, формирования уверенности в завтрашнем дне. Продолжая эту тему, хочется напомнить, что у детей с проблемами здоровья также нередко наблюдается неуверенность в себе. У учителей уверенность не является доминирующей ценностью, но у тех и других есть общие цели как участников коррекционно-развивающего процесса. Известно, что если нет общности интересов, то не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий». Именно эти учителя лучше понимают детей с проблемами в развитии. В педагогической работе они обнаруживают гибкость, вариативность, чуткость. Взаимодействуя с детьми, применяют безопасные способы создания психоэмоционального комфорта во время занятий и вне их.
Представители администрации (третья группа) имеют возможность координировать работу всего персонала, используя жизненную мудрость и занимая активную позицию.
Таким образом, результаты эксперимента подтвердили гипотезу о различиях структур ценностных ориентаций педагогов школы и педагогов детского сада и одновременном присутствии в них общего содержания. Особенности управления персоналом учреждения заключаются в постоянном учете и соотношении двух отличающихся мотиваций в различных структурных подразделениях. При сохранении функций управления возрастает роль функции координации, усиливается значимость таких качеств управления, как гибкость и вариативность.
Перспективы реализации специфики управления двумя структурными подразделениями одного образовательного учреждения состоят в учете ценностных ориентаций педагогов детского сада, связанных с активной деятельностью, полнотой и эмоциональной насыщенностью жизни, и в учете особенностей ценностной сферы учителей школы - признания их достижений, профессиональной роли, значимости уверенности в завтрашнем дне. Несомненно, только неравнодушные, активные и уверенные в себе педагоги смогут обеспечить должный уровень психологического комфорта для детей с особыми образовательными потребностями.
Литература
1.Аверин А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации: Учеб.пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2003.
2.Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феномология ценностной регуляции деятельности (статья вторая) // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. 1997. - №1 - С. 20-27.
3.Маслоу А.Г. Мотивация и личность // Вестник Московского университета стр 7. Философия. № 3, 1991.
4.Нюттен Ж. Мотивация действия и перспектива будущего /Под ред. Д.А.Леонтьева М.: Смысл, 2004.